1.
Предыстория.
В уже закрытом топике один из участников связал права человека и биологию:
Цитата:
Сформировались эти права вместе с появлением человека разумного
И в другом посте:
Цитата:
Мне кажется, что смеющиеся над правами человека не могут сами претендовать на право называться человеком. У них какая-то иная биология, наверное. Видимо, даже не Homo Sovieticus (терминология Зиновьева), а что-то более примитивное, без слова Homo в названии их вида
И тут же мною был обвинен в лженаучном утверждении. На простом основании:
а) ни одна из концепций биологического вида не предполагает "смех над правами человека" или вообще какое-либо отношение к правам человека, как признак биологического вида.
б) Права, на мой взгляд, возникали и развивались вместе с развитием общества и общественных отношений, а не биологического вида.
Однако, другой, весьма уважаемый,
участник заявил такое:
Цитата:
Ничего подобного, онтологически в философии права считается, что права человека существуют столько же, сколько и сам человек как биологический вид. Разумеется, при этом как гносеологическая конструкция они начали создаваться и признаваться государствами во второй половине 17-18 веках. Процесс этот продолжается и поныне. В этом один из принципиальных моментов отличия естественных прав от позитивных - они не создаются государствами с онтологической точки зрения.
чем сильно пошатнул мою картину мира.
2.
Самостоятельные попытки разобратьсяТак как в философии вообще и в онтологии прав человека не разбираюсь от слова "совсем", начал с учебников. Учебник выбрал из списка литературы, рекомендованного на форуме. А именно: В. С. Нерсесянц. Философия права. Учебник для вузов. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим специальностям Издательство НОРМА Москва, 2005.
Вот что там написано.
В Главе 4. "Правовая онтология":
Цитата:
Право исторично. Этот историзм относится как к бытию права, так и формам его проявлений. Право опосредовано социально-историческим опытом, и в этом смысле оно апостериорно, а не априорно.
Поэтому природу права (социально-исторический смысл и содержание бытия права, его сущности и существования) не следует смешивать ни с правом природы (с природной данностью права), ни с природой разума (с априорной данностью права из чистого разума), хотя и разум, и природа играют существенную роль в историческом процессе генезиса и развития права. Конечно, по аналогии с аристотелевским положением о том, что "человек, по природе своей, — существо политическое" (Аристотель. Политика. I, 1, 9, 1253а 16), можно сказать, что человек, по природе своей, — существо правовое. Но подобные суждения вовсе не означают априорности,
природной данности, прирожденности человеку политической или правовой сущности, политических или правовых свойств и качеств.
Выделение - моё. И это полностью согласуется с моей картиной мира, и не согласуется с утверждением, что права человека существуют столько же, сколько и сам человек как биологический вид.
И далее:
Цитата:
Такого завершения генезиса человеческой природы, отмечал для своего времени (IV в. до и. э.) Аристотель, достигли лишь греки; другие же народы (варвары) как люди с неразвитой (нравственно и умственно) природой живут в дополитических и доправовых условиях деспотизма и рабства. Поэтому, согласно Аристотелю, "варвар и раб, по природе своей, — понятия тождественные" (Аристотель. Политика, I, 1, 5,1252b 17).
И спустя два с половиной тысячелетия приходится констатировать, что многие люди и образуемые ими народы еще так и не завершили, говоря словами Аристотеля, генезис своей политической и правовой природы, не достигли высот того политического и правового общения, которое на современном языке называется правовым государством, господством права, правами и свободами человека и гражданина
Вот так. Спустя два тысячелетия (что не сравнимо с временем существования биологического вида) многие люди не завершили генезис своей политической и правовой природы. Тоже укладывается в мою картину мир и не укладывается в тезис о возникновении прав человека одновременно с биологическим видом.
И да, греки, они конечно достигли завершения генезиса своей политической и правовой природы. Вот, например ссылка на Аристотеля из другой рекомендованной книги (Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Тома I-II. - Москва, издание Бр. Башмаковых, 1910 г.)
Цитата:
Уже в Греции праву по установлению (***) противопоставлялось право по природе (***), т.е. рядом с правом, установленным людьми, признавалось право, начертанное природой. Аристотель разделяет все право, действующее в государстве (***) на две части: на изменчивые человеческие постановления (***), и на неизменные веления природы #. Так напр., к неизменному праву относится разделение людей на рожденных повелевать и рожденных повиноваться.
На мой взгляд - прекрасный, завершенный генезис правовой природы
Так как несколько позже в той же теме, в контексте того же вопроса упоминался Рональд Дворкин, то обратился к нему. Так как конкретная работа не был указана - взял первую попавшуюся из рекомендованного списка литературы: Рональд Дворкин. О правах всерьез. Москва РОССПЭН 2004.
И ничего. В этой работе ни слова не говорится о существовании прав человека столько же, сколько существует биологический вид Homo Sapiens. В прямом смысле: слова "биологический вид" и "Homo Sapiens" просто не используются, не употребляются в данной работе.
В связи с чем, прошу помочь разобраться со следующими вопросами:
1. Какие именно философы считают, что права человека существуют столько же, сколько и сам человек как биологический вид?
2. Насколько эта точка зрения является общепринятой?
UPD: поправил ссылки на сообщения перед цитатами.
UPD2. И еще немного добавил в "предысторию"