2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Условия успешного самообучения
Сообщение29.08.2021, 09:49 


11/12/13

173
 i  Ende
Выделено из темы «Самостоятельное изучение матана (и не только)»


Почему - то не анализируются условия, которые должны быть созданы или уже имеются для возможности самого процесса самообучения (СУ). Большую часть знаний получил именно в процессе СУ и встречал по жизни многих, у кого было желание и необходимость, но отсутствовали необходимые для этого условия.
В институте была вводная лекция от почтенного вида профессора - о режиме, конспектах и тщательном пережёвывании пищи - кратковременная и незапоминающаяся по содержанию. Согласитесь, что эта часть подготовки к учебному процессу должна быть главной и обязательной для каждого. Объём знаний, которые необходимы для усвоения правил и условий составляет несколько часов, но никак не несколько десятков минут.

 Профиль  
                  
 
 Re: Самостоятельное изучение матана (и не только)
Сообщение29.08.2021, 11:44 


27/08/16
10412
Стимул в виде приближающейся сессии полезен для студентов, да. Он может быть заменён другими стимулами. Но сложно, если изучающий самостоятельно после школы, например, тот же матан или дифференцирование всё ещё не понимает, зачем они ему нужны?

 Профиль  
                  
 
 Re: Условия успешного самообучения
Сообщение29.08.2021, 14:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8587
Организация самообучения - это очень непростое дело. Поверьте человеку, который много лет изучает математику самостоятельно и разбил себе лоб о множество лежащих на этой дорожке граблей. Я разберу их на примере матанализа, который изучается ради понимания физики.

Грабли № 1. Собственная лень, угасание интереса. Иногда предмет не очень интересен учащемуся сам по себе, но необходим как пререквизит для изучения другого предмета (например, немыслимо всерьёз изучать физику, не зная хотя бы матанализа). Но прорабатывать толстый учебник по не слишком интересующему тебя предмету в какой-то момент может стать так скучно, что ты просто бросишь его и переключишься на что-нибудь поинтереснее.

Грабли № 2. Нырок в дополнительную литературу за глубоким пониманием. В противоположность предыдущему, ты настолько хочешь разобраться в предмете, что тебе мало того, что написано в учебнике. Здесь есть как минимум два варианта.
Грабли № 2.1. Стремление к большей строгости. Это бывает при чтении учебников по математике для физиков и инженеров, если ты знаком с настоящей математической строгостью и "определения" вроде "функция - это правило, по которому числу ставится в соответствие другое число" (примерно так функция определяется у Ильина и Позняка) тебя не удовлетворяют.
Грабли № 2.2. Стремление к большей общности. Какие-то вещи (например, кривые на плоскости) определяются явно для узких частных случаев и с помощью костылей, что выглядит довольно некрасиво. Тебе хочется понять, как всё это выглядит в более общем виде.
Всё это приводит к тому, что ты погружаешься в учебники по более глубоким дисциплинам, чем матан - например, по топологии. Тем самым ты тратишь время и отвлекаешься от изучения собственно матана. Если последний был только пререквизитом на пути к физике, то изучение физики откладывается на неопределённое время.

Грабли № 3. Нырок в собственные изыскания за глубоким пониманием.
Грабли № 3.1. Шевеление определений
Ты не удовлетворяешься определениями и хочешь понять, почему они именно такие, какие есть. Ты пытаешься чуть-чуть изменить эти определения и посмотреть, что из этого выйдет. Типичный пример см. в этой теме. Само собой, ни в каких учебниках это не написано, и приходится думать самому.
Грабли № 3.2. Обобщение приятных фактов
Работает, если ты уже зарылся в более общие, чем матан, темы, например, в общую топологию. Ты видишь какой-то приятный факт, верный для $\mathbb R$ или $\mathbb R^2$, и пытаешься обобщить его: лучше всего на произвольное пространство... ну хотя бы на метрическое... ну, может быть, хоть на $\mathbb R^n$? Типичные примеры здесь и здесь. Само собой, и это тоже ни в каких учебниках это не написано, и приходится думать самому.
Эффект от третьих граблей такой же, как от вторых: ты тратишь кучу времени и труда и - да, получаешь какие-то знания, но не те, которые изначально собирался получить. Время потрачено, а цель (изучение физики) ближе не стала.

Грабли № 4. Погоня за ощущением естественности.
Ты пытаешься как следует понять доказательство теоремы и признаёшь своё понимание полноценным, только если у тебя возникло ощущение "ага, ну конечно, а разве могло быть иначе!". Если ты разобрал каждый шаг в доказательстве теоремы, согласился, что он сделан по правилам, но всё равно не ощутил своего "ага, ну разумеется!", ты считаешь, что тебе нужно ещё покопаться в теореме - часами, днями, неделями. Но правда в том, что ты гонишься за призраком. В математике много неожиданных, контринтуитивных, сложных для принятия вещей. И анекдот "в первый раз не понял, во второй не понял, в третий привык" - не такой уж и анекдот. Зачастую "понятное" - просто синоним "привычного". А может быть, глубокие причины, по которым всё устроено так, а не иначе, всё же существуют, но чтобы их понять, придётся изучить ещё несколько томов непростой математики. Так что гнаться за "ага, ну разумеется!" не следует. Если каждый шаг в доказательстве теоремы понят и признан законным, на этом следует остановиться, даже если это доказательство выглядит как набор ad hoc-трюков "а давайте построим такую хитровывернутую функцию". Иначе можно прогоняться за призраком неограниченное количество времени.

Черенки всех вышеперечисленных граблей растут в лесу из одного корня - того факта, что самообучающийся сам решает, что именно и в каком объёме ему изучать. И даже если он изначально наметил вполне разумную программу (например, если его цель - математические пререквизиты изучения физики, то просто взял стандартные учебники для физфака), то скоро у него возникнет искушение отступить от этой программы, и некому дать ему по рукам, чтобы он этого не сделал.

Вот для этого и нужен кто-то, наделённый властью. Руководитель, который будет стоять над студентом с палкой и не давать ему сворачивать с дороги в тёмный лес или рыть шахту к центру Земли там, где нужна канава от забора до обеда (пусть это и не обязательно преподаватель, читающий лекции). Если бы у меня такой в своё время был, я бы давно уже изучил квантовую механику. А я вместо этого изучил, что такое ультрафильтры, мера Лебега и аксиомы отделимости - что тоже интересно, но не то, ради чего я всё это затеял и чего всё ещё хочу достичь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Условия успешного самообучения
Сообщение30.08.2021, 11:40 


11/12/13

173
Anton_Peplov в сообщении #1529899 писал(а):
1Организация самообучения - это очень непростое дело. Поверьте человеку, который много лет изучает математику самостоятельно и разбил себе лоб о множество лежащих на этой дорожке граблей.
2 Вот для этого и нужен кто-то, наделённый властью. Руководитель, который будет... не давать ему сворачивать с дороги в тёмный лес или рыть шахту к центру Земли ...
3Если бы у меня такой в своё время был, я бы давно уже изучил квантовую механику. А я вместо этого изучил, что такое ультрафильтры, мера Лебега и аксиомы отделимости - что тоже интересно, но не то, ради чего я всё это затеял и чего всё ещё хочу достичь.

1. Могу подтвердить сказанное и, надеюсь, диалоги в этой теме помогут уменьшить до минимума количество "граблей" на пути СА.
2. Руководитель, который ..., тоже имеет планы в своей карьере и потому неизбежно возникнет проблема психологической совместимости, которую можно успешно "нейтрализовать" путём изучения основ психологии.
3. "...изучение квантовой механики..." желательно начать с "изучения" цитат Ричарда Фейнмана:
https://ru.citaty.net/avtory/richard-feinman/
3.1 „Разумеется, жизнь у каждого из нас только одна, и, когда вы совершаете все положенные ошибки и начинаете понимать, чего вам делать не следует, тут-то она к концу и подходит.“
СА должен соразмерить свой возраст с необходимым временем для накопления минимально необходимого уровня знаний и опыта.
3.2 „Думаю, я смело могу сказать, что квантовой механики никто не понимает.“
С большой вероятностью СА тоже ничего не будет "понимать"...
3.3 „Если вы учёный, квантовый физик, и не можете в двух словах объяснить пятилетнему ребёнку, чем вы занимаетесь, — вы шарлатан.“
"...объяснить..." можно только в процессе демонстрации эксперимента хотя бы самому себе.
3.4 „Наступит время, когда все станет известным или дальнейший поиск окажется очень нудным, и тогда сами собой замолкнут кипучие споры по основным вопросам философии и физики и исчезнет забота о тщательном обосновании всех тех принципов, о которых мы беседовали в этих лекциях. Наступит время философов, которые все время стояли в стороне, делая глупые замечания.“
Это "время" наступило... "Дальнейший поиск" и синтез новой теории требует огромных средств.

 Профиль  
                  
 
 Re: Условия успешного самообучения
Сообщение30.08.2021, 16:01 


11/12/13

173
Какое же главное "условие" успешного самообучения? Считаю, что нормально работающая долговременная память и навыки поддержания её в "рабочем" состоянии, для чего необходима диета и ежедневный тренинг.
Известно, что в нейронах процесс "запоминания" происходит посредством наращивания новых связей между ними и потому необходимо наличие в пище церебринов, с которыми пришлось "познакомится" лично, когда пришёл в студенческую поликлинику на приём к невропатологу и прочитал плакат на стене "Для Вас, студенты!". В то время "Липоцеребрин" свободно и без рецепта продавался в аптеках, выпускал их Армянский мясоконсервный комбинат и пользовался огромной популярностью у пенсионеров - через несколько часов после приёма трёх таблеток память восстановилась...
К сказанному могу добавить рецепты кулинарии, гарантирующие аналогичные препарату "Липоцеребрин" эффекты "качественной" работы памяти и не только памяти...

 Профиль  
                  
 
 Re: Условия успешного самообучения
Сообщение31.08.2021, 14:03 


11/12/13

173
Вторым условием успешного процесса СУ является необходимость ведения базы реперных меток (РМ) в виде конспектов. Для чего это необходимо? Наша память не имеет "цифровых регистров адреса" ячеек памяти - поиск "файлов" в ней происходит по ассоциативным признакам. Чем больше ассоциаций связано с каким-либо действием, тем больше нейронов возбуждаются и, соответственно, растёт число связей между ними. При записи прочитанного возбуждаются несколько параллельных областей мозга, отвечающих за работу, например, моторики мышц руки. Эта запись в конспекте и будет репером для обучаемого - ему достаточно посмотреть на неё и в памяти "проявится" искомая информация.
Для себя определился с конспектами и оптимальным видом записи РМ:
1. Для каждой темы имеется свой конспект;
2. На каждую тему желательно иметь книгу первоисточник;
3. РМ состоит из порядкового номера, даты, номера страницы источника и краткое содержимое прочитанного раздела;
4. На последних страницах конспекта необходим список первоисточников и другая дополнительная информация.
Необходимости создания базы РМ связана и с биофизической особенностью работы мозга человека - число разных по тематике видов деятельности не превышает семь (режиссёры и писатели об этом знают),а база РМ сохраняет зоны памяти от "влияния" информации, которая необходима для других видов деятельности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Условия успешного самообучения
Сообщение01.09.2021, 07:32 


11/12/13

173
Anton_Peplov, несколько раз внимательно прочитал Ваше сообщение и могу сказать, что "грабли", на которые мне пришлось наступить, почти такие же как и Ваши, включая и общий итог по результатам СА - не тем занимался, чем должен был...
И тут хотел бы спросить самого себя о дальнейшем направлении до сих пор продолжающегося процесса СА - бросить совсем это неблагодарное и опасное для здоровья занятие или найти новую и интересную область, в которой плоды СА будут заведомо интересны и востребованы?

 Профиль  
                  
 
 Re: Условия успешного самообучения
Сообщение01.09.2021, 22:26 


10/03/16
4444
Aeroport
Anton_Peplov в сообщении #1529899 писал(а):
Грабли № 3.1. Шевеление определений
Ты не удовлетворяешься определениями и хочешь понять, почему они именно такие, какие есть. Ты пытаешься чуть-чуть изменить эти определения и посмотреть, что из этого выйдет. Типичный пример см. в этой теме
. Само собой, ни в каких учебниках это не написано, и приходится думать самому.


А это точно грабли, а не jetpack?

 Профиль  
                  
 
 Re: Условия успешного самообучения
Сообщение02.09.2021, 12:03 
Аватара пользователя


23/05/20
393
Беларусь
Klark в сообщении #1530016 писал(а):
Какое же главное "условие" успешного самообучения?


На форуме часто поднимают тему самообучения. Дают много советов, но мне кажется, что не учитывается основной фактор. У каждого процесса должна быть цель, тогда он будет успешен. У обучающегося, идущего к цели, должны быть точные и четкие критерии эффективности процесса. Всякое самообучение ради самообучение, вообще-то, является провальным.
Мой совет состоит в том, что вы выбираете интересную задачу, которую хотите решить. Будет лучше, если вы ее сформулируете для себя сами, а не выберите теорему Ферма или 12 проблему Гильберта :-) .
Делается первая попытка осмыслить задачу и найти решение. В результате вы можете более менее точно определить, какого математического аппарата вам не хватает. Берете книги и изучаете нужные вам темы. В этих темах появляются новые неизвестные вопросы. Изучаете новые темы. Действуя по этому алгоритму вы либо решаете поставленную задачу или убеждаетесь в том, что сформулировали ее неправильно, это указывает на 100% эффективностью вашего процесса самообучения.
Если с поставленной задачей вопросов нет. Берите следующую. И решайте, добывая знания в учебниках, на форум или в интернете.

 Профиль  
                  
 
 Re: Условия успешного самообучения
Сообщение21.09.2021, 10:18 


26/07/21
18
The knowledge and skill required to master self-studying are vital if you want to advance in your career and succeed. In today’s era, where almost everyone has access to the internet, self-studying cannot be considered impossible like in previous decades. Nowadays, more than 50% of the learning occurs outside the classroom and lectures are only limited to an hour or two. Many people do not even have an attention span of an hour; thus, self-studying has become necessary for them. Now self-studying itself is no child’s play either since now you are responsible for what you will learn at your own pace and resources. There are several conditions one must fulfil to benefit from self-studying truly.
First and foremost, you should get rid of laziness and be motivated to self-learn since no one will force you to do so. Secondly, you should have some goals already planned before you start studying. This is to help you achieve your goals and keep track of what you have learned. Finally, the third condition of self-learning is self-evaluation. Read this blog for more learning https://mytutorsource.com/blog/the-bene ... -learning/. Remember, there is no third person to assess you on what you have learned in this setting, so it is necessary that you regularly test yourself on what you have learned and only move on until you are delighted with your learning.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group