К. Еськов в 2006 г. в интервью журналу Полдень, XXI в.
писал(а):
- Какова, на Ваш взгляд, главная опасность для человечества сейчас?
- Тут я, пожалуй, соглашусь с мнением Переслегина: главная грядущая опасность - это крупные техногенные катастрофы, связанные с "человеческим фактором": техника всё время "умнеет", а человек - "глупеет" (ан масс). А главной причиной этого поглупения является прогрессирующее ухудшение качества школьного образования - в глобальном масштабе. Помнится, меня весьма неприятно укололо то обстоятельство, что советские школьники "золотой" для нашего образования поры 70-80-х годов оказались категорически неспособны решать стандартные для дореволюционной гимназии контрольные по алгебре. С этим справлялись только ученики физмат-школ (которых в стране на порядок меньше, чем когда-то было гимназий), а все прочие - нет. То есть речь идет уже не об относительном, а об абсолютном регрессе, причем в преподавании математики, чем советская школа вполне, вроде бы, заслуженно гордилась; это при том, что спрашивать с учеников тех физмат-школ гимназический курс по языкам, логике-риторике, истории, etc - вообще сплошное расстройство... Надо ли говорить, что с той поры ситуация в российских школах ухудшилась многократно, а уж на просвещенном Западе по этой части творится вообще полный караул. И что на самом-то деле человечество последние лет двадцать лишь бездарно и бездумно проедает тот образовательный капитал, что был аккумулирован в эпоху "славных шестидесятых"... Ладно, давайте не будем больше про образование, а то я перейду на совсем уж ненормативную лексику.
Полностью здесь
. Жаль, что Кирилл Юрьевич не приводит библиографической ссылки на сравнение советских школьников с царскими гимназистами - да и были ли эти результаты где-то опубликованы?..
Боюсь, это "фольклор". Уровня рассуждений, что-де "мы неправильно понимаем смысл заглавия романа
Война и Мир". Контрольных тех лет я не нашёл, но вот сборник задач повышенной трудности ("повторительных", дававшихся старшеклассникам по материалу предыдущих классов) отыскал.
Цитата:
Клюновский А.К. Смешанные алгебраические задачи
Да, у современного школьника (не из физматшколы или хотя бы кружковца) трудности будут. Троякого рода.
1. Часть материала из программы ушла. Например, комбинаторика (в кружки и факультативы) и биквадратные уравнения (вовсе не упоминаются). Но объём невелик, так что знакомство на уровне кружка или популярной книги тут спасёт.
2. Очень много задач на убирание иррациональностей. Ничего принципиально трудного не содержащие, но весьма трудоёмкие. Судя по учебному пособию по алгебре, составленному для кадетских корпусов - стандартные приёмы учащимся давались, там две страницы таких формул для преобразования. Роль, боюсь, "лом для подметания плаца", в смысле практическая польза неглижируется, а главное - напрячь занимающегося, чтобы проявил упорство, внимательность и старание. С той же целью, что и латинский язык.
3. Много задач на расчёт рент и процентов. Опять же - математический аппарат школьнику знаком, но нужен навык для расчётов и знание некоторых соглашений (число дней в году, например - иногда финансисты его считают 360). Ну и то, что надо доводить до числа, пользуясь таблицами логарифмов - ничего принципиально сложного, но навык надо создавать заново.