В голове у Вас некоторая путаница. Попробую начать распутывать. Итак, мы согласились с тем, что
![$v_\parallel=v(1+\cos \alpha).$ $v_\parallel=v(1+\cos \alpha).$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/5/b/35b520c1e9ff3b46b79b4c2eec559ace82.png)
Обращаю Ваше внимание, что для точки касания колеса с дорогой
![$v_\parallel=v_{\perp} =0,$ $v_\parallel=v_{\perp} =0,$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/e/a/3ea357b15e13de63bbd6ec5431189f3d82.png)
что означает, что точка касания колеса с дорогой неподвижна.
Кстати это очень странно с одной стороны, я бы не додумался, ведь колесо все таки едет относительно дороги, поэтому никакая его точка не должна быть стационарная. Но с другой сторон, колесо, оно то сливается с дорогой вот в этой точки
![$C$ $C$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/9/b/3/9b325b9e31e85137d1de765f43c0f8bc82.png)
, то есть эта точка есть дорога а не колесо, а оно не может двигаться относительно себя самого. Как-то так.
Теперь проведем через эту точку ось, и будем считать, что наше колесо поворачивается как целое вокруг этой оси с той же угловой скоростью
![$\omega=\frac{v}{R}.$ $\omega=\frac{v}{R}.$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/8/2/f/82faca3af044dd84cd1c92a66c66dc4882.png)
В ответ на вопрос: "А почему надо брать такую ось и такую угловую скорость?" пока отвечу: "А по кочану! Моя ось, что хочу, то и делаю!" Посмотрим, какова будет скорость нашей точки
![$B$ $B$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/1/e/61e84f854bc6258d4108d08d4c4a085282.png)
для такого вращения
в начальный момент времени, пока колесо еще не повернулось.
А, я понял, у нас было некое движение, и мы выдумали некоторое второе движение, отличное от первого, а теперь с помощью механизма математики смотрим соответствуют ли эти движения один одному.
При вращении, модуль скорости точки, находящейся на расстоянии
![$r$ $r$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/8/9/f/89f2e0d2d24bcf44db73aab8fc03252c82.png)
от оси вращения, равен
![$v_r=\omega r.$ $v_r=\omega r.$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/8/1/6813a3e5cd53d85ef939ccf3474481a182.png)
Из треугольника
![$r=CB=2R\cos\frac{\alpha}{2}.$ $r=CB=2R\cos\frac{\alpha}{2}.$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/5/f/4/5f419102340f8e8dbc686afbb659bb8582.png)
Ага, это потому-что любой угол лежащий на диаметре будет девяносто градусов.
Тогда
![$\omega r=\omega2R\cos\frac{\alpha}{2}=\frac{v}{R}2R\cos\frac{\alpha}{2}=2v\cos\frac{\alpha}{2}$ $\omega r=\omega2R\cos\frac{\alpha}{2}=\frac{v}{R}2R\cos\frac{\alpha}{2}=2v\cos\frac{\alpha}{2}$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/3/9/639dad58d4611057f416d028a20f0bad82.png)
Эта скорость направлена перпендикулярно отрезку
![$CB.$ $CB.$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/b/9/6b9bd784c09dbd8c14d8d58c6dc2b63882.png)
Из элементарной геометрии, аналогичной предыдущему случаю, получаем
![$v_\parallel=v_r\cos\frac{\alpha}{2}=2v\cos^2\frac{\alpha}{2}=v(1+\cos\alpha).$ $v_\parallel=v_r\cos\frac{\alpha}{2}=2v\cos^2\frac{\alpha}{2}=v(1+\cos\alpha).$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/2/7/e/27e461dbca9338f562ba4da15d7311be82.png)
Убедиться в том, что и вертикальная составляющая совпадет я оставлю Вам в качестве упражнения.
Да, мы тут использовали тригонометрическую тотожность суммы углов когда эти углы равные для косинуса, соответственно
![$\cos{\alpha} = 2\cos^{2}{\mkern -4mu \left(\alpha / 2\right)} - 1$ $\cos{\alpha} = 2\cos^{2}{\mkern -4mu \left(\alpha / 2\right)} - 1$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/2/6/6/2662c33d7d93c1bbe294719d063868ef82.png)
, мне там говорили и вообще интересно что мы одно и то же движение можем представить разными способами, разными векторами и составляющими, например вектор линейной скорости перпендикулярен к
![$OB$ $OB$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/0/c/4/0c47e9c42598b5a32e16798c9796243282.png)
и такой же вектор перпендикулярен к
![$CB$ $CB$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/e/3/d/e3d782648525351d6008b893f4e4c5f182.png)
разные на вид, но в итоге выходит одно и то же движение. Вертикальная составляющая будет в первом случае
![$v_{\perp} = v\sin{\alpha}$ $v_{\perp} = v\sin{\alpha}$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/a/9/0/a9041959700ea8ebd83402e59fd3568082.png)
потому что движение колеса относительно дороги перпендикулярно к вертикальной составляющей и потому-что угол между радиусом
![$OB$ $OB$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/0/c/4/0c47e9c42598b5a32e16798c9796243282.png)
и скоростью составляет девяносто градусов. Теми же рассуждениями перпендикулярности, видим сразу что во втором случае будет
![$v_{\perp} = v_{C} \cdot \sin{\left(\alpha / 2\right)}$ $v_{\perp} = v_{C} \cdot \sin{\left(\alpha / 2\right)}$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/d/b/4/db4aa089f14bf7a0187403c12ef0b29f82.png)
, поскольку мы решили что
![$\omega_{C} = \omega_{O} = \omega$ $\omega_{C} = \omega_{O} = \omega$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/c/9/1/c915c0443cad1d82e4c2a9c5368a501e82.png)
то можно увидеть что
![$v_{O} / OB = v_{C} / CB$ $v_{O} / OB = v_{C} / CB$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/5/7/f/57fdc974956fc6e7500fd1deb70a1b9e82.png)
, отсюда
![$v_{C} = \left(v_{O} \cdot CB\right) / OB$ $v_{C} = \left(v_{O} \cdot CB\right) / OB$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/c/c/6cc74eb9ef3f84815579c9942cfd9c1c82.png)
и соответственно скорость
![$$v_{\perp} = \dfrac{v_{O} \cdot CB}{OB}\sin{\dfrac{\alpha}{2}},$$ $$v_{\perp} = \dfrac{v_{O} \cdot CB}{OB}\sin{\dfrac{\alpha}{2}},$$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/2/5/a/25a5436c9ceb5e7194a8980b3b37aa7582.png)
видя что
![$CB = 2OB \cdot \cos{\left(\alpha / 2\right)}$ $CB = 2OB \cdot \cos{\left(\alpha / 2\right)}$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/1/a/31a18df21f996eda386266b18f5c2ac582.png)
мы можем переписать выражение для скорости следующим образом
![$$v_{\perp} = 2v_{O} \cdot \sin{\dfrac{\alpha}{2}}\cos{\dfrac{\alpha}{2}}.$$ $$v_{\perp} = 2v_{O} \cdot \sin{\dfrac{\alpha}{2}}\cos{\dfrac{\alpha}{2}}.$$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/a/8/7a83ce59c402f29713b68d0b6a7af08582.png)
Теперь судоржно вспоминая тригонометрию и листая соответствующие книги мы обнаруживаем что это на самом деле есть синус двойного угла
![$$v_{\perp} = v_{O} \cdot \sin{\alpha},$$ $$v_{\perp} = v_{O} \cdot \sin{\alpha},$$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/b/3/7/b372b78d2076641e02530e918511141782.png)
таким образом получили обе составляющие эквивалентны, но только в какой-то конкретный миг, случаю вращения вокруг центра
![$O$ $O$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/9/a/f/9afe6a256a9817c76b579e6f5db9a57882.png)
и кочению по дороге.
Итак, при вращении вокруг точки
![$C$ $C$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/9/b/3/9b325b9e31e85137d1de765f43c0f8bc82.png)
с угловой скоростью
![$\omega=\frac{v}{R}$ $\omega=\frac{v}{R}$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/0/8/5/085d6aad482cf416d2ca218332ba014a82.png)
в начальный момент времени скорости всех точек колеса равны "настоящим". В "следующий момент времени" это будет уже не так - колесо повернется и "уйдет под дорогу", поэтому соответствие качения вращению вокруг какой-то оси верно только в один фиксированный момент времени. В другой момент надо выбирать другую ось. Поэтому такая ось называется мгновенной осью вращения.
Спасибо еще раз! Вроде теперь представляю.
(eugensk)
А мне нравится бандриканский язык, хоть и не всё понимаю.
Что это и к чему это?
П. С. Кстати умножение координаты по оси ординат на угловую скорость тоже работает нормально, только как представить второе движение с такой угловой скоростью, сразу видно что горизонтальные компоненты уравниваются, только вот с координатой по оси абсцисс так наверное не выйдет.