2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В раздел Пургаторий будут перемещены спорные темы (преимущественно псевдонаучного характера), относительно которых администрация приняла решение о нецелесообразности продолжения дискуссии.
Причинами такого решения могут быть, в частности: безграмотность, бессодержательность или псевдонаучный характер темы, нарушение автором принципов ведения дискуссии, принятых на форуме.
Права на добавление сообщений имеют только Модераторы и Заслуженные участники форума.



Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
 Гендерные различия (из Помогите определиться)
Сообщение09.05.2021, 01:05 


16/09/12
7127
Если уж тема свернула в эту сторону.

realeugene в сообщении #1517574 писал(а):
Женщинам в науке сложнее, бесспорно: дети требуют от женщины большего внимания


Женщинам в массе своей на любой работе сложнее. Это связано с тем, что мы живём по-прежнему в обществе с жёсткими гендерными ролями, где почему-то принято, что мужчина сидит дома ровно на пятой точке, почти ничего не делая по дому или воспитанию детей. В результате женщины получают то, что в микроэкономической социологии семьи и социологии бюджетов времени называется "двойной нагрузкой на женщин": женщины вынуждены перегружать свой бюджет времени как работой, так и домашними обязанностями и обязанностями по воспитанию детей.

Кстати, это имеет прямое следствие для демографии. В частности в демографической науке известна забавная зависимость, что для обществ на стадии первого этапа демографического перехода более высокая рождаемость характерна для консервативных обществ из-за их социальной отсталости, но для обществ, завершивших первый этап демографического перехода, в целом характерна ситуация, что либеральные эгалитарные в гендерном плане общества имеют более высокую рождаемость, чем более консервативные общества. Это прямое следствие того, что общества с высокой гендерной эгалитарностью могут позволить своим членам перераспределять домашние дела более равномерно между супругами, а патриархальные общества отличаются более низкой лабильностью гендерных ролей. Тут можно сравнить, к примеру, Францию, Швецию, Чехию или Эстонию с одной стороны и какую-нибудь Италию, Россию или Польшу с другой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите определиться
Сообщение09.05.2021, 01:29 


27/08/16
9426
kry в сообщении #1517636 писал(а):
Это связано с тем, что мы живём по-прежнему в обществе с жёсткими гендерными ролями
Это всё, конечно, очень увлекательно, но мне не кажется, что возможно перераспределить такую гендерную роль, как беременность. Да и связь младенца с матерью сильнее, чем с отцом. Вообще, складывается впечатление, что современные гендерные исследователи забыли про биологию.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите определиться
Сообщение09.05.2021, 01:38 


16/09/12
7127
realeugene в сообщении #1517638 писал(а):
Это всё, конечно, очень увлекательно, но мне не кажется, что возможно перераспределить такую гендерную роль, как беременность.


Какое отношение беременность как биологическое состояние имеет к низкой/высокой лабильности гендерных ролей в семейных делах по воспитанию уже родившихся детей в разных обществах? Ну и сроки совершенно разные: беременность - это 9 месяцев, выращивание ребёнка - 18 лет. Женщина худо-бедно ещё может в карьерном плане справиться с беременностью, но не со значительным выпадением из профессиональной деятельности на 18 лет.

realeugene в сообщении #1517638 писал(а):
Вообще, складывается впечатление, что современные гендерные исследователи забыли про биологию.


Гендерные исследования междисциплинарны, но вообще то, о чём я говорю - это чистейшей воды социология, так как гендерные роли социально конструируются. Отсюда где-нибудь в Швеции почти половина отцов берёт часть отпуска по уходу за ребёнком на себя или мужчины намного более массово готовят дома, а для какой-нибудь Италии или России - это крайне редкое исключение. Надеюсь, что вы не хотите сказать, что где-нибудь в Швеции или в Прибалтике живёт другой биологический вид людей. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите определиться
Сообщение09.05.2021, 01:57 


27/08/16
9426
kry в сообщении #1517640 писал(а):
Надеюсь, что вы не хотите сказать, что где-нибудь в Швеции или в Прибалтике живёт другой биологический вид людей. :-)
Нет, но там марксизм более популярен. И всё равно, 9 месяцев - это если один ребенок, а три ребенка - это в три раза больше. Плюс грудное вскармливание. Пролактин выделяется только у матерей, влияя на их мировосприятие и материнскую привязанность к младенцу. Отец может сколько угодно кормить младенца из бутылочки, материнских нейромедиаторов у него в крови не будет. А какова статистика по Швеции, с кем чаще оставляют детей при разводе?

Вообще, конечно, попытки доказать, что для ребенка роли матери и отца взаимозаменяемы - это один из главных аргументов, почему хочется все эти гендерные исследования выкинуть в мусорку как лженауку. Это противоречит биологии, а биология - настоящая наука.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите определиться
Сообщение09.05.2021, 02:09 


16/09/12
7127
realeugene в сообщении #1517642 писал(а):
Нет, но там марксизм более популярен


Марксизм тут вообще ни к селу, ни к городу. Россия - исторические весь 20 век марксистское государство, но что-то лабильность гендерных ролей в ней намного ниже, чем в Швеции, Австралии или Бельгии. Тут важен не марксизм, а гендерная эгалитарность общества.

realeugene в сообщении #1517642 писал(а):
И всё равно, 9 месяцев - это если один ребенок, а три ребенка - это в три раза больше.


Три ребёнка требуют в свою очередь и на воспитание намного больше времени и сил. Да, не три раза по 18 лет, так как эти сроки для детей будут пересекающимися множества, но времени у матери это затратит значительно больше.

realeugene в сообщении #1517642 писал(а):
А какова статистика по Швеции, с кем чаще оставляют детей при разводе?


Статистика по странам довольно однотипна: везде детей обычно оставляют с матерями. По регионам можно посмотреть:

а) постсоветское пространство - 91% детей с матерью;
б) Африка - 90% с матерью;
в) Латинская Америка - 87% с матерью;
г) Восточная и Юго-Восточная Азия - 85% с матерью;
д) Южная и Центральная Азия - 84% с матерью;
е) Австралия и Океания - 82% с матерью;
ж) Ближний Восток - 81% с матерью;
з) Северная Америка - 80% с матерью;
и) Европа - 77% с матерью.

Самые низкие показатели в мире как раз в Швеции и Норвегии, где 67-68% детей оставляют с матерями, а остальные либо на совместной опеке, либо с отцом.

В России в среднем около 93% вероятности, что суд оставит ребёнка под опекой матери (87% отцов вообще не борются за ребёнка, в 6% отец проигрывает, а в оставшихся 7% либо совместная опека, либо опека отцу). Самый низкий показатель на Чукотке (82%), а самый высокий - Тамбовская область (97%). На Северном Кавказе около 90%.

При этом эмпирический факт состоит в том, что в подавляющем большинстве случаев (87% на 2016 год) отцы в России вообще не заявляют требования на то, чтобы ребёнок или дети остались с ним. Это всё, что требуется знать о данной ситуации.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите определиться
Сообщение09.05.2021, 02:17 


16/09/12
7127
realeugene в сообщении #1517642 писал(а):
Это противоречит биологии, а биология - настоящая наука.


Это не противоречит биологии, так как гендерные роли по определению это социальный конструкт (гендер - это социокультурный пол), а не биологический. Давайте вообще мы не будем выдумывать за биологию того, чего в ней. Это я Вас как выпускник биофака МГУ прошу.

А что изучает социология гендерных отношений (да-да, социология, а не биология) гуглится с двух кликов. Например, программа вводного курса социологии семьи и гендерных отношений в Вышке:

Цитата:
Тема 1. Введение к курсу. Семья: определения, функции, роли и отношения, различные формы, структуры и типы семей в разных обществах.

Круг основных понятий социологии семьи: родство, генеалогия, поколение, супружество, брак, развод, родительство, партнерство, деторождение, домохозяйство и место жительства семьи, семейные роли, семейное разделение труда, разделение власти, семейное принятие решений, наследование, передача духовных ценностей/представлений о жизни, социализация, материнство, отцовство, сексуальность, сожительство.

Историческая эволюция теорий и представлений о феномене семьи. Обзор теорий семьи.

Тема 2. Представления классиков социологической мысли о семье и ее эволюции. Позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер). Эмиль Дюркгейм о семейных и внесемейных отношениях. Макс Вебер и изменения значимости отношений родства по сравнению с отношениями найма работника. Семья как социальная статика.

Тема 3. Структурный функционализм о семье (Г.П. Мэрдок, Т.Парсонс, У.Гуд, Р.Бейлс, Ральф Тернер). Разделение труда на базе половых ролей, понятие конъюгальной солидарности. Полоролевой подход. Экспрессивные и инструментальные функции. Теория ресурсов. Социализация и приватность: Ю.Хабермас, публичная сфера. Приватность и публичность – еще одна интерпретация полового разделения труда в семье.

Тема 4. Марксизм, теория конфликта, франкфуртская школа, марксистский феминизм (Маркс, Энгельс, Маркузе, Альтюссер, Файрстоун). Буржуазная семья и пролетарская. «Покупка» женщины в буржуазной семье. Работающие дети как средство получения дохода в семьях рабочего класса. Инструментализм, рационализация семьи: члены семьи как средство получения семейного дохода. Семья как элемент, включенный в систему товарно-денежных отношений. Роль частной собственности, способа производства и властных отношений в процессе формирования буржуазного социального института семьи.

Тема 5. Психоанализ и представления о семье (Фрейд, Юнг, Элен Дойч, Карен Хорни, Жак Лакан, Джессика Бенжамин, Нэнси Чодороу). Стадии формирования сексуальности, конструирование мужественности и женственности в ранней социализации. Искажения в процессе социализации как причина «неправильного» конструирования своей собственной семьи и сексуальности в дальнейшем. Образ матери, «пожирающая» мать, «сверхвластная» мать, «жертвующая собой» мать. Желание материнства как порождение зависти к мужскому полу. Дети как достижения, ценность мужского мира. Непрерывность женского родства. «Мужская рана» отделения от матери в раннем детстве. Симбиотические отношения, их противоречивость. Психоаналитический постмодернизм (Сиксьюс, Иригарай, Кристева и др.). Платформы половых различий Кристевой. Природа женского и мужского языка.

Тема 6. Микроэкономика и семья (Беккер, Хартман, Янг). Экономический анализ выбора партнера на брачных рынках. Репродуктивное поведение, качество и количество детей. Теория человеческого капитала. Распределение времени как ресурса. Социология бюджетов времени.

Тема 7. Г.Зиммель, мужская и женская культура. Дом как мир. Феноменология и драматургический анализ И. Гофмана. Гендер как базовое отношение социального порядка. Гендерный дисплей, конвенциональные акты в производстве дихотомии мужского и женского. Семья и гендер. Понятие гендера и гендерных отношений Коннелл, американские либеральные феминистки 1980-х, конструирование гендера (Уэст, Циммерман, Бем и др.).

Основные понятия – половые (гендерные) роли (Парсонс), гендерная система, социальное конструирование гендера. Рэндалл Коллинз, женщина как мужской ресурс. Появление ресурсного значения у мужчин с ростом влияния женщин в обществе. Гендер, гендерные отношения, гендерный порядок, гендерный режим, гендерная система, гендерный контракт как понятия.

Тема 8. Символический интеракционизм (Г.Блумер, Дж.Мид, У.Томас, Ч.Кули).Семья как первичная группа идентификации в процессе социализации по Кули, Миду. Теория социального конструирования (П. Бергер, Т.Лукман). Семья как мир повседневно конструируемого взаимодействия. Семейные роли и отношения как «общие смыслы».

Трансформация интимности в модернизационном процессе у Э.Гидденса. Смена романтического дискурса на дискурс «собственно отношений». Этнометодология и конструирование пола как конфигурации привычных практик и фоновых ожиданий в повседневности (Г.Гарфинкель). Социализация как взаимное научение в процессе взаимодействия матери и ребенка.

Тема 9. Феминизм о семье и гендере (Фридан, Миллетт, де Бовуар, Файрстоун, Рич). Теория партиархата (семья как основной социальный институт угнетения женщин). Личное есть политическое. Пол как класс. Социалистический феминизм (Бебель, Цеткин, Коллонтай). Дискуссия о домашней работе и семейной экономике. Либеральный феминизм, марксистский феминизм, радикальный феминизм и психоаналитический феминизм. Гиллиган и социологический конструктивизм. Феминистская эпистемология: Хардинг, Стэнли, Вайз и др.

Тема 10. Женское движение в России. Гендерная система раннего Советского государства, возникновение гендерной системы эпохи социализма (работающая мать – муж\кормилец), изменения, привнесенные перестройкой.

Тема 11. Феминность: социализация, отношения с отцом, отношения с матерью, символический мир Феминного (versus женский мир, отличающийся от мужского и не допускающий мужское в себя), женская субъективность, контроль над женским телом (деторождение, материнство (воспитание детей), сексуальность и насилие), статус женщины в патриархатной системе, континуум домохозяйка – профессионально занятая (Дворкин, Фридан, Миллетт, Митчелл, Кристева и др.). Женский и мужской мир.

Тема 12. Маскулинность: коллективные практики, социализация в контексте, гомосоциальность. Гегемонная и альтернативные маскулинности (класс, раса, сексуальная ориентация, и т.д.). Историческая динамика типов маскулинности. Мужская гендерная роль в различных обществах. Отцовство. Сексуальность. «Защита и добыча». «Размывание» ожиданий от мужчины в современных развитых обществах. Коннелл, Плек, Левант, Кэмпбелл и др.

Тема 13 Сексуальность. Культурные различия в отношении сексуального поведения. Культурно обусловленные определения «сексуального». Эволюция исторических представлений о сексуальности, ее типов и форм. Сексуальные нормы в различных обществах. Сексуальная ориентация. Сексуальное поведение. Сексуальная социализация. Сексуальная самоидентификация. Добрачная и внебрачная сексуальность. Сексуальная эксплуатация. Секс и насилие. Сексуальные домогательства. Нетрадиционная сексуальность и родительство..

Тема 14 Родительство, материнство и отцовство. Функционализм, марксизм (теория конфликта), психоанализ, феминизм, социология репродукции. Репродуктивные опции: добровольная бездетность, контрацепция, многодетность, одинокое родительство, родительство нетрадиционно сексуально ориентированных групп, отказ от новорожденного, усыновление, бесплодие и репродуктивные технологии и их использование. Репродуктивная биоэтика.

Тема 15. Детство. История теорий детства. «История величия и падения детства». Детство в разные периоды и в разных культурах. Границы детства. Права детей и их обеспечение. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

Тема 16. Семейная политика. Институциональная трансформация семьи. Социальная сущность семейной политики. Потребность в существовании семейной политики. Цели и парадигмы семейной политики в разных странах. Эффективность семейной политики в разных странах. Семейная политика в России: прошлое, настоящее, будущее


В МГУ или СПбГУ лень смотреть, сами поглядите, если будет необходимость.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите определиться
Сообщение09.05.2021, 02:43 


27/08/16
9426
kry в сообщении #1517648 писал(а):
гендерные роли по определению это социальный конструкт
Если они лишь социальный конструкт, из этого следует, что "мать" и "отец" не имеют никакого отношения к гендерным ролям и к предмету гендерных исследований. Так же, как и "мужчина" и "женщина". Соответственно, т. н. "гендерные исследования" не должны и пытаться отвечать на вопрос, почему у матерей больше нагрузка в семье - это выходит за их предметную область.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите определиться
Сообщение09.05.2021, 02:54 


16/09/12
7127
realeugene в сообщении #1517651 писал(а):
Если они лишь социальный конструкт, из этого следует, что "мать" и "отец" не имеют никакого отношения к гендерным ролям и к предмету гендерных исследований. Так же, как и "мужчина" и "женщина".


Нет, не следует. Теперь Вы и про биологию, и про гендерные исследования выдумываете. "Мужчина" и "женщина" - это социокультурные понятия, существующие в человеческом обществе, а биология оперирует понятиями, вроде "самец" и "самка". Странно, что это вообще надо напоминать.

realeugene в сообщении #1517651 писал(а):
Соответственно, т. н. "гендерные исследования" не должны и пытаться отвечать на вопрос, почему у матерей больше нагрузка в семье - это выходит за их предметную область.


На этот вопрос отвечает социология бюджетов времени. Социологи, а не гендерологи и уж тем более не биологи занимаются этим вопросом. Поэтому информация об избыточной нагрузке бюджетов времени матерей находится в исследованиях условного ISSP (International Social Survey Programme), а не в исследованиях биологов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите определиться
Сообщение09.05.2021, 03:17 


27/08/16
9426
kry в сообщении #1517653 писал(а):
"Мужчина" и "женщина" - это социокультурные понятия, существующие в человеческом обществе, а биология оперирует понятиями, вроде "самец" и "самка". Странно, что это вообще надо напоминать.
Чушь не нужно нести. Человеческие самцы называются мужчинами, а самки - женщинами. Спросите любого врача, и эти названия вовсе не "конструкт".

Ну хорошо, не любого врача. Народных целителей и психоаналитиков можно не спрашивать. Спросите любого хирурга, профессионально изучавшего нормальные человеческие анатомию и физиологию. Или просто загляните в анатомический атлас.

kry в сообщении #1517653 писал(а):
Социологи, а не гендерологи и уж тем более не биологи занимаются этим вопросом.

Вот только есть одна неприятность. Наука едина. Если одна теория противоречит другой, как в случае такой социологии и биологии, то как минимум одна - лженаука.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите определиться
Сообщение09.05.2021, 03:22 


16/09/12
7127
realeugene в сообщении #1517655 писал(а):
Чушь не нужно нести.


Это Вы себе? Ну так не несите, я вроде Вас не заставляю.

realeugene в сообщении #1517655 писал(а):
Человеческие самцы называются мужчинами, а самки - женщинами. Спросите любого врача, и эти названия вовсе не "конструкт".


Спрашивать врачей мне не надо (кстати, врачи, если Вы не в курсе по какой-то причине, по определению лечат людей, а не других животных - последними занимаются ветеринары), я сам имею биологическое образование. Поэтому второй раз прошу Вас не нести чушь. "Мужчина" и "женщина" - это социокультурные понятия.

realeugene в сообщении #1517655 писал(а):
Или просто загляните в анатомический атлас.


Я изучал анатомию животных, включая человека, на 5 разных предметах. Как любой нормальный биолог я в своё время в том числе и зубрил кирпич изучал учебник по анатомии Грея, лучший в мире учебник по анатомии. Вы серьёзно хотите мне что-то рассказать про анатомические атласы?

realeugene в сообщении #1517655 писал(а):
Вот только есть одна неприятность. Наука едина.


Жирный неуд Вам по философии науки. Едина научная картина мира, а не разные отрасли науки. Безусловно, у последних есть общие черты, но не более того.

realeugene в сообщении #1517655 писал(а):
как в случае такой социологии и биологии, то как минимум одна - лженаука.


Предметы изучения социологи и биологии нагуглите самостоятельно. Хотя вообще-то это изучается в школе, если что.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите определиться
Сообщение09.05.2021, 03:24 


27/08/16
9426
kry в сообщении #1517657 писал(а):
"Мужчина" и "женщина" - это социокультурные понятия.
Так анатомический атлас сами найдёте?

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите определиться
Сообщение09.05.2021, 03:27 


16/09/12
7127
realeugene в сообщении #1517658 писал(а):
Так анатомический атлас сами найдёте?


Про анатомию я Вам уже ответил выше.

И, пожалуйста, большая просьба к Вам: не меняйте середину Ваших постов после написания. Я перестаю понимать, куда, на что и как Вам отвечать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите определиться
Сообщение09.05.2021, 03:27 


27/08/16
9426
kry в сообщении #1517657 писал(а):
Вы серьёзно хотите мне что-то рассказать про анатомические атласы?
Я хочу, чтобы вы вспомнили, как в них называется мужская и женская нормальная анатомия. Вовсе не "самцов" и "самок".

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите определиться
Сообщение09.05.2021, 03:30 


16/09/12
7127
realeugene в сообщении #1517660 писал(а):
Я хочу, чтобы вы вспомнили, как в них называется мужская и женская нормальная анатомия.


А я хочу, чтобы Вы не несли чуши про биологию.

Увы, наши мечты не сбываются. :mrgreen:

Так Вы уже уяснили крайне простую мысль: врачи лечат только людей, включая мужчин и женщин, поэтому в медицинском атласе Вы можете найти информацию только про них, а не про представителей других видов? Или ещё нет?

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите определиться
Сообщение09.05.2021, 03:32 
Заслуженный участник


18/01/15
3075
realeugene в сообщении #1517655 писал(а):
Человеческие самцы называются
кобель, жеребец, боров;
со стороны самки ласкательно --- котик, зайчик; а знавал я одного товарища, которого называли сусликом.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 52 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: photon, Deggial, korona, Ende, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group