Munin, Я уже совсем не понимаю, что Вы предлагаете? Просто закрыть класс элементарных функций? Так не получится же, тогда придётся сжечь все учебники, задачники и написать новые, а зачем?
Ну что вы, в учебниках и задачниках останется много чего, что сжигать не надо.
Просто не надо раздувать такую важность из "неберущихся интегралов". Вместо этого, надо по-человечески сказать, что вот этот интегральчик мы назовём буковкой
а вон тот - буковкой
Вот, мол, в седьмом классе вы тоже нечто новое для себя называли буковками
и
и ничего, мозг не взорвался.
Потренироваться брать интегралы, которые "берущиеся", тоже стоит. Это важный навык.
warlock66613+1.
Про "
задачу, не имеющую решения" - я боюсь, речь шла о чём-то более хитром. Ну да, вообще, цитата хорошая, и в жизни пригождается много где.
А уж гамма-функцию так вообще знают и любят все.
Одна из наименее нужных функций. В теории струн только и нужна.
Основные функции - это "урматфизический" букет: Лежандр, Эрмит, Бессель, Эйри и их ближайшие родственники и знакомые.
Когда я читал в учебнике "Таблица производных элементарных функций", я так и понимал её: "Таблица производных некоторых функций".
Ну вот это понимают далеко не все и не всегда. И преподаватели часто этому пониманию мешают. Как даже в этой теме было продемонстрировано.
-- 06.03.2017 14:20:51 --Munin ранее предъявлял претензии по поводу того, что много времени уделяется методам интегрирования именно в элементарных функциях.
Вот это
ПРЯМАЯ ЛОЖЬ.
Напротив, я считаю навыки интегрирования одними из важнейших, которые нужно тренировать специалистам, "применяющим математику на практике": физикам и техникам.
Наоборот, без такого выделения невозможно мотивировать введение специальных функций. Всегда будет стоять вопрос о возможности выразить вновь придуманную функцию через ранее известные.
"Специальные функции" ничем не специальные. Да, такой вопрос будет стоять. Но во-первых, он легко решается безо всякого "класса элементарных функций" (и может иметь решение типа "функцию
можно выразить через
а функцию
можно выразить через
"), а во-вторых, не падайте со стула, он вообще может не играть практической роли!
Пример - мои любимые присоединённые полиномы Лежандра, которые
выражаются через полиномы от тригонометрических функций, но это вообще мало кому интересно (кроме ручного построения графика), а интересны их ортогональность и полнота, связь друг с другом, и тому подобные вещи.
Гарантированно не добавят, поскольку в момент изучения этой таблицы никаких "эллиптических интегралов или каких-нибудь ещё функций" не будет. А когда студенты (или уже не студенты), изучив предварительно дифференциальное и интегральное исчисление, возьмутся за теорию "эллиптических интегралов или каких-нибудь ещё функций", никто не помешает им изучить и соответствующие формулы.
Это всё из серии "вредительское построение курса преподавания математики" вообще. Разумеется, в момент изучения таблицы интегралов, студентам просто необходимо сказать, что "вот это функция ошибок, вот это эллиптический интеграл, а вот это - функция Бесселя, не пугайтесь". Пусть они и не введены должным образом на этом этапе.
И вообще, с самого 7-го класса школы, всем студентам
обязательно необходимо втолковывать, что функции бывают не только заданные формулой. Но и рядом, и кусочно, и всякими другими способами. (Не говоря уже про функции, существование которых доказано, а вот конструктивного способа построения не указано, но уж этим пусть математики развлекаются - на практике это не нужно.)
Не забывайте также о том, что всяких "специальных" функций неизмеримо больше, чем основных элементарных, и если их все засунуть в таблицы производных и интегралов, то эти таблицы будет невозможно запомнить.
А запоминать всё - и не надо. Надо устранить границу между "таблица" и "вне таблицы".
Разумеется, Градштейна-Рыжика надо попросту держать под рукой, и всё. Благо, что в электронном виде это не кирпич на пять килограммов, и не является библиографической редкостью.