Мне данная тема почему-то напомнила вот эту, недавнюю:
topic124504.htmlУважаемым оппонентам стоит задать себе вопрос, есть ли объективная разница между их точками зрения?
Или же разница такая же, как между "самому себе" и "такому же, как и само"?
Т.е. оппоненты говорят об одном и том же разными словами, и почему-то настаивают на своей форме изложения?
Можно ли представить какой-то эксперимент или наблюдение, выясняющее, были ли у кроманьонцев права человека или не было?
Если нельзя, то есть ли смысл в вопросе?
Мне лично ближе позиция
EUgeneUS и
alesha_popovich, но также я понимаю, что позиция
realeugene и
warlock66613 в точности ей изоморфна. Они сами утверждают, что распространение прав человека в прошлое не имеет никаких объективных и проверяемых последствий, т.е. существует только в рамках нашей современной концепции прав человека.
Мне кажется, даже можно резюмировать:
1) Есть концепция прав человека. Она объективно есть сейчас, в современной цивилизации.
2) Согласно этой концепции, права человека существовали и будут существовать у всех людей настоящего, прошлого и будущего;
3) Утверждение 2 - это не проверяемое утверждение о какой-то объективной характеристике, а просто даёт нам удобный язык для описания и осмысления реальности (например, когда мы говорим о нарушении чьих-то прав).
Также я хотел бы провести такую аналогию.
Существовали ли сто миллионов лет назад
законы логики?
Ясно, что законы логики - это не что-то объективное, это идеальная конструкция, следуя которой мы (с нашим человеческим мозгом и речью) можем приходить к верным выводам и получать от этого конкретную выгоду.
Но и утверждение, что сто миллионов лет назад логика не работала, а работает только в современную эпоху, когда ею пользуются - какое-то странное.
Если кто-то из нас переместится во времени на сто миллионов лет назад, то всё равно сможет применять законы логики в том времени.
Поэтому вопрос здесь чисто терминологический. Нет объективного различия в том, считать ли, что законы логики работали и будут работать всегда, или же что они работают только когда есть человеческий мозг, способный их применять. Нет объективного различия потому, что законы логики вообще не существуют как что-то объективное и независимое от нас, это идеальная конструкция, и она вне времени.
А раз нет объективного смысла, можно считать так, как удобнее.