Лакатос пишет, что самые мощные теории не должны запрещать никаких наблюдаемых состояний
Это же бред (пишет Лакатос). Научная теория всегда что-то запрещает.
-- 24.06.2018, 18:15 --И именно из наблюдаемых (в принципе) явлений.
После всех уточнений у Вас получается такой тезис: "Научная теория всегда запрещает что-то из в принципе наблюдаемых явлений." Слова "в принципе" делают тезис совершенно беззубым, потому что решать, что же может быть в принципе наблюдаемым, придется на основе научной теории.
А без этих слов доказывайте тезис сами. Мне интересно, например, есть ли среди достоверно наблюдаемых гравитационных явлений явления, противоречащие ОТО. Я в этом не разбираюсь. В биологии я не знаю о явлениях, которые достоверно противоречат современной синтетической теории эволюции.
И именно из наблюдаемых (в принципе) явлений
Возможно, там имеется в виду не «наблюдаемых в принципе», а «наблюдаемых конкретно в нашей Вселенной». Тогда это не так уж плохо.
Лакатос по первой профессии слесарь, для него даже это -- слишком высокие материи.
Речь о множество хорошо установленных и достаточно простых для строгой теоретической проработки фактов. Это множество всегда довольно узкое. (Хотя и расширяется со временем.)
В других случаях, которых море, можно на основе наблюдений сделать какие-то достоверные выводы, но нельзя строго теоретически их обосновать или заявить, что эти выводы противоречат теории. И есть еще океан случаев, когда даже достоверных эмпирических выводов не сделаешь.
Эти темные факты и фактики вытесняются в авангард научного сознания. А не на периферию. Чушь опять сказал Лакатос. Ну, или так напели битлз.
Когда Дарвин и Уоллес пришли к идее эволюции посредством наследственности, изменчивости и отбора, был целый воз и маленькая тележка фактов, как бы противоречащих этой теории.