Допустим, в алгебре я могу постепенно, шаг за шагом переходить от
![$ab, a+b=c$ $ab, a+b=c$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/a/b/e/abe5398583e31de1a24ec7186a9b5d5282.png)
, к более сложным
![$a^2-b^2; (a+b)^2$ $a^2-b^2; (a+b)^2$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/f/3/4f3a8b0b645a1d8354d13d75ac90043682.png)
и далее, без скачков к уравнениям
![$2, 3, n$ $2, 3, n$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/0/b/40bbd85717220df44e9f5824da1e97bf82.png)
степеней. Есть определенная преемственность. А здесь получается, что вот вполне понятная запись
![$f(x)=y+1$ $f(x)=y+1$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/0/e/4/0e4cbb936bdfbca4fc0f93ddb31d053a82.png)
, а потом внезапно появляется
![$dx$ $dx$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/4/3/74380e4b90b7786c87c490f3d94f2f6882.png)
или
![$dt$ $dt$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/5/a/8/5a8af6f173febd968ef4c52695efcf8582.png)
, которые непонятно что. Переменные? Множества? Дельты некоторых изменений функции? Значения скорости изменения функции?
Ну давайте немного философии.
1. В алгебре вы работаете с числами. Вы осваиваете операции (алгебраические операции):
сложение, умножение, вычитание, деление
и их свойства. Чтобы говорить о каких-то общих случаях, вы заменяете числа буквами, и переходите к действиям с буквами. Например, вы можете начать с выражения
![$(a+b)^2,$ $(a+b)^2,$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/e/f/9/ef98afac28df425625eefe47442bb80482.png)
и раскрыть скобки, но не можете вычислить его значение до окончательного числа, потому что вам не известно, что надо подставлять в буквы
![$a$ $a$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/4/b/44bc9d542a92714cac84e01cbbb7fd6182.png)
и
![$b.$ $b.$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/1/d/b/1dbcacc2d4b4bdd5297ea54a5941af5482.png)
То есть, вы работаете с формулами из чисел и букв (которые тоже подразумевают числа). И наконец, вы можете поставить задачу: "такая-то формула даёт такое-то число; какие числа в неё подставлены?". То есть, записать уравнение, и начать решать его относительно неизвестных значений букв. Такое уравнение - алгебраическое уравнение - тоже даёт в ответе число.
2. В мат. анализе вы работаете с функциями. Функция - это объект более сложный, чем число, он содержит больше информации. Соответственно, с ними есть тоже множество разных действий, операций. Часть этих действий в школе называют "действия над графиками".
а) Есть поточечные операции с числами ("по-точечные", то есть "по точкам"). Это такие же действия, что и обычные алгебраические операции, они записываются такими же значками. Но смысл здесь таков, что берётся функция и функция, и на выходе в результате получается снова функция:
- это означает "в каждой точке
то есть, при каждом значении независимой переменной
надо сначала вычислить значение функции
а потом значение функции
и их сложить - и это будет значение новой функции в той же точке
";
- это означает "в каждой точке
надо сначала вычислить значение функции
а потом умножить его на
- и это будет значение новой функции в той же точке
".
б) Есть алгебраические операции, но уже не поточечные. Например:
- это означает "в каждой точке
надо сначала сложить
и получить новое число, а потом вычислить значение функции
уже для этого нового числа как независимой переменной - и это будет значение новой функции именно в точке
".
Этими действиями можно, например, совершать множество действий с графиками функций: сдвигать по вертикали и по горизонтали, сжимать и растягивать, отражать, и т. д.
в) Обобщение предыдущей идеи - это общая идея
замены переменных, или
подстановки функции в функцию, или
операции композиции функций. А именно:
- это означает "в каждой точке
то есть, при каждом значении независимой переменной
надо сначала вычислить значение функции
а вычислить значение функции
уже для этого нового числа как независимой переменной - и это будет значение новой функции, опять же, именно в точке
".
Операция композиции уже позволяет очень мощно конструировать разнообразные функции, но ей не хватает маленькой детали. Спросим себя, если
![$f$ $f$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/1/9/0/190083ef7a1625fbc75f243cffb9c96d82.png)
- какая-то известная функция, то какой должна быть неизвестная функция
![$g,$ $g,$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/4/a/34a5e0267da1d722f0aa361fafc4793182.png)
чтобы выполнялось
![$g(f(x))=x$ $g(f(x))=x$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/6/f/3/6f3d5e674f96ddbb8c4993488325840482.png)
? То есть, такая функция будет как бы "отменять" действие функции
![$f.$ $f.$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/2/7/327b2cbbade2d2154eacafe4501096e882.png)
г) Операция взятия обратной функции - это такая функция
![$f^{-1},$ $f^{-1},$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/c/8/9/c89de65b6d3c85fef1a00a608562e2b482.png)
что выполняется
![$f^{-1}(f(x))=x$ $f^{-1}(f(x))=x$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/0/4/4/0441359a2c4ceab5432f724124ebc88f82.png)
и
![$f(f^{-1}(x))=x.$ $f(f^{-1}(x))=x.$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/a/c/7/ac7c25fc3062ebf4bc8330ec296cb0e282.png)
Обратная функция бывает не для всякой функции
![$f.$ $f.$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/2/7/327b2cbbade2d2154eacafe4501096e882.png)
Зато если уж она есть, то
![$(f^{-1})^{-1}=f$ $(f^{-1})^{-1}=f$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/8/5/6/856374de5228013d3255912c3a1a6eae82.png)
- то есть, данная функция будет обратной к своей обратной. Несколько примеров обратных функций:
- функция, обратная к
(если мы не ограничим область определения для функции возведения в степень, то у неё может не быть обратной);
- функция, обратная к
;
- функция, обратная к
(если мы не ограничим достаточно область определения для функции синуса, то у неё не будет обратной)...
Итак, в этой области
![$\sin$ $\sin$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/e/8/4/e84422828a1c606120b147885cb4f2ac82.png)
- это какая-то конкретная функция, а буквами
![$f,g\ldots$ $f,g\ldots$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/2/9/b/29bb8b3fdc1e14e5e10e694ef46ef6ab82.png)
обозначаются такие функции, которые ещё не известны, но на их место можно подставлять всякие разные функции (не всегда любые; например, к функции могут быть какие-то требования). И наконец, можно записать
функциональное уравнение, то есть такое, в котором некоторая буква
![$f$ $f$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/1/9/0/190083ef7a1625fbc75f243cffb9c96d82.png)
- неизвестная функция, а само уравнение при помощи каких-то операций с ней - выражает какое-то свойство этой функции. (Или система уравнений и несколько функций.) Например:
- такому уравнению удовлетворяет показательная функция ![$f(x)=a^x.$ $f(x)=a^x.$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/6/5/465ee79fd3df1046948ae2bd72cce60d82.png)
Но всё-таки в таком виде это довольно "скучный" мир (а функциональные уравнения почти все безнадёжно нерешаемы), и недостаточен для надобностей физики и техники. И поэтому в него добавляют ещё
д) Операции дифференцирования и интегрирования. Они выходят за рамки вычисления функций в отдельных точках, и требуют:
чтобы узнать значение производной от данной функции - знать её значения в какой-то окрестности точки, справа и слева;
а чтобы узнать значение интеграла от данной функции - знать её значения на каком-то большом промежутке, например, слева от данной точки.
Это не единственные операции такого типа, но с них можно начинать. (Например, есть важные операции свёртки; преобразования Фурье; преобразования Лапласа.)
И уже эти операции позволяют записывать
дифференциальные и
интегральные уравнения, которые не только часто удачно решаются, но и выражают очень многие идеи и математические модели в физике и других науках. Например:
выражает идею, что какое-то количество
постоянно уменьшается, причём со скоростью, пропорциональной самому этому количеству, например, скорость радиоактивного распада пропорциональна количеству радиоактивного вещества (а единица вещества распадается с одной и той же скоростью, не меняющейся по времени и от других условий);
и решение этого уравнения
является законом радиоактивного полураспада, с периодом полураспада, равным ![$T_{1/2}=k^{-1}\ln 2.$ $T_{1/2}=k^{-1}\ln 2.$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/1/2/e/12e3df290985b6c3288b0015cd67cf0082.png)
То есть, вам надо освоить один новый объект - функции. И две новых операции: дифференцирование и интегрирование. Но конечно, это в сумме довольно много новых фактов, и осваивать вы их будете долго и постепенно.