2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 18:31 
Аватара пользователя


21/09/12

1871
arseniiv в сообщении #1273188 писал(а):
это же в школе на географии проходят, даже раньше десятого класса
Во втором, на природоведении. Забыть можно и школьный материал, тем более что он в младших классах не перекрывается зачётами и ЕГЭ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 19:25 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
atlakatl в сообщении #1273226 писал(а):
arseniiv в сообщении #1273188 писал(а):
это же в школе на географии проходят, даже раньше десятого класса
Во втором, на природоведении. Забыть можно и школьный материал, тем более что он в младших классах не перекрывается зачётами и ЕГЭ.

Я смутно вспоминаю, что нам действительно давали это в младших классах. Но объяснения я так и не понял. Для второклассника оно не совсем тривиально. Так что реально это наверное уже физика средних классов, если не старших. Я бы отнес этот факт к элементу гуманитарного образования в младших классах, и элементу естественнонаучного в старших.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 19:57 


10/03/16
4444
Aeroport
Mishka_Barni в сообщении #1273189 писал(а):
А вот и нет, никакая это не модель. Нет никаких "наказания паттернов"... нет этого ничего. Социуму вообще ничего не нужно. Он просто есть.


Гуманитарное образование такое гуманитарное :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 20:33 
Аватара пользователя


11/12/16
14036
уездный город Н
ozheredov в сообщении #1273259 писал(а):
Гуманитарное образование такое гуманитарное :mrgreen:


ИМХО, Вы просто назначили человека, с которым не согласны "гуманитарно образованным". Кстати, тоже с ним не согласен.
Гуманитарные науки, особенно в стыке с когнитивными науками, анализом данных и прочими ИИ (насколько понял, близкими Вам) вызывают наибольшие опасения в плане построения "о нового дивного мира".

(кого считать образованным)

в юности занимался любительской радиосвязью на КВ.
А так как одним из KPI этой деятельности есть количество "стран", с которыми установлена радиосвязь, то знал наизусть все страны мира, плюс отдельные удаленные территории, острова и архипелаги, засчитывающиеся за отдельные страны... Их префиксы позывных и столицы до кучи.
И очень удивлялся, как образованный человек может не знать про страну Кирибати, и про столицу соседнего государства (Тувалу) - город Фунафути (upd: впрочем поселок на столичном атолле до города не дотягивает).

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 20:37 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
atlakatl в сообщении #1273226 писал(а):
о втором, на природоведении. Забыть можно и школьный материал, тем более что он в младших классах не перекрывается зачётами и ЕГЭ.
Я точно помню, что хотя бы в средней школе было что-то о тропиках и полярных кругах, к примеру, и вообще разделы о климате это знание подразумевают, и мелкие напоминания там должны быть. Думается, можно быть настолько удачливым, что проморгать вообще всё что угодно, а если и не проморгать, то недостаточно запомнить и забыть; в учебниках же громадная куча повторений есть чуть ли не для каждого предмета в каждом классе. Если так хочется поговорить о них, придётся начать говорить о конкретных. Я не готов читать сейчас это разнообразие, а вы?

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 20:54 
Аватара пользователя


21/09/12

1871
arseniiv в сообщении #1273268 писал(а):
Если так хочется поговорить о них, придётся начать говорить о конкретных
Говорить о куче - т.е. предъявлять её - дело опровергающего. Но вот учебник 5 класса Лорджанидзе:
Изображение в
Я по такой картинке и с таким объяснением и сейчас ничего не понял бы. Всё путает осевое вращение Земли. Представить эти два вращения в единстве трудно. До 50-х годов в школах были спецмодели Солнце-Земля для этого урока - теллурий. Сейчас такого нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 21:50 
Заслуженный участник


27/04/09
28128

(Времена года)

Ну, ваш выбор и не обязательно репрезентативен. Насколько популярен этот учебник? Что по той же теме есть в учебниках следующих классов того же курса? (Обычно ведь они объединяются одни с одними, другие с другими.) Это если вдруг хотите продолжить.

atlakatl в сообщении #1273272 писал(а):
Говорить о куче - т.е. предъявлять её - дело опровергающего.
Вот потому и не хочу. :-)

atlakatl в сообщении #1273272 писал(а):
До 50-х годов в школах были спецмодели Солнце-Земля для этого урока - теллурий.
Ой, ну уж это точно не обязательно (по-моему). Никаких теллуриев не видывал, хотя картинки без лишних деталей — да, и достаточную массу. А вот как по небу какого-нибудь места на поверхности Земли перемещаются Солнце и Луна, уяснил не тогда же, когда про времена года, хотя в принципе мог бы и пораньше — не задавался вопросом как-то.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 22:11 


10/03/16
4444
Aeroport
EUgeneUS в сообщении #1273267 писал(а):
ИМХО, Вы просто назначили человека, с которым не согласны "гуманитарно образованным".


Человек безапелляционно утверждает все что ему нравится, корректность определений и практическая проверяемость утверждений его не колышет :) Я его понимаю.

EUgeneUS в сообщении #1273267 писал(а):
Гуманитарные науки, особенно в стыке с когнитивными науками, анализом данных и прочими ИИ (насколько понял, близкими Вам) вызывают наибольшие опасения


Я почему-то считаю что начиная с определенного уровня такие химеры будут нежизнеспособны.

-- 08.12.2017, 22:12 --

EUgeneUS

Вы и с городом Фунафути связь установили? :shock: И что они вам сказали??

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 22:24 
Аватара пользователя


11/12/16
14036
уездный город Н
ozheredov в сообщении #1273296 писал(а):
Человек безапелляционно утверждает все что ему нравится, корректность определений и практическая проверяемость утверждений его не колышет :) Я его понимаю.


И я его понимаю, и Вас понимаю. Но это не повод клеить ему ярлык "гуманитарное образование". Как минимум по одной причине: этот ярлык не такой уж трешевый.

ozheredov в сообщении #1273296 писал(а):
Я почему-то считаю что начиная с определенного уровня такие химеры будут нежизнеспособны.


Я почему-то считаю, что такие химеры "сожрут" других химер и "не химер". Но это разговор "в пользу бедных и прочих футурологов". Поживем, увидим, благо для этого не потребуется уж очень много времени.

ozheredov в сообщении #1273296 писал(а):
Вы и с городом Фунафути связь установили?


С личного call-sign нет, разве что телепатическую :-( Впрочем Сев. Корея была бОльшим DX-ом.

ozheredov в сообщении #1273296 писал(а):
И что они вам сказали??


"На Тау-Ките условия не те", или что-то подобное. :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение09.12.2017, 07:11 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
EUgeneUS
А я вот как-то всю жизнь с географией связан. Причем все время косвенным образом.
В детстве сильно интересовался футболом. Так что географию СССР знал в большой степени по командам класса Б чемпионата СССР. Там их было порядка 200. Так что у меня город всегда был в связке с клубом. Типа Ширак Ленинакан, или Дила Гори. Я и сейчас помню названия клубов из этих городов. Хотя и города уже могут называться по-другому, и клубов давно нет. А сейчас знаю географию стран по продажам на ebay. Так что из белых пятен у меня только Африка. Сейчас вот наверное многие знают географию Сирии, а года три назад названия половины населенных пунктов Донецкой и Луганской областей.
А вообще-то вот вдруг вспомнил. В моем детстве в книжных магазинах продавались очень подробные карты стран мира. Так я ими все стены у себя в комнате завешивал. Это создавало какой-то уют в комнате.

-- 08.12.2017, 20:55 --

Вообще любопытно было бы составить примерный список областей, с которыми образованный человек на ваш взгляд должен быть на достаточно короткой ноге.
Приведу свой список. Без приоритетов, просто как вспомнится:
1. Всемирная история и история своей страны.
2. География зарубежных стран, своей собственной и ближнего зарубежья.
3. Художественная литература с древнейших времен по середину 20 века.
4. История мировой и российской живописи.
5. Классическое кино примерно до 70-х годов 20 века.
6. То что называется классической музыкой. Музыкальные жанры и направления.
Желательно знание нотной грамоты и умение играть хотя бы на одном инструменте.
7. Балет, танцы и их разновидности. Желательно и самому уметь танцевать.
8. Базовые знания по естественным наукам в пределах советской школьной программы. Математика, физика, химия, биология, астрономия. Желательно более чем школьные знания в хотя бы в одной из этих дисциплин или интерес к научно-популярной литературе в этих дисциплинах.
9. История спорта. Желательно, но не обязательно личное активное времяпрепровождение. Не обязательно физкультура. Возможно просто активное взаимодействие с природой.
10. Социальную активность в любом виде не считаю обязательной. Так-же интерес к политике-экономике не обязателен. Если честно, последнее время склоняюсь к мысли что даже более уважаю людей, которые вообще не интересуются политикой и экономикой. Эти вещи зачастую совершенно бесполезны. К тому-же съедают массу времени, эмоций и духовных сил, которые гораздо полезнее расходовать в других направлениях.
Может что и забыл.

В прежние времена в сферу образования мужчин входило умение ездить верхом, фехтовать, стрелять из какого-нибудь вида оружия, плавать, танцевать. В общем все то, что помогает мужчине защитить себя, своих близких, ну и в случае чего послужить родине.
Сейчас я бы оставил такие вещи как знание какого-нибудь из видов единоборств, гимнастика, танцы, плавание, какие-нибудь игровые виды спорта с мячом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение09.12.2017, 14:19 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
fred1996 в сообщении #1273396 писал(а):
В прежние времена в сферу образования мужчин входило умение ездить верхом, фехтовать, стрелять из какого-нибудь вида оружия, плавать, танцевать. В общем все то, что помогает мужчине защитить себя, своих близких, ну и в случае чего послужить родине.
Кстати, в процессе эволюции человечества подобные оценки претерпели забавное искажение.

Первоначально (и довольно долго, вплоть до начала Нового времени по крайней мере) под "образованным человеком" те, кого это интересовало, понимали в первую очередь наличие профессиональных знаний, умений и навыков. Вышепроцитированный набор, например - это норма для сословия, профессиональными задачами которого были война и передача власти по наследству (отсюда и сочетание "комплекса ГТО" с умением общаться с дамами). Человек, умеющий что-то сверх этого, но не умеющий делать то, что входит в его прямые обязанности, воспринимался обществом как минимум неоднозначно. Удивление/одобрение/восхищение вызывал только человек, умеющий все, что положено в рамках "профессионального минимума", но отличавшийся и сверх этого какими-то повышенными познаниями или возможностями. Важно, что именно "сверх", а не "вместо".

Сейчас ситуация принципиально поменялась. Любой подобный список представляет собой набор умений просвещенного дилетанта, требование в первую очередь уметь то, что положено, к нему явно не прилагается. Ну а тогда возникает вопрос - есть ли в этом сейчас хоть какой-нибудь смысл?

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение09.12.2017, 14:55 
Аватара пользователя


15/04/15
1578
Калининград
Pphantom в сообщении #1273436 писал(а):
Ну а тогда возникает вопрос - есть ли в этом сейчас хоть какой-нибудь смысл?

Быть на высоте ( во всех смыслах) и выжить на грани

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение09.12.2017, 16:18 


08/12/17
356
fred1996 в сообщении #1273396 писал(а):
Приведу свой список.

Какой хороший список. Если кто-то захочет максимизировать количество абсолютно практически бесполезных знаний в своей голове, наверное сложно будет найти лучшую программу обучения. А вот является ли объем таких знание мерой образованности - можно и поспорить.

А о чем спорим то, собственно, господа? Сначала было бы неплохо с понятиями определиться. Что такое образованность? На мой взгляд, образованность - это понимание человеком мира, в котором он живет. Да и способность это понимание при необходимости использовать тоже не помешает. Отсюда и пляшем.
Отсюда, по короткому размышлению, я прихожу к такому списку:

    1) XXI век, как ни крути, век науки и технологий. А значит, знания именно в этих областях необходимы всякому, кто хочет казаться образованным. В частности, умение "на ты" общаться с компьютером и другими современными бытовыми устройствами, умными и не очень - вообще должно цениться так же, как простое умение писать. Чем бы ни занимался современный человек, он обязательно столкнётся с технологиями, скоро, наверное, уборщицам нужно будет уметь настраивать роботов пылесосов. Не говоря уже о всяких офисных работниках, которые нынче умудряются тормозить рабочий процесс, отнимая время и у себя, и у окружающих, и тратя его на разборки с этой магической шайтан-коробкой, которая вообще то - их основной рабочий инструмент.
    Сюда, разумеется, входит не только знание каких то конкретных устройств и программ, но и понимание общих принципов устройства и обработки и передачи информации в информационных системах.

    2) Не менее важно в современном мире и понимание общих принципов экономики и финансовая грамотность. Вместо изучение классиков кино и литературы гораздо полезнее, на мой взгляд, потратить его на изучение классиков экономической мысли. Потому что, вы уж извините меня, но я не буду считать образованным человека, вложившегося в какой-нибудь очередной МММ и потерявшего там все свои деньги, пусть он хоть Пушкина с Достоевским наизусть цитирует. Впрочем изучать, конечно, не классиков экономики как таковых стоит, а современные учебники разного уровня (тут уже от интересов зависит). Сюда же можно и базовую юридическую грамотность добавить, знание законов своей страны.

    3) Знать историю начиная с древности нет никакой необходимости. Для достижения указанной цели вполне хватит знания примерно начиная с XIX века и до наших дней. Именно в этот период происходили основные события, сформировавшие современный нам мир. Без этого знания может быть сложно понять многие современные общественные и политические институты, хотя, конечно, не невозможно. Если кому удастся разобраться в этом без изучения истории - честь ему и хвала.
    Интерес к литературе и кинематографу, будь то классических или нет, совершенно не обязателен. В данном контексте он может помочь в понимании всего вышеописанного, ведь иногда художественное произведение может помочь закрепить понимание определенной тематики, в которой оно написано. Но тут стоит быть осторожным и не заразиться субъективными взглядами автора, которые зачастую могут быть далеки от адекватности.

    4) Про естественные науки что-то я совсем забыл. Знание на уровне школьной программы, безусловно, необходимо. Но есть вещи, которые в школе или не дают вообще, или упоминают вскользь, не заостряя особо внимания, а жаль. В частности, необходимо базовое понимание философии науки. Понимание современной научной парадигмы в области биологии, медицины, физики. Понимание места теории в естественных науках, критериев истинности - например фальсифицируемости, бритвы Оккама и принципов их применения в указанных науках.

    5) Впрочем, все вышеперечисленное меркнет перед самым главным навыком, без которого никто в современном мире не может считаться образованным - высокой обучаемостью. Потому что можно выучить кучу наук, но через 5 лет огромная часть ваших знаний скорее всего устареет, и превратитесь вы в снова в неуча. Все это не имеет никакого значения, когда критерий образованности у нас - способность цитировать древних писателей, но стоит вылезти из этого уютного мирка в реальный мир - и оказывается, что ваши знания уже стали абсолютно бесполезными. А то и вредными, если это запавшая в память опровергнутая научная теория.
    Это в XX веке можно было выучиться один раз и всю жизнь сидеть на заводи точить гайки, и неплохо жить при этом. Сейчас же круговорот профессий значительно ускорился и будет ускоряться в будущем, так что способность к обучению новому, необходимая для этого способность к перевариванию огромного количества информации в ограниченные сроки, к поиску и просеиванию этой информации в огромных информационных потоках - жизненно необходимый навык. Особенно, учитывая что низкоквалифицированные профессии - первые кандидаты на вымирание.

Хотя, конечно, можно подождать когда во всем мире введут базовый безусловный доход, и тогда снова можно будет лежа на диване плевать в потолок, учить классиков литературы, музыки, живописи, меряться выученным с такими же продавливателями диванов и считать себя образованным. Пока необразованные неучи создают мир, в котором ваше беззаботное лежание стало возможным.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение13.12.2017, 02:16 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Pphantom
Вы знаете, ремесло я как-то сразу вынес за скобки, поскольку это слишком узкая специализация и вряд-ли поможет в общении. Достаточно наверное упомянуть просто о наличии. Хотя, для многих видов деятельности это не обязательно.

alesha_popovich
Про умение обращаться с различными гаджетами и ориентироваться в современных технологиях я не писал сознательно, потому что на мой взгляд это действительно типа уметь читать и писать в былые времена, а с другой стороны не забывайте, что мы еще живем в переходный период. И если для молодого поколения все эти навыки типа как дышать, то у старшего поколения все эти навыки вызывают известные трудности. И если я, например, еще лет 20 назад был с компьютерном на ты, то сейчас мне все труднее и труднее разобраться сходу в том, что вываливается на рынок технологий буквально ежемесячно. И те же проблемы возникают у моих сверстников. Тем не менее я не могу на этом основании записать нас в необразованцев.
Далее, из того что я перечислил, большинство входит в культурное наследие человечества, и не имеет непосредственного утилитарного смысла. Но если замыкаться только на вещах, приносящих "пользу", мы в конце концов выродимся в общество дебилов, которым гуманитарные гуру смогут внушить что угодно. Ведь свято место пусто не бывает. А потребность в общечеловеческих гуманитарных вещах у любого человека присутствует, поскольку человек кроме самоценносит еще и социальное существо. Общемировая культура в перечисленных мной пунктах еще является и известным предохранителем от появления различных фюреров. Чем менее образована толпа в гуманитарном плане, тем легче ею управлять.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение13.12.2017, 02:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
Pphantom в сообщении #1273436 писал(а):
Сейчас ситуация принципиально поменялась. Любой подобный список представляет собой набор умений просвещенного дилетанта, требование в первую очередь уметь то, что положено, к нему явно не прилагается. Ну а тогда возникает вопрос - есть ли в этом сейчас хоть какой-нибудь смысл?

Я Вас сейчас, наверное, не понял. Вы имеете в виду, что "образованный человек" в нынешнем понимании - это такой своего рода Васисуалий Лоханкин? Ну, возможно, с несколько более широким кругом интересов. Но главное - что он сам к себе не предъявляет требование хорошо знать, скажем упрощённо, положенное по рабочим делам, а другие и не против этого положения? Если это имеется в виду, что чьё это "нынешнее понимание"?

Потом, наверное, ещё что-нибудь скажу. Тема начиналась как совершенно... ну, сами понимаете какая. Сейчас у неё появляется несколько другой оттенок (не говорю, что он лучше прежнего).

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 82 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group