Вот об этом хотелось бы узнать подробнее.
Это то же самое, что пишет realeugene?
Да. Ему удалось это выразить очень неформально, но довольно удачно и наглядно.
Массо-энергетическое объяснение, в общем, сошло бы за "механизм".
Вам надо отучиться думать, что есть какой-то "механизм". Вам просто изложили свойства решения уравнений Максвелла некоторыми наглядными словами. Всё, что там есть, вы могли (должны были бы!) вычислить и сами. И ничего
кроме уравнений Максвелла тут нет. Просто некий сценарий.
Например -- поле неподвижного заряда можно как-то сравнить с бесконечным шариком переменной плотности (убывающей с расстоянием, так что масса в итоге конечна).
Увы, нет. Во-первых, "как-то" - это не годится. В физике нужны точные формулировки. В некоторых аспектах можно, а в некоторых - нельзя.
Во-вторых, что печально, масса бесконечна. Причём расходится она не на больших расстояниях, а на малых. То есть, всё более-менее нормально только для шарика не бесконечномалого радиуса. Но такой радиус противоречит другим фундаментальным физическим принципам.
Но при этом, всякие поправки, связанные с этой массой, вообще мало влияют на жизнь, на излучение и всё остальное. Они влияли бы, если бы мы трясли шарик бесконечно быстро. Но мы так делать не умеем. А в других ситуациях, что бы там ни происходило с этой массой, это всё то же самое, как если бы её фактически не было. (У этого есть точные математические формулировки, но они достаточно сложны, чтобы я вам их здесь излагал. И да, Фейнман был в курсе, и сам это всё разрабатывал - один из.)
Ну вот вы как бы выдаете это за истину в последней инстанции, а в той же Фейнановской нобелевской лекции говорится что не так это однозначно, хотя полезные плоды может давать и чисто математический подход, без применения физических соображений.
Там говорится о некотором более высоком уровне понимания. С Фейнманом я не спорю. На вашем уровне понимания, вам пока надо освоить язык уравнений.
Как Фейнман предупреждал в другой лекции,
Цитата:
Мне хотелось бы сказать несколько слов о понимании. Существует много причин, по которым вы можете не понимать, о чем говорит лектор. ...
Другая причина, особенно, если лектор — физик, состоит в том, что он употребляет обычные слова в необычном значении. Физики часто используют обычные слова, например, «работа», или «действие», или «энергия», или, даже, как вы увидите, «свет» — в необычном, специальном смысле. Так, говоря о «работе» в физике, я имею в виду одно, говоря о «работе» на улице — совсем другое. Во время лекции я могу употребить одно из таких слов, не замечая, что употребляю его необычным образом. Я буду стараться следить за собой — это моя обязанность, но такую ошибку легко совершить. ...
Когда я говорю «свет» в этих лекциях, я имею в виду не просто свет, который мы можем видеть, от красного до синего. Оказывается, что видимый свет — это только часть длинной шкалы, аналогичной музыкальному звукоряду, в котором есть ноты и выше, и ниже, чем можно услышать. Световую шкалу можно описать при помощи чисел, которые называются частотами. По мере возрастания чисел свет меняется от красного к синему, фиолетовому и ультрафиолетовому. Мы не видим ультрафиолетового света, но он действует на фотопластинки. Это тоже свет — только число другое. (Не следует быть ограниченными: то, что мы можем непосредственно обнаружить своими органами чувств, глазами, это далеко не все, что есть на свете!) Если мы просто будем дальше менять это число, то попадем в рентгеновское излучение, гамма-излучение и так далее. Если же мы будем изменять число з другом направлении, то придем от синего к красному свету, инфракрасным (тепловым) волнам, затем к телевизионным волнам и к радиоволнам. Для меня все это — «свет».
Так вот и здесь: Фейнман мог говорить про "причины и следствия", и вообще учёные часто говорят про них, но это случайное совпадение слов. Учёные употребляют эти слова в специальном смысле, и сами не замечают этого.
Это, я думаю, вопрос э... философский, что ли.
Нет. Это скорее вопрос не расширения своих наивных представлений на всё разнообразие физических явлений.
Вот можно сказать, что преодоление сил [обычного] трения приводит к нагреванию, но можно сказать и что нагревание и силы трения это следствия какого-то третьего фактора, потому что трение это электромагнитный эффект и дилетантам недоступен в принципе :):)
Увы, нет. Это неправильная аналогия. Здесь можно сказать так, и нельзя иначе. А в случае излучения - наоборот, можно иначе, и нельзя так.
И чтобы понимать, где аналогии допустимы, а где они неправильны, надо не быть дилетантом. Надо уметь смотреть глубже аналогий.
-- 14.10.2016 13:43:22 --А разве энергия, согласно уравнениям Максвелла, не распространяется со скоростью света прочь от заряда?
Оба-на. Это откуда такое утверждение?