2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
 
 Re: Направление силы трения
Сообщение16.08.2019, 01:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5255
ФТИ им. Иоффе СПб
Munin в сообщении #1410415 писал(а):
А работу она совершает? (В случае любого ответа: по какому точно определению?)
IMHO, вопрос это в большой степени философский. Попробую пояснить (не для школьников, надо ли это школьникам - who knows).
Рассмотрим колесо, катящееся по горизонтальной плоскости по прямой. Тогда его движение описывается уравнениями
$$\begin{align}
m\dot{\mathbf{v}}&=\mathbf{F}\\
I\dot{\mathbf{\omega}}&=\mathbf{M}
\end{align}$$Здесь $\mathbf{v}$ - скорость центра масс колеса
$\mathbf{F}=\mathbf{N}+m\mathbf{g}$ - сумма всех внешних сил
$\mathbf{N}$ - реакция плоскости
$\mathbf{M}$ - момент сил относительно центра тяжести, включая внешний момент (от двигателя), принудительно раскручивающий колесо.
Первое уравнение можно интерпретировать так: центр масс колеса разгоняет горизонтальная составляющая реакции связи.

С другой стороны, известно, что производная кинетической энергии равна мощности всех внешних сил: $\dot{T}=\sum (F_{\text{внеш}i}v_i)=(F,v_0)+(M_0,\omega).$ Здесь $v_0$ - скорость какой-то фиксированной точки $r_0$ твердого тела, а $M_0$ - момент сил относительно этой точки. Если в качестве $r_0$ выбрать точку касания колеса с плоскостью, то $(F,v_0)=0,$ поскольку $v_0=0,$ и получается, что кинетическую энергию меняет приложенный момент, а центр масс разгоняет реакция плоскости. Понятно, что это некоторая спекулятивная интерпретация, но чем-то она мне нравится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Направление силы трения
Сообщение16.08.2019, 02:02 
Заслуженный участник


20/08/14
11773
Россия, Москва
Мне вот тоже давно кажется что центр масс разгоняет/тормозит горизонтальная составляющая силы реакции опоры. Причём это можно даже и проверить: мысленно разделить колесо на две части, опорную без трения и шестерёнку лишь с горизонтальными силами. Опорная часть удерживает систему горизонтально, а шестерёнка разгоняет/тормозит. И именно за счёт сил реакции опоры (зубчатой рейки на поверхности). Условие непроскальзывания выполняется автоматически. Уменьшая размеры до молекулярных и атомных вернёмся к обычному колесу с трением.

 Профиль  
                  
 
 Re: Направление силы трения
Сообщение16.08.2019, 02:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
amon в сообщении #1410656 писал(а):
Здесь $v_0$ - скорость какой-то фиксированной точки $r_0$ твердого тела... Если в качестве $r_0$ выбрать точку касания колеса с плоскостью...

Извините, если точка фиксированная, то таковой её выбрать нельзя. Можно только выбрать точку, которая в момент $t_0$ касается плоскости.

Кроме того, а как изменится интерпретация, если выбрать другую точку, например, центр колеса? Верхнюю точку колеса?

Dmitriy40
Хорошая мысль про шестерёнку. Правда, с выводами подожду.

 Профиль  
                  
 
 Re: Направление силы трения
Сообщение16.08.2019, 03:16 
Заблокирован по собственному желанию


20/07/18

367
Вот не понимаю...Как такой простой вопрос вызвал такое обсуждение у уважаемых ЗУ?

-- 16.08.2019, 03:27 --

Мгновено ничего не мешает рассматривать эту формулу относительно любой точки, она , как известно, инвариантна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Направление силы трения
Сообщение16.08.2019, 04:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5255
ФТИ им. Иоффе СПб
Munin в сообщении #1410664 писал(а):
Кроме того, а как изменится интерпретация, если выбрать другую точку, например, центр колеса? Верхнюю точку колеса?
В этом случае величина не изменится, но ее труднее интерпретировать - надо учесть, что момент нескомпенсированных сил зависит от того, относительно какой точки он считается. Если выбрать точку касания, то становится понятно, что кинетическую энергию меняет только приложенный внешний момент, что с одной стороны вроде как очевидно, а с другой - не очень. Обращаю Ваше внимание на то, что кинетическая энергия состоит из энергии поступательного движения и энергии вращения, поэтому в том, что разные силы отвечают за движение центра масс и изменение кинетической энергии чуда нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Направление силы трения
Сообщение16.08.2019, 06:22 


05/09/16
12059
Dmitriy40 в сообщении #1410662 писал(а):
Мне вот тоже давно кажется что центр масс разгоняет/тормозит горизонтальная составляющая силы реакции опоры.

Еще по-другому в простонародье называемая "сила трения покоя колеса об асфальт".

 Профиль  
                  
 
 Re: Направление силы трения
Сообщение16.08.2019, 09:23 
Аватара пользователя


11/12/16
13850
уездный город Н
realeugene в сообщении #1410619 писал(а):
EUgeneUS в сообщении #1410617

писал(а):
Конечно, нет. В данной задаче я рассматриваю макроскопическую систему.

В таком случае ваша теорема про кинетическую энергию неверна.


Запутали Вы меня вчера под покровом ночи.
Конечно же
а) Теорема о теорема о кинетической энергии системы верна и для макроскопических систем, движущихся, в том числе и под действием "диссипативных сил" (сил трения).
б) Неверно Ваше утверждение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Направление силы трения
Сообщение16.08.2019, 09:27 


27/02/09
2835
Dmitriy40 в сообщении #1410662 писал(а):
Опорная часть удерживает систему горизонтально, а шестерёнка разгоняет/тормозит

Насчет "тормозит" непонятно. Допустим к колесу приложили крутящий момент, разогнав колесо, затем убрали. Если нет горизонтального трения, то колесо не будет испытывать сопротивления (зубья рейки будут толкать шестеренку без сопротивления)

 Профиль  
                  
 
 Re: Направление силы трения
Сообщение16.08.2019, 09:28 


27/08/16
10202
EUgeneUS в сообщении #1410686 писал(а):
Теорема о теорема о кинетической энергии системы верна и для макроскопических систем, движущихся, в том числе и под действием "диссипативных сил" (сил трения).
Чтобы не волзникало неоднозначностей при дальнейшем обсуждении, пожалуйста, сформулируйте эту теорему строго сейчас.

 Профиль  
                  
 
 Re: Направление силы трения
Сообщение16.08.2019, 09:38 
Аватара пользователя


11/12/16
13850
уездный город Н
Munin в сообщении #1410640 писал(а):
А где граница между микроскопическими колёсами и макроскопическими? Например, в салоне турбулентное течение воздуха, а в нём вихри непрерывного спектра размеров от больших до малых.


Перед тем как рассматривать воздухомешалку в салоне имеет смысл рассмотреть аэродинамическое торможение. Как-то более жизненно и имеет практический смысл.
С аэродинамическим торможением часто поступают так: сводят к силе торможения, которая известным образом зависит от скорости.
Точно так же можно поступить и с вихрями в салоне.

Однако, вопрос, конечно, интересный, и связан с тем, как мы определяем систему.
Обязательное условие определения системы - это, так сказать, указание "геометрических границ", или перечисление тел, которые входят в систему.
Но поднятый вопрос показывает, что граница, так сказать, по масштабу, тоже может быть важна.

На примере того же автомобиля (пусть он с ДВС)
1. Можно рассматривать каждую молекулу рабочего тела в цилиндре ДВС, как отдельное тело, входящее в систему.
2. А можно рассматривать рабочее тело "в целом", и свести его влияние на другие тела системы к давлению в цилиндре (то есть к внутренним силам).

Подходы существенно разные. Определение и значение кинетической энергии разные.
Однако, теорема о кинетической энергии будет выполняться в обоих случаях.

-- 16.08.2019, 09:40 --

realeugene
Не то чтобы я её формулировал. Но чем Вас не устраивает скопированная ранее мной формулировка?
Мне не сложно повторить:

Цитата:
Изменение кинетической энергии системы равно работе всех внутренних и внешних сил, действующих на тела системы

 Профиль  
                  
 
 Re: Направление силы трения
Сообщение16.08.2019, 11:09 
Аватара пользователя


11/12/16
13850
уездный город Н
amon в сообщении #1410656 писал(а):
С другой стороны, известно, что производная кинетической энергии равна мощности всех внешних сил: $\dot{T}=\sum (F_{\text{внеш}i}v_i)=(F,v_0)+(M_0,\omega).$


Или все таки производная кинетической энергии равна мощности всех сил (и внешних, и внутренних)?

UPD:
Для твердого тела ("колеса"), конечно, можно считать только внешние силы, следствие из третьего закона Ньютона.
Но для системы взаимодействующих тел работа внутренних сил вполне может менять кинетическую энергию.

 Профиль  
                  
 
 Re: Направление силы трения
Сообщение16.08.2019, 12:25 
Заслуженный участник


20/08/14
11773
Россия, Москва
druggist в сообщении #1410687 писал(а):
Dmitriy40 в сообщении #1410662 писал(а):
Опорная часть удерживает систему горизонтально, а шестерёнка разгоняет/тормозит
Насчет "тормозит" непонятно.
Если усилие на валу колеса пытается его разгонять (увеличивать угловую скорость колеса) - разгоняет, если пытается тормозить (уменьшать угловую скорость) - тормозит. Кто именно прикладывает данное усилие к валу колеса - для данной задачи не суть, хоть мотор, хоть тормозные диски, хоть ещё кто.
На всякий случай, хоть по идее это и без разницы: угловая скорость определяется в СО центра вращения колеса.

 Профиль  
                  
 
 Re: Направление силы трения
Сообщение16.08.2019, 13:16 


27/02/09
2835
Dmitriy40 в сообщении #1410712 писал(а):
Если усилие на валу колеса пытается его разгонять (увеличивать угловую скорость колеса) - разгоняет, если пытается тормозить (уменьшать угловую скорость) - тормозит.

Так вопрос был, если не пытается ни разогнать ни тормозить, усилия на валу нет вообще, то как такое колесо остановится?

 Профиль  
                  
 
 Re: Направление силы трения
Сообщение16.08.2019, 14:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5255
ФТИ им. Иоффе СПб
EUgeneUS в сообщении #1410699 писал(а):
Или все таки производная кинетической энергии равна мощности всех сил (и внешних, и внутренних)?
Аккуратная формулировка из Болотина и др.
"Пусть связи, наложенные на систему, идеальны и на траектории движения действительные перемещения принадлежат пространству виртуальных. Тогда скорость изменения кинетической энергии системы равна суммарной мощности всех заданных сил, приложенных к точкам системы (как внутренних, так и внешних)".

 Профиль  
                  
 
 Re: Направление силы трения
Сообщение16.08.2019, 15:02 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
amon в сообщении #1410668 писал(а):
Обращаю Ваше внимание на то, что кинетическая энергия состоит из энергии поступательного движения и энергии вращения, поэтому в том, что разные силы отвечают за движение центра масс и изменение кинетической энергии чуда нет.

Да это-то понятно. Но заметьте, что другая сила отвечает за обе кинетические энергии, в то время как первая - только за поступательный импульс. Кривовато. Ну да ладно, понятно, что тут больше не вытянешь.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 128 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: reterty


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group