Ученик в моменте не силен в физике, но, имеет желание подтянуться, и, прослышал, что в заведении Х этому делу очень помогают. На набор в заведение Х объявлен заочный конкурс, задания опубликованы. Ученик видит знакомые слова, но, понимает, что задачки для него (ну да, или для нее) тяжеловаты. Возможны разные модели поведения, в частности, такие две:
- "ну да, тяжеловато мне там будет, не для меня это, забью"
- "да, тяжело, но я все равно хочу и добьюсь!"
Обе модели нормальные, наверняка можно и другие какие-то еще придумать.
У меня не повернется язык назвать вторую "мошенничеством", скорее, буду ей симпатизировать. Человек осознает свою текущую слабость, но, надеется в будущем стать сильнее (быстрее, выше) и прилагает для этого осознанные усилия. Познание не спорт, все таки.
Давайте рассмотрим какие минусы у несамостоятельного решения экзаменационных задач вступительного экзамена в заочную школу.
1. Вступительные экзамены отбирают учеников не ниже определённого уровня, которые, действительно, смогут осилить программу. Если ученик не может сдать экзамены и вынужден просить родителей решить за него экзаменационные задачи - то за него, наверняка, родителям и дальше придётся учиться. Или же ученику всё равно придётся сдаться, забросив школу, только чуть позже. Этот ученик не готов почти наверняка.
2. Возможности хороших школ по приёму бывают ограничены. С учениками нужно возиться, как минимум, посылать им методички и проверять их решенные задания. В ходе вступительных экзаменов отбирают в ученики лучших абитуриентов в пределах возможностей школы. Если абитуриент поступает в школу, не решив вступительные задачи самостоятельно, смошенничав при помощи родителей, он лишает возможности поступить в школу кого-то более достойного.
3. Ученик-мошенник с юношества приучается к тому, что успеха можно добиться обманом. Вы бы хотели, чтобы и в будущем, когда этот ученик закончит ВУЗ и станет научным работником, он продолжал пользоваться этим методом достижения успеха?
Если ученик говорит себе "да, тяжело, но я все равно хочу и добьюсь", и добивается этого, но только без обмана - я порадуюсь за такого ученика. Но подтягиваться в физике стоит по другим учебникам и до поступления в заочную школу. Или пытаться поступить на следующий год. Да, и учёба - это тоже конкуренция. Сначала за ресурсы учителей, потом, как результат - за лучшую работу. Слабейшие, неизбежно, выбывают и уходят в другие области деятельности, не требующие глубоких знаний физики. И лучше так, чем получать потом специалистов-недоучек.
И, позвольте, я сформулирую важную, на мой взгляд, мысль. Наука - это, ведь, не только успешные модели окружающего мира, наука - это ещё и научная методология, неотъемлемым в которой является такое качество учёного, как честность. Нельзя ученика готовить к будущей научной деятельности, поощряя у него нечестные модели поведения.