wxthplvl65Ну что же, хорошее и простое объяснение уравнения Бернулли. Именно так и нужно его понимать.
В вопросе подьемной силы крыла есть, конечно, некоторые моменты, которые лектор опустил. Например, если пренебрегать вязкостью воздуха (как он здесь это делает), то, как известно, никакой подьемной силы не возникает, а картина обтекания крыла выглядит иначе, чем в аэродинамической трубе. Здесь же он как-бы говорит: считаем, что линии тока вокруг крыла таковы, как в аэродинамической трубе, но при этом вязкости у воздуха нет. Это правильное допущение, хотя этот момент не всегда понятен, я думаю. При уменьшении вязкости среды до сколь угодно малого значения картина обтекания крыла приближается к той, что демонстрирует аэродинамическая труба, а подьемная сила приближается к некоторому значению. Но при достижении строго нулевой вязкости картина обтекания кардинально меняется, а подьемная сила становится равной нулю. Т.е. мы говорим о том, что вязкость среды настолько мала, насколько это нужно для того, чтобы дальнейшее ее уменьшение уже не влияло на результат (например, на величину подьемной силы), но она все же не нулевая. Для картины обтекания крыла потоком строго нулевой вязкости можно именно забыть о криволинейности линий тока и смотреть только на скорость потока в разных точках (как делают в неправильном объяснении), т.к. в этом случае констатна в уравнении Бернулли именно одна и та же для всех линий тока. И мы получаем, что подьемной силы просто нет. Все эти странности связаны со строго равной нулю вязкостью.
Мысль лектора вполне понятна. Если вязкость все же не строго равна нулю, но очень мала, то:
1. Линии тока вблизи поверхности крыла практически повторяют эту поверхность и сходят с задней кромке крыла по касательной;
2. Верхняя и нижняя линии тока имеют разную константу
. Т.е. просто говорить "сверху скорость больше, чем снизу, а значит давление сверху ниже, чем снизу" нельзя. Так можно сравнивать линии тока только с одинаковыми
;
3. Чтобы заставить поток искривиться, нужно приложить силу. Это и есть подьемная сила
Лично я думаю, что самое простое объяснение работы крыла такое: воздух за крылом так или иначе получает вертикальный импульс, направленный вниз за счет того, что он обтекает не симметричное тело (а при обтекании несимметричного тела поток в общем случае приобретает какой-нибудь поперечный импульс, что довольно очевидно). Не особенно важно, как именно это происходит на крыле. Т.к. до крыла воздух был неподвижен, а после - получил вертикальный импульс (и, соответственно, кинетическую энергию), то крыло непрерывно проделывает работу, что выражается в наличии силы лобового сопротивления (которая присутствует даже в потоке с пренебрежимо малой вязкостью). Поэтому подьемная сила без силы лобового сопротивления невозможна (за исключением случая, когда набегающий поток уже имел вертикальный импульс, направленный вверх, а после крыла он просто меняет направление вертикального движения на противоположное. Но это чисто теоретическая конструкция, не имеющая ничего общего с реальным крылом).