Ой, ребяты, мне тут объяснили наконец, что такое гештальтпсихология! Я.. как его, чёрта?... Закрыл гештальт. См. текст по ссылке.
https://postnauka.ru/faq/69883Далее следует мой дилетантско-хулиганский комментарий, который ни на что не претендует и ни к чему не обязывает. Гештальтистам не читать, много обидного!
(Все равно показать)
Сколько я понял из этого текста, гештальтпсихология – это направление, объясняющее все подряд, от восприятия до поведения, стремлением установить (или восстановить) некую «целостность». Что она такое, никто, похоже, толком объяснить не может. В свое время (1912 г.) оно было прорывом в психологии восприятия, потому что до психологов наконец дошло: восприятие целого не сводится к механической сумме восприятия частей. Например, когда мы видим две лампочки, и вспыхнула одна, а сразу затем вторая, мы воспринимаем это как перемещение огонька от одной к другой по прямой линии, хотя никаких промежуточных положений этого огонька мы не воспринимали (их и не было). Другая интересная история с вазой Рубина: для нас она то ваза, то носы, хотя объективно в рисунке ничего не меняется. Если бы наше восприятие зависело только от объективных свойств отдельных частей рисунка, мы бы видели на этой картинке все время одно и то же, ан нет - мы воспринимаем целостный образ, причем то один, то другой (Фигура и Фон - вообще одни из главных заклинаний в гештальтпсихологии).
Кроме того, именно гештальтистам мы обязаны понятием инсайта – вообще они первые обнаружили, что у обезьяны, которой нужно поставить друг на друга ящики, чтобы съесть банан, происходит какая-то мыслительная деятельность. До этого наивно считалось, что обезьяна, мол, хаотически мечется, пока ей случайно не повезет выполнить действие, приводящее к цели, и уж тогда это действие запоминается как положившее положительное подкрепление. Ну и дурацкие были в начале прошлого века теории, право слово. Гештальтисты понимали инсайт как восстановление той самой «целостности» - мол, пока банан есть, а как его съесть, не понятно, ситуация какая-то разорванная, дисгармоничная, и надо восстановить вселенское равновесие, придумав, как съесть банан. Когда обезьяна придумала, ситуация для нее стала целостной, завершенной и гармоничной.
Также отцы-основатели напридумывали каких-то мутных и необоснованных аналогий с физикой, пытаясь представить внешнюю среду, в которой существует личность, как «поле», в котором на личность действуют «силы» (стимулы). Один договорился до того, что это «поле», мол, изоморфно электрической активности мозга (sic!).
В целом, все это ни фига не впечатляет. Г-н «отец конфликтологии», придумавший классификацию конфликтов, «вошедшую в качестве золотого фонда в область конфликтологии»: мол, есть конфликт двойного притяжения, когда хочется и поспать, и фильм посмотреть, а есть – двойного отталкивания, когда не хочется идти на работу, но получить люлей от начальника хочется еще меньше… Ну, ребяты, если уж это – золотой фонд, боюсь представить серебряный. Такую классификацию можно придумать на перемене, когда к семинару не готовился, но надо же что-то отвечать. Хотя вот в изучении зрительного восприятия гештальтисты, говорят, накопали конкретные законы, которые используются в дизайне.
Сейчас гештальтпсихология восприятия и мышления почти совсем растворилась в современной когнитивной психологии, и аминь (ее-то база – многочисленные эксперименты, а не причудливые фантазии). А вот в психотерапии язык гештальтпсихологии вызвал к жизни ряд эффективных техник, и тоже аминь. Психотерапия – на треть знание, а на две трети искусство, и от нее нужно только, чтобы она работала. Если какая-то недотеория оказывается эффективным языком для придумывания психотерапевтических заклинаний – это все, что от нее в данном случае требуется.
P.S. У моей знакомой был кот по имени Гештальт. Однажды она закрыла его в ванной.