Организация самообучения - это очень непростое дело. Поверьте человеку, который много лет изучает математику самостоятельно и разбил себе лоб о множество лежащих на этой дорожке граблей. Я разберу их на примере матанализа, который изучается ради понимания физики.
Грабли № 1. Собственная лень, угасание интереса. Иногда предмет не очень интересен учащемуся сам по себе, но необходим как пререквизит для изучения другого предмета (например, немыслимо всерьёз изучать физику, не зная хотя бы матанализа). Но прорабатывать толстый учебник по не слишком интересующему тебя предмету в какой-то момент может стать так скучно, что ты просто бросишь его и переключишься на что-нибудь поинтереснее.
Грабли № 2. Нырок в дополнительную литературу за глубоким пониманием. В противоположность предыдущему, ты настолько хочешь разобраться в предмете, что тебе мало того, что написано в учебнике. Здесь есть как минимум два варианта.
Грабли № 2.1. Стремление к большей строгости. Это бывает при чтении учебников по математике для физиков и инженеров, если ты знаком с настоящей математической строгостью и "определения" вроде "функция - это правило, по которому числу ставится в соответствие другое число" (примерно так функция определяется у Ильина и Позняка) тебя не удовлетворяют.
Грабли № 2.2. Стремление к большей общности. Какие-то вещи (например, кривые на плоскости) определяются явно для узких частных случаев и с помощью костылей, что выглядит довольно некрасиво. Тебе хочется понять, как всё это выглядит в более общем виде.
Всё это приводит к тому, что ты погружаешься в учебники по более глубоким дисциплинам, чем матан - например, по топологии. Тем самым ты тратишь время и отвлекаешься от изучения собственно матана. Если последний был только пререквизитом на пути к физике, то изучение физики откладывается на неопределённое время.
Грабли № 3. Нырок в собственные изыскания за глубоким пониманием.
Грабли № 3.1. Шевеление определенийТы не удовлетворяешься определениями и хочешь понять, почему они именно такие, какие есть. Ты пытаешься чуть-чуть изменить эти определения и посмотреть, что из этого выйдет. Типичный пример см. в
этой теме. Само собой, ни в каких учебниках это не написано, и приходится думать самому.
Грабли № 3.2. Обобщение приятных фактовРаботает, если ты уже зарылся в более общие, чем матан, темы, например, в общую топологию. Ты видишь какой-то приятный факт, верный для
или
, и пытаешься обобщить его: лучше всего на произвольное пространство... ну хотя бы на метрическое... ну, может быть, хоть на
? Типичные примеры
здесь и
здесь. Само собой, и это тоже ни в каких учебниках это не написано, и приходится думать самому.
Эффект от третьих граблей такой же, как от вторых: ты тратишь кучу времени и труда и - да, получаешь какие-то знания, но не те, которые изначально собирался получить. Время потрачено, а цель (изучение физики) ближе не стала.
Грабли № 4. Погоня за ощущением естественности.
Ты пытаешься как следует понять доказательство теоремы и признаёшь своё понимание полноценным, только если у тебя возникло ощущение "ага, ну конечно, а разве могло быть иначе!". Если ты разобрал каждый шаг в доказательстве теоремы, согласился, что он сделан по правилам, но всё равно не ощутил своего "ага, ну разумеется!", ты считаешь, что тебе нужно ещё покопаться в теореме - часами, днями, неделями. Но правда в том, что ты гонишься за призраком. В математике много неожиданных, контринтуитивных, сложных для принятия вещей. И анекдот "в первый раз не понял, во второй не понял, в третий привык" - не такой уж и анекдот. Зачастую "понятное" - просто синоним "привычного". А может быть, глубокие причины, по которым всё устроено так, а не иначе, всё же существуют, но чтобы их понять, придётся изучить ещё несколько томов непростой математики. Так что гнаться за "ага, ну разумеется!" не следует. Если каждый шаг в доказательстве теоремы понят и признан законным,
на этом следует остановиться, даже если это доказательство выглядит как набор ad hoc-трюков "а давайте построим такую хитровывернутую функцию". Иначе можно прогоняться за призраком неограниченное количество времени.
Черенки всех вышеперечисленных граблей растут в лесу из одного корня - того факта, что
самообучающийся сам решает, что именно и в каком объёме ему изучать. И даже если он изначально наметил вполне разумную программу (например, если его цель - математические пререквизиты изучения физики, то просто взял стандартные учебники для физфака), то скоро у него возникнет искушение отступить от этой программы, и некому дать ему по рукам, чтобы он этого не сделал.
Вот для этого и нужен кто-то, наделённый властью. Руководитель, который будет стоять над студентом с палкой и не давать ему сворачивать с дороги в тёмный лес или рыть шахту к центру Земли там, где нужна канава от забора до обеда (пусть это и не обязательно преподаватель, читающий лекции). Если бы у меня такой в своё время был, я бы давно уже изучил квантовую механику. А я вместо этого изучил, что такое ультрафильтры, мера Лебега и аксиомы отделимости - что тоже интересно, но не то, ради чего я всё это затеял и чего всё ещё хочу достичь.