Тут хотелось бы заслушать уважаемого Munin.
Насколько помню, он утверждал, что дефиницию между наукой и лженаукой могут проводить только профессионалы, экспертное сообщество.
Да, я такое утверждал, но моя позиция не сводится к этому тезису. Вне контекста я бы не мог произнести его без оговорок. (Контекст, насколько я помню, состоял в разговоре с дилетантом или защитником лженауки, и потому позволял некоторое упрощение.)
Для начала напомню
и
В свете этих представлений, я могу уточнить, что
дефиницию между наукой и лженаукой могут проводить только профессионалы, экспертное сообщество,
при условии нормальной сформированности и функционирования этого экспертного сообщества.
Две главных оговорки, которые тут следует иметь в виду, таковы:
1. Если экспертное сообщество (сеть взаимной авторитетизации, спасибо А. Сергееву за хорошую формулировку) распадается на две и более подсетей, внутри которых взаимное согласие и авторитетизация есть, а между ними - отсутствует, то мы вынуждены признать такое сообщество не функционирующим.
2. В некоторой мере (хотя и не как основной критерий) необходимо также одобрение со стороны других смежных научных дисциплин, образующих свои самостоятельные сети авторитетизации (вместе образующие некую более масштабную, но слабее связанную надсеть). Иначе возможны случаи, когда некая группа "спевшихся" экспертов изолирована, но в своей области претендует на исчерпывающие суждения. Самые яркие кейсы здесь - это философия и теология.
Дальше конкретно об истории. Во-первых, необходимо вышеозвученные принципы применять к ней на основании серьёзного исследования, на что я не претендую. Дальше - всего лишь мои сторонние наблюдения как дилетанта.
История не вызывает впечатления "здоровой" области.
(Воспроизводимость результатов:) Два (специалиста) получают одинаковую задачу. Решают её независимо друг от друга. Выдают одно и то же решение. Решение не сводится к цитированию справочных материалов. Если в какой-то области знаний не достигнуто такого уровня воспроизводимости, то не достигнуто объективности знаний, их оторванности от конкретного исследователя.
Два экспериментатора измеряют заряд электрона - получают одинаковые ответы (в пределах погрешности). Два математика рассматривают теорему Пифагора - и находят, что она верна, и формулируют её доказательства (не обязательно совпадающие). Куда ни ткни, хоть в классификацию жуков, везде в науках этот уровень достигнут. В областях, известных безответственной говорильней: в истории, социологии, политологии, психологии - такое иногда есть, иногда нет. Значит, эти области пока наукой окончательно не стали, хотя идут в этом направлении.
Существует реальная (воспроизводимая и предсказательная) история... Просто реальная научная история мало кому знакома, кроме самих историков - а большинству населения знакомы только художественные пересказы результатов этой науки, разумеется, мало отличающиеся от вымысла.
У истории (у научной её части) с воспроизводимостью всё окей - если понимать воспроизводимость как для всех наблюдательных наук, в смысле воспроизводимости выводов и предсказаний. Вот только история, увы, по большей части не наука, а шаткие размышления и популистские писания.
Поясню. Безусловно, в истории есть часть, которая выглядит атрибутами нормальной науки: учёные степени, публикации, журналы, диссертационные советы, преподавание в вузах. Однако работают ли они как научные институты? Совпадает ли эта часть с содержательными исследованиями, выдерживающими критерии научности? Это (дилетанту по крайней мере) далеко не очевидно.
В книжных магазинах полно "книг по истории для широкой публики". Они написаны самыми разными людьми: как со степенью, так и без. Они бывают написаны в неакадемической манере, на грани беллетристики, и в том числе за этой гранью, как "исторические романы" и "альтернативная история". Они все друг другу противоречат, в том числе и книги "авторов со степенью" противоречат друг другу тоже. Нет чёткой границы между книгами "от историков" и "от неисториков". Разумеется, мир научных публикаций дилетанту недоступен, но уже может возникнуть подозрение, что в нём также авторы не согласны между собой.
У истории нехорошая история предмета. В годы СССР история находилась под сильнейшим идеологическим прессом, и с одной стороны, историков-профессионалов заставляли писать "идеологически правильно", а с другой стороны - исторические сочинения и регалии часто сопутствовали номенклатурному начальству, без соответствующего научного уровня. В итоге, публикации и звания времён СССР скомпрометированы. Однако в эпоху пост-СССР история сделала вид, что всё нормально, что всё это было и остаётся научным, и продолжила существование в струе наследия прежней системы. Может быть, диссертация, защищённая в 90-е или 00-е или 10-е годы, и хорошая, но как мы можем на это полагаться, если есть шанс, что научный руководитель - "советской закалки", в худшем смысле этого слова?
Ну и о том, что всё это не чисто дилетантские фантазии:
В свете этого, резкие замечания типа
! |
История - наука, даже относительно современная. |
как минимум не безоговорочно уместны.