2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
 Тип преобразования плоскости
Сообщение29.05.2019, 12:28 


27/05/19
12
Дана композиция преобразований плоскости
$T_a\circ R^A_\alpha \circ T_b$, где $T_a$ - перенос на вектор $a$, $R^A_\alpha$ - поворот вокруг точки $A$ на угол $\alpha$. Нужно определить, к какому типу относится данное преобразование.

Из теоремы Шаля известно, что любое движение плоскости является сдвигом на вектор (параллельным переносом), поворотом или скользящей симметрией.

Если считать, что $a,b$ - разные векторы, то неподвижных точек у этого преобразования, как я понимаю, нет. Но чтобы точно определить тип преобразования, нужно ещё сказать, меняет ли оно ориентацию.

Как можно аккуратно доказать, что неподвижных точек нет, если их действительно нет, и что нужно сделать, чтобы проверить, меняет ли преобразование ориентацию?

 Профиль  
                  
 
 Re: Тип преобразования плоскости
Сообщение29.05.2019, 13:10 
Заслуженный участник


20/12/10
9072
sotu в сообщении #1396197 писал(а):
Как можно аккуратно доказать, что неподвижных точек нет, если их действительно нет, и что нужно сделать, чтобы проверить, меняет ли преобразование ориентацию?
Перейдите на язык комплексных чисел: и с неподвижными точками, и с ориентацией станет легко разобраться.

 Профиль  
                  
 
 Re: Тип преобразования плоскости
Сообщение29.05.2019, 13:20 
Заслуженный участник


16/02/13
4202
Владивосток
sotu в сообщении #1396197 писал(а):
Если считать, что $a,b$ - разные векторы, то неподвижных точек у этого преобразования, как я понимаю, нет
Как по мне, вы понимаете неправильно. Вот я сдвигаю плоскость на вектор, поворачиваю на $0\circ$ и сдвигаю на противоположный. Противоположныу векторы разные. Могу и посложнее придумать...

 Профиль  
                  
 
 Re: Тип преобразования плоскости
Сообщение29.05.2019, 14:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
nnosipov в сообщении #1396209 писал(а):
Перейдите на язык комплексных чисел: и с неподвижными точками, и с ориентацией станет легко разобраться.

В данном случае комплексные числа - это "линал для бедных" (например, для школьников). Нормальный первокурсник вполне может записать преобразования на языке векторов и матриц. Это может быть ценнее в том смысле, что комплексное рассмотрение - жёстко привязано к размерности 2, а матричное - легко обобщается на размерность $n.$

 Профиль  
                  
 
 Re: Тип преобразования плоскости
Сообщение29.05.2019, 14:46 
Заслуженный участник


20/12/10
9072
Munin в сообщении #1396225 писал(а):
Нормальный первокурсник
Я думаю, Вы понятия не имеете, что такое "нормальный первокурсник" в настоящее время.
Munin в сообщении #1396225 писал(а):
Это может быть ценнее в том смысле, что комплексное рассмотрение - жёстко привязано к размерности 2, а матричное - легко обобщается на размерность $n.$
Этот текст для кого предназначен? Если для меня, то уж как-то слишком.

 Профиль  
                  
 
 Re: Тип преобразования плоскости
Сообщение29.05.2019, 15:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
nnosipov в сообщении #1396236 писал(а):
Я думаю, Вы понятия не имеете, что такое "нормальный первокурсник" в настоящее время.

Нет, просто я разгильдяев-незнаек не считаю нормальными. Всё-таки есть программа первого курса, обычно включающая линейную алгебру, матрицы и ортогональные матрицы. Я сильно надеюсь, что там успевают дать нормальную форму действительных ортогональных матриц, хотя может быть, это, как "хвостовой материал", не всегда вписывается по времени.

 Профиль  
                  
 
 Re: Тип преобразования плоскости
Сообщение29.05.2019, 16:39 
Заслуженный участник


20/12/10
9072
Munin в сообщении #1396248 писал(а):
Нет, просто я разгильдяев-незнаек не считаю нормальными.
Это лишний раз доказывает, что Вы оторваны от реальности (я имею в виду реальную преподавательскую деятельность).

Теперь по делу. Комплексные числа в данном специальном случае --- это очень удобный (если не идеальный) инструмент, которым можно легко воспользоваться как для вычислений, так и для доказательства теорем предложенного типа (той же теоремы Шаля, например). Быстро, удобно, понятно. Что еще нужно-то? Будет многомерная геометрия --- будут и другие инструменты.

Впрочем, для "нормальных студентов" комплексные числа тоже перебор, как и матрицы с векторами.

 Профиль  
                  
 
 Re: Тип преобразования плоскости
Сообщение29.05.2019, 16:46 


02/05/19
396
iifat в сообщении #1396210 писал(а):
Как по мне, вы понимаете неправильно. Вот я сдвигаю плоскость на вектор, поворачиваю на $0\circ$ и сдвигаю на противоположный. Противоположныу векторы разные. Могу и посложнее придумать...

Или даже не на $0$ градусов, а на любой угол $\alpha$ — тогда точка $A$ будет неподвижной точкой.
Вообще, если модули векторов равны, а угол между ними равен $180+\alpha$ , то все точки плоскости, кроме, возможно, $A$, будут неподвижными?

 Профиль  
                  
 
 Re: Тип преобразования плоскости
Сообщение29.05.2019, 17:32 
Заслуженный участник


20/12/10
9072
Connector в сообщении #1396279 писал(а):
Вообще, если модули векторов равны, а угол между ними равен $180+\alpha$ , то все точки плоскости, кроме, возможно, $A$, будут неподвижными?
Угол между векторами не может быть больше $180^\circ$. Вопрос сформулируйте корректно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Тип преобразования плоскости
Сообщение29.05.2019, 18:09 


27/05/19
12
Через матрицы записывать пробовал. Возможно, исходные неверные, но в итоге получилось преобразование, тип которого определить я не могу:
При перемножении
$$\begin{pmatrix}
 1&  0& 0\\
 0& 1 & 0\\
 a_1&a_2  & 1
\end{pmatrix}$$

$$\begin{pmatrix}
 \cos\alpha&-\sin\alpha  &-x_A\bullet\cos\alpha+y_A\bullet\sin\alpha \\
 \sin\alpha&\cos\alpha  &-x_A\bullet\sin\alpha-y_A\bullet\cos\alpha \\
 0 &0  & 1
\end{pmatrix}$$

и

$$\begin{pmatrix}
 1&  0& 0\\
 0& 1 & 0\\
 b_1&b_2  & 1
\end{pmatrix}$$
Где $a_i,b_i$ - координаты векторов $a,b$, $\alpha$ - угол поворота, а $x_A,y_A$ - координаты точки $A$, получается

$$\begin{pmatrix}
 \cos\alpha+b_1 z_1&-\sin\alpha+b_2 z_1  & z_1\\
 \sin\alpha+z_2 b_1& \cos\alpha+b_2 z_2 & z_2\\
z_4+z_3 b_1 & z_5+b_2 z_3 & z_3
\end{pmatrix}$$

Где $z_1=-x_A \cos\alpha+y_A \sin\alpha + x_A

z_2=-x_A\sin\alpha-y_A\cos\alpha+y_A

z_3=a_1(-x_A\cos\alpha+y_A\sin\alpha+x_A)+a_2(-x_A\sin\alpha-y_A\cos\alpha+y_A)+1

z_4=a_1\cos\alpha+a_2\sin\alpha

z_5=-a_1\sin\alpha+a_2\cos\alpha
$

С записью в комплексных числах не знаком.

 Профиль  
                  
 
 Re: Тип преобразования плоскости
Сообщение29.05.2019, 18:28 
Заслуженный участник


20/12/10
9072
sotu в сообщении #1396322 писал(а):
С записью в комплексных числах не знаком.
Ну и зря. С ними все решение задачи заняло бы одну строчку. Кошмар с матрицами комментировать никакого желания нет. Почему у Вас матрицы 3-го порядка? :facepalm:

 Профиль  
                  
 
 Re: Тип преобразования плоскости
Сообщение29.05.2019, 18:40 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Видимо, чтобы инкорпорировать в умножение матриц перенос. Так любят делать в частности в компьютерной графике, этот подход основан на вложении аффинного пространства в линейное. На правильность вычисления не смотрел.

-- Ср май 29, 2019 20:51:54 --

sotu
Давайте вас тут тогда, что ли, просветим насчёт операций с комплексными числами. :-) (Но полезные следствия вам придётся или где-то всё равно почитать, или вывести из данного.) Вы наверно знакомы с представлением комплексных чисел как плоскости. Возьмём тогда точку, которой соответствует число $z$, и сопоставим $z$ ещё и вектор с началом в нуле и концом в этой точке. Тогда сложение $z+w$ — это и сложение соответствующих векторов, а умножение на $re^{i\varphi}$ — это растяжение в $r$ раз и поворот на $\varphi$ относительно нуля. Теперь мы можем записать параллельные переносы на любой вектор и повороты вокруг любой точки в комплексной плоскости, а так же и опознать их, проведя несложные преобразования (получается свести к умножению на что-то с единичным модулем — поворот, к сумме с чем-то — перенос, и т. д.; ещё можно например будет представлять инверсию относительно окружности, отражение относительно прямой).

 Профиль  
                  
 
 Re: Тип преобразования плоскости
Сообщение29.05.2019, 19:14 


27/05/19
12
Если писать формулы перехода, то получается опять "кошмар", похожий на композицию поворота и одного параллельного переноса.

Из того, что нашёл по комплексным числам и преобразованиям, можно написать формулу
$v'=v\bullet e^{i\alpha}+x_a+x_b+i(y_a+y_b)$, но пока не очень понятно, окончательный ли это ответ в смысле типа преобразования (поворот с параллельным переносом или можно его свести к чему-то одному).

 Профиль  
                  
 
 Re: Тип преобразования плоскости
Сообщение29.05.2019, 19:46 


02/05/19
396
Цитата:
Угол между векторами не может быть больше $180^\circ$. Вопрос сформулируйте корректно.

nnosipov,
Имел в виду, что вектор $b$ получается из вектора $a$ поворотом на $\beta$ $=$ $180+\alpha$, причём направление угла $\beta$ совпадает с направлением $\alpha$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Тип преобразования плоскости
Сообщение29.05.2019, 19:52 
Заслуженный участник


20/12/10
9072
Connector
Ответ на Ваш вопрос: нет.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 79 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: YandexBot [bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group