2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
 Re: Конспектирование теории
Сообщение21.10.2021, 02:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/04/14
968
спб
del

 Профиль  
                  
 
 Re: Конспектирование теории
Сообщение21.10.2021, 09:36 


20/04/10
1776
demolishka в сообщении #1535674 писал(а):
Я вообще почти ничего не читаю. И в том, что касается моей деятельности - это оказывается очень правильным. Например, в математике, зная сколько и каких работ мне предшествовало - я никогда бы не понял, о чем они и что же в них общего - как не поняли и все авторы этих работ, продолжая несколько десятилетий плодить запутанные многостраничные жонглирования неравенствами. Вместо следования этим работам я, как и всегда, следовал собственным ощущениям
Речь была о том, что читали когда учились. Сейчас вполне вероятно, что не читаете. Так поступают многие, так как порой легче изобрести велосипед и найти этому подтверждение в статьях, чем разобраться во всём объёме статей по интересующей тематике, которые порой перегружены формализмом.

Вот посмотрел я темы, которые Вы начинали, в некоторых встречается достаточно специальная терминология. Каким образом Вы её узнали? Заслуга ли это лекторов матмеха спбгу, или всё-таки Вы читали учебники во время обучения. Хотя, не исключено, конечно, что это пришло само в процессе осмысления закона Аристотеля и поиске смыслов.
demolishka в сообщении #1535674 писал(а):
в очередной раз Вы пытаетесь угадать что-то обо мне и в очередной раз промахиваетесь - опять вследствие неприглядного Вам закона Аристотеля - и уж не Вам ли пора ощутить необходимость новых критериев (новой природы). Но Вы все равно будете продолжать это делать и я знаю почему - ведь я был таким же.
Не правда, я не пытаюсь ничего угадать, Вы это додумали сами. Более того, Вы, как мне кажется, чересчур сконцентрированы на себе, я бы даже сказал на какой-то своей уникальности. Мол вот он я, постиг истину не выходя из комнаты, а другие до сих пор блуждают в потёмках. И эти сравнения себя с другими известными математиками, зачем? Конечно, это хорошо, что взгляды совпадают с мнением других известных математиков. Но отсюда не следует, что это единственно верный путь, который может быть применен к любому. Я бы советовал Вам просто отвлечься от размышлений и пойти прогуляться в парке, переключиться на какие-то бытовые вещи.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необычный подход к обучению и оцениванию студентов
Сообщение21.10.2021, 12:25 


07/08/14
4231
demolishka в сообщении #1535644 писал(а):
Вообще на правильном экзамене должен быть один комбинированный вопрос: "Расскажите о своих впечатлениях о курсе. Что Вам больше всего понравилось? Какие у Вас есть вопросы (причем не обязательно по курсу)?" и на то, что понравилось давать задачу (для проверки честности). Вообще при хорошем ответе на последний вопрос уже можно оценить глубину знаний и выставить оценку. У нас же большинство преподавателей проверяют не знание, а незнание студента.
Вы пишите об обучении (производстве, выявлении) ученых. ВУЗы готовят ещё и инженеров, а им надо уметь пользоваться тем, что уже готово. Для этого требуется в первую очередь память и немного смекалки, то есть они именно должны выучить наизусть лекции и лабораторные работы. А исследовательские, комбинаторные способности и возведенное в культ желание разузнать как там на самом деле - удел единиц. Может этому в принципе нельзя научить в ВУЗе - всё что детонирует закладывается где-то в детском саду, а в ВУЗе можно лишь выявить такого человека и попытаться его активировать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необычный подход к обучению и оцениванию студентов
Сообщение21.10.2021, 13:04 


30/09/20
78
demolishka, у меня недавно появились схожие мысли. Я уперся в проблему того, что все это слишком медленно. Дело в том, что куда ни копни, очень быстро, на поверхности, достигаешь вещей, которых человечество попросту еще не понимает.

(Оффтоп)

Да хоть взять ноутбук, на котором я пишу: его существование обусловлено в конечном счете поведением "дырок" и электронов в полупроводниках, и тем, что подобные полупроводники делают возможными те конструкции, которые можно собирать в промышленных масштабах. Но из этой мысли очень далеко до подлинного понимания такого рода изделий. Дело в том, что нет общей теории "конструируемости" и "сочетаемости" материалов, либо теории управления электромагнитным полем; в учебниках по микросхемам пишутся полуэмпирические технологические карты, а в учебниках по электромагнетизму - уравнения Максвелла и граничные задачи для Лапласа. То есть, абсолютно элементарные и скучные вещи.

Или преобразование Фурье. Сколько книжек исписано, где по пунктам, даже педантично и аккуратненько перечисляются его свойства, а по сути - почему это преобразование "разглаживает" функции, что делает $e^{ix}$ на высоких частотах с функциями на разрывах? На высших частотах графики $\cos$ и $\sin$ почти сплошняком будут покрывать область $-1 \le y \le 1,$ и при свертке с функциями вся эта сплошная масса ведет себя чертовски интересно, и про это хотелось бы знать, но про такое пишется очень мало где, если вообще пишется, а авторы предпочитают писать, например, что "сумма фурье-образов равна фурье-образу от суммы..." и подобную хрень...

Что уж говорить о таких вещах, как соболевы пространства и асимптотическая формула Вейля? Сколько статей разбирал по ним, а в итоге знаю только то, что ничего про них не знаю... Эх...
В этих случаях приходится достигать собственного понимания, а количество доступного времени ограничено, и как ускорить это достижение понимания - непонятно. Такие дела...

 Профиль  
                  
 
 Re: Необычный подход к обучению и оцениванию студентов
Сообщение21.10.2021, 13:20 
Аватара пользователя


31/08/20
11
demolishka

А мне очень понравились Ваши мысли. Интересно! От Вас веет Прустом... :oops:

 Профиль  
                  
 
 Re: Необычный подход к обучению и оцениванию студентов
Сообщение21.10.2021, 14:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6652
Larrot в сообщении #1535731 писал(а):
А мне очень понравились Ваши мысли. Интересно!

Аналогично! То, что вы писали (даже то, что затёрли) зря не пропало. Кому надо, тот успел прочитать и понял. У каждого свой путь. Не все обязаны бежать толпой куда-то. Кто-то взбирается на свою личную гору. И ваши сообщения не являются офф-топиком. Товарищ в головной теме просил рассказать, как кто изучал теорию матанализа, поделиться опытом. Вот вы изучали её так и нашли свой путь. И, если кому ваш путь не по душе, пусть лучше расскажет про свой, а не наводит критику.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необычный подход к обучению и оцениванию студентов
Сообщение21.10.2021, 15:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6652
Anton_Peplov в сообщении #1535645 писал(а):
Я, конечно, мехмат не заканчивал, но имхо для 99.9% студентов мехматов/матмехов (равно как, впрочем, любых других факультетов) попытки следовать вышеизложенным советам demolishka закончатся плачевно (они не будут ничего ни помнить, ни знать, ни понимать, и это и будет "как на входе, только хуже"). А остальные 0.1% так круты, что ни в каких советах не нуждаются.

Основная мысль demolishka в первом посту этой ветки заключается в том, что надо стараться найти смысл в том, что изучаешь. К сожалению, не у всех это получается. Многим остаётся непонятным мотивация введённых понятий. Приведу свой отрицательный опыт. Будучи студентом третьего курса, посещаю лекции по функциональному анализу и парралельно читаю общеизвестный учебник Колмогорова и Фомина. Начинается тема топологических пространств и вводятся всякие $T_1$ , $T_2$ , $T_3$ и всякие другие пространства. Подхожу к своему научному руководителю и спрашиваю, а зачем всё это нужно? Его ответ меня удивил. "Не понимаешь, ну и забей на это дело. В ближайшее время тебе понадобится только гильбертовы и нормированные пространства. Можешь ознакомиться и со счётно-нормированными. Лучше изучи эти пространства получше, а остальные не трогай." Но с его советами я хоть что-то в курсе функционального анализа понял. А многие, с кем учился, практически ничего не поняли. Хотя конспекты были все в порядке. Правда все сдали более-менее нормально. А толку?

 Профиль  
                  
 
 Re: Необычный подход к обучению и оцениванию студентов
Сообщение21.10.2021, 16:35 


10/03/16
3995
Aeroport
Larrot в сообщении #1535731 писал(а):
demolishka

А мне очень понравились Ваши мысли.

Присоединяюсь

 Профиль  
                  
 
 Re: Необычный подход к обучению и оцениванию студентов
Сообщение21.10.2021, 19:53 


10/03/16
3995
Aeroport
"Education is an admirable thing. But it is well to remember from time to time that nothing that is worth knowing can be taught"

Кто сказал, как думаете? :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Необычный подход к обучению и оцениванию студентов
Сообщение21.10.2021, 20:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/06/12
2129
/dev/zero
Larrot в сообщении #1535731 писал(а):
demolishka

А мне очень понравились Ваши мысли. Интересно! От Вас веет Прустом...

Присоединяюсь. Зря удалили сообщение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необычный подход к обучению и оцениванию студентов
Сообщение23.10.2021, 19:28 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6652
Не знаю, будет ли в тему. Но совершенно случайно обнаружил у себя на компьютере брошюру Постникова о культуре занятий математикой http://library.lol/main/633D498553C3BB92473EDEA4128A6D2B . Помню, что читал её очень давно. Настолько давно, что совершенно не помню, о чём она. Может тогда был просто не готов к прочтению. Интересно будет освежить воспоминания.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необычный подход к обучению и оцениванию студентов
Сообщение24.10.2021, 08:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6652
demolishka в сообщении #1535644 писал(а):
Одна из таких общих проблем связана с восприятием информации. Дело в том, что довольно распространено заблуждение, что человек способен понять другого человека или, другими словами, существует какая-то объективная трактовка информационного текста (

Но, попытаться понять другого человека всё же можно попробовать. Вот и я пытаюсь понять смысл цитируемой фразы, но пока не получается. Как я понимаю, математический текст состоит из объективной части (интеграл он и в Африке интеграл) и субъективной, которая отражает позицию автора к объективной части. (На счёт этого есть и у Постникова начиная с конца стр. 64). Субъективная часть как правило даже в учебниках обычно сводится к минимуму, что затрудняет их восприятие. И тут появился некто В.Босс, который в отдельных своих произведениях ( которые являются дополнением к учебнику) попытался донести до студента своё субъективное понимание предмета. У некоторых (в том числе и на нашем форуме) это вызвало сильное отторжение. Вероятно отношение к этому автору улучшилось после того, как выяснилось, что это ведущий сотрудник ИПУ и профессор ФизТеха. Можно не соглашаться с тем, что пишет Босс, но, по крайней мере, это интересно. И нужно понимать, что это не учебник, а дополнение к нему. Интересно, продолжит ли кто его дело?

 Профиль  
                  
 
 Re: Необычный подход к обучению и оцениванию студентов
Сообщение26.10.2021, 05:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/04/14
968
спб
StaticZero в сообщении #1535794 писал(а):
Зря удалили сообщение.

Оно мне самому не понравилось - зачатки мыслей там были хорошие, но не раскрытые - они может быть и всплывут вновь где-нибудь ниже.

Здесь
demolishka в сообщении #1535644 писал(а):
довольно распространено заблуждение, что человек способен понять другого человека

имелось в виду, что некоторые слишком уверены в существовании единой объективной трактовки слов или текста (а на самом деле - в объективности своей) настолько, что им всегда всё ясно и всё они поняли. На деле же сам автор зачастую не понимает, почему (на самом деле) он сказал/написал/сделал что-либо, а истинные смыслы находятся далеко за примитивным привычным нам восприятием. В удаленном сообщении я писал, что человек не способен осознать все многообразие смыслов, которое он вкладывает в сказанное/сделанное им. Но почувствовать и понять эту многозначность, хотя бы на примере самого себя, - можно. Для большинства подойдет следующее упражнение: когда в следующий раз на кого-то обидитесь или выругаетесь, то подумайте, почему вы обиделись или выругались? Правда, с первого раза ответить на этот вопрос нетривиально - скорей всего не получится - придется долго себя наблюдать. Например, я вот лет 5 назад за собой заметил, что начинаю продолжать разговор на повышенных тонах, когда объясняю кому-то из близких друзей людей какой-то материал, а они воспринимают его с тяжестью. Сначала выяснил, что крик этот оказывается направлен ко мне - поскольку я сам люблю тормозить и меня это в какой-то мере тяготит. А чуть позже выяснил, почему, собственно, крик - в детстве на меня кричала мама (по другим причинам) и меня это раздражало. Вот и получается, что я кричал на себя, потому что из детства знал, что мне это неприятно :D . Конечно, после такого осознания страдать таким идиотизмом больше не хочется. А может там и еще чего глубже есть - кто его знает. И такие сюжеты - они самые простые. Бывают намного глубже.

Конечно
мат-ламер в сообщении #1536156 писал(а):
попытаться понять другого человека всё же можно попробовать

Этому и способствует выработка и сравнение интерпретаций. Только сравнение интерпретаций тоже субъективно (т. е. тоже порождает интерпретацию). Так что тут можно впасть в безумие, если вовремя не остановиться :-).

мат-ламер в сообщении #1536156 писал(а):
Как я понимаю, математический текст состоит из объективной части (интеграл он и в Африке интеграл) и субъективной, которая отражает позицию автора к объективной части.

Математический текст, как и любой текст, состоит из текста :-). Субъективность - результат его осмысления объектом, например, читателем или автором. Я утверждаю, что в слово "интеграл", как и в многие (если не все) другие слова, мы с Вами вкладываем разные смыслы (порой - совершенно разные), которые зачастую мы сами не улавливаем. При этом с длиной текста эта индивидуальная смысловая погрешность может нарастать (контекст может не только уменьшать неоднозначность, но и увеличивать её) настолько, что утверждать хоть о каком-то понимании становится невозможно.

мат-ламер в сообщении #1536156 писал(а):
И тут появился некто В.Босс, который в отдельных своих произведениях ( которые являются дополнением к учебнику) попытался донести до студента своё субъективное понимание предмета

Решил я посмотреть его анализ, так как недавно обдумывал и даже набросал схему учебника (когда-то, когда я мало задумывался об образовании, я полагал, что писать учебник по анализу - это полный вздор - ведь их столько уже написано :-) ). В целом - хорошо, что такие учебники имеются. Правда, глубокой философии касательно анализа я там не увидел. Не буду обсуждать достоинства или недостатки (для этого надо обозреть весь учебник или серию целиком, что я не делал), но укажу на некоторые фундаментальные замечания, которые оказываются в тему тому, что уже было мной сказано:

1. Он недооценивает (кстати, как и В. И. Арнольд) роль формализма (а точнее - взаимодействия формализма и базовой интуиции) в математическом образовании. Если рассуждать на чуть менее, чем поверхностном, уровне, то математика - она про распространение базовой интуиции куда-то за пределы этого базового (привычного) осязания и восприятия. Поэтому понимание математики происходит именно на той грани, где наивные соображения приобретают формальный вид и претерпевают дальнейшее формальное развитие. Именно здесь человек учится выражать свои ощущения и мысли на математическом языке - кто уж поспорит с главенствующей ролью такого навыка для математика. Для обучения подобному навыку очень существенно дать почувствовать достаточную свободу и самостоятельность, чего не достигается стандартными задачами, например, из Демидовича или же разбором готовых доказательств и решений. Здесь очень хороши задачи с почти очевидным ответом, но неочевидным обоснованием (что, конечно, субъективно). Для меня, например, подобная задача была входным билетом в математику. Вот даже тема сохранилась. Это было что-то типа персонального задания на весь семестр. Я до сих пор помню то чувство, когда, после нескольких месяцев ознакомления с разными сопутствующими вопросами и неудачными попытками сдать задачу, я увидел последний недостающий ингредиент в виде подсказки-задачи на последнем переписывании контрольной и вышел с нее с ощущением, что задача наконец решена и осталось лишь дойти до дома и оформить решение. В моем случае еще удачно сложилось, что это была теория меры - так что предыдущие два курса можно было практически не знать.

2. Вот, В.Босс пишет, что, дескать, должно быть минимум две разных по типу книги по предмету: одна со всеми мелкими деталями, а другая в укрупненном масштабе. А я бы усилил его утверждение - их должно быть минимум три. Третий тип книги совмещает формально-интуитивную подачу, отбирая избранные сюжеты (составляющие скелет) и уделяя им большее внимание, нежели им уделяется в предыдущих типах книг. Обычно роль такого учебника составляет хороший курс лекций, но, вообще говоря, и у лекций и у учебника такого плана есть как плюсы, так и минусы.

мат-ламер в сообщении #1536156 писал(а):
продолжит ли кто его дело?

Я писал в удаленном сообщении про Гротендика и Рохлина. Имелось в виду (и этого важного дополнения не было в изначальном сообщении) следующее. И Гротендик, и Рохлин были очень прозорливыми для своего времени и видели вопросы (мы обсуждаем образование), которые окажутся существенными в перспективе. То обстоятельство, что я к их важности также пришел за более короткий, нежели они, промежуток времени говорит не о том, что я, дескать, лучше или еще чего, а о том, что современное бытие устроено так, что важность этих вопросов возросла настолько, что они проявляются уже на ранних этапах познания. Это значит, что скоро их совсем невозможно будет не замечать и пора действовать. Тенденция в принципе направлена в эту сторону, да и объясняется не только моим личным опытом.

За
мат-ламер в сообщении #1536097 писал(а):
брошюру Постникова

спасибо - прочитал, но пока комментировать не хочу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необычный подход к обучению и оцениванию студентов
Сообщение26.10.2021, 08:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6652
demolishka в сообщении #1536379 писал(а):
Математический текст, как и любой текст, состоит из текста :-). Субъективность - результат его осмысления объектом, например, читателем или автором. Я утверждаю, что в слово "интеграл", как и в многие (если не все) другие слова, мы с Вами вкладываем разные смыслы (порой - совершенно разные), которые зачастую мы сами не улавливаем. При этом с длиной текста эта индивидуальная смысловая погрешность может нарастать (контекст может не только уменьшать неоднозначность, но и увеличивать её) настолько, что утверждать хоть о каком-то понимании становится невозможно.

Кстати, на счёт интеграла. Вроде как у цитируемого вами Рохлина (где он рассуждал о том, как надо преподавать математику нематематикам) высказывается мысль, что лучше всего интеграл (определённый) надо понимать как площадь. Я вот никогда интеграл не понимал как площадь. Да, интеграл при определённой интерпретации может быть площадью, а может и не быть. Интересно, какую площадь выражает интеграл $\int\limits_{0}^{1}x \sin \frac{1}{x}dx$ ? Далее (вроде опять тот же Рохлин) предлагается интеграл считать как первичное неопределяемое понятие, которое удовлетворяет некоторым аксиомам. А площадь определять через интеграл (от индикаторной функции множества, хотя такие слова и не произносились). Лично мне такой подход показался бы неестественным, хотя кое-кому он нравится. И вроде у Бурбаки так всё и определяется, хотя я их не читал. Вроде один и тот же интеграл, а вот понимать его можно совершенно по разному.

Лично я воспринимаю интеграл, как некий абстрактный математический объект, который в разных ситуациях может иметь очень интересные и полезные свойства.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необычный подход к обучению и оцениванию студентов
Сообщение26.10.2021, 12:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6652
ozheredov в сообщении #1535791 писал(а):
that is worth knowing can be taught"

Если кто знает английский, пусть объяснит, что означает слово "taught" - выучено или преподано (объяснено)? (Слово teach может означать как учить, так и преподавать).

-- Вт окт 26, 2021 13:35:58 --

demolishka в сообщении #1536379 писал(а):
Я утверждаю, что в слово "интеграл", как и в многие (если не все) другие слова, мы с Вами вкладываем разные смыслы (порой - совершенно разные), которые зачастую мы сами не улавливаем. При этом с длиной текста эта индивидуальная смысловая погрешность может нарастать (контекст может не только уменьшать неоднозначность, но и увеличивать её) настолько, что утверждать хоть о каком-то понимании становится невозможно.

Я придерживаюсь такой точки зрения, что основные первичные математические понятия, такие как интеграл и производная, существуют в природе сами по себе, не зависимо от субъектов их открывающих и изучающих. И если где-нибудь есть достаточно развитая цивилизация, она с необходимостью придёт к открытию этих понятий. Другое дело, какими словами будет это изложено, это вопрос. Тут даже в учебниках одного поколения одно и то же фундаментальное понятие может быть истолковано и объяснено по разному. Возьмём вопрос, что такое дифференцируемая функция ($R^n \to R$ , к примеру), и что такое её производная (дифференциал). Мне близко такое понимание, что функция дифференцируемая в точке, если её в окрестности этой точки можно линейно аппроксимировать. Теперь попробуем расшифровать эти слова. Формулами это можно записать так $f(x)=f(x^*)+l(x)+m(x)$ , где $f(x)$ - наша функция, $l(x)$ - линейная функция, $m(x)$ - некая малая функция. Всё это выполняется в некоторой окрестности точки $x^*$ . Пытаемся расшифровать это дальше. Что такое линейная функция (функционал) в нашем случае? Общий вид его - $l(x)=(\nabla,x-x^*)$ , где скобки обозначают скалярное произведение, $\nabla$ - некий вектор (ковектор, если хотите), который мы назовём производной (либо дифференциалом, либо градиентом, кому как удобно). Что такое малая функция? Пусть мы это запишем так: $m(x)=o(\parallel x\parallel )$ (дальнейшая расшифровка понятна).

Теперь обратимся к учебникам. Вроде то же самое пишут. Только совершенно другими словами. И, к тому же, по разному. Вроде есть одно фундаментальное абсолютное понятие. А описать его можно сильно по разному. А уж как в голове представить, тут тоже возможны варианты. Возможно есть люди, которые представляют это себе чисто геометрически. Я это представляю себе синтезировано - и геометрически, и формульно, как написал. Можно ли в принципе понять, что такое дифференцируемая функция? Я придерживаюсь мнения, что таки можно. Другое дело, что в слово "понять" разные люди вкладывают разный смысл. Например, оно может означать, как некое новое понятие взаимодействует в нашей голове со старыми.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 43 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group