ВступлениеВ рамках классической логики выражения вроде
и т.п. парадоксами не считаются. Это просто не верные (ложные) утверждения. Если в ходе решения задачи мы получили нечто подобное это значит, что условия задачи противоречивы. Но это не означает, что система (в которой сформулирована эта задача) содержит какие-либо противоречия.
Построение формулы согласияДалее по тексту "правдец" (да простят меня литераторы) - означает правдивый человек.Прежде чем приступить к самому парадоксу необходимо выяснить: каким образом от истинности утверждения (истина/ложь) и типа человека (правдец/лжец) зависит его согласие с этим утверждением. Докажем что для данного утверждения
, типа человека
(
если человек правдец, и
если он лжец. Таким образом
эквивалентно утверждению :
данный человек правдец ) и согласия
(
если человек соглашается с утверждением, а
если он его отрицает. Таким образом s эквивалентно утверждению :
данный человек согласился с данным утверждением ) выполняется следующая формула
. Имеем четыре очевидных случая:
1)С истинным утверждением правдец соглашается (при
и
получаем
)
2)С истинным утверждением лжец не соглашается (при
и
получаем
)
3)С ложным утверждением правдец не соглашается (при
и
получаем
)
4)С ложным утверждением лжец соглашается (при
и
получаем
)
Записав результаты рассмотренных случаев в таблицу истинности видим, что она совпадает с таблицей истинности для эквиваленции. Итак
, что и требовалось доказать.
Парадокс лжецаПо условию парадокса (точнее одной из его многочисленных интерпретаций) человек утверждает : я лжец. Необходимо определить кто он: правдец или лжец? Запишем условие задачи в вышеописанных обозначениях:
a=данный человек лжец (это само утверждение);
A=данный человек правдец (это утверждение эквивалентое типу человека как было показано выше);
s=1 (т.к. по условию он соглашается с данным утверждением (точнее сам его выдвигает , но это тоже самое ) ).
Теперь заметим что
(рассмотрев в уме два возможных случая и мысленно составив таблицу истинности) и подставим все данные в формулу согласия:
Противоречие. В условии..
В условии было сказано, что человек назвал себя лжецом, но такого быть не может. Исходя из общих рассуждений можно определить, что и правдец, и лжец всегда называли бы себя правдецами. Это как
не зависимо от
. А мы вдруг возьмем и объявим задачу-парадокс:
, чему равно
*?
* Только не надо ничего говорить про
. Пример приведен в рамках классической арифметики. В противном случае отменяем классическую логику (хотя бы правило исключенного третьего) и парадокс решается моментально.
ВыводТак как парадокс лжеца - одна из интерпретаций парадокса Рассела, то предложенное решение аналогичным образом устраняет и его. По аналогии как правдецом себя называют и правдец, и лжец, так и множество всех ненормальных множеств принадлежит и себе, и множеству всех нормальных. И как лжецом себя не называет никто ( и парадокс возникает когда мы пытаемся определить кто это мог сделать) так и множество всех нормальных множеств не принадлежит ни себе, ни множеству всех ненормальных множеств ( и парадокс возникает когда мы пытаемся определить кому оно может принадлежать)*. Вообщем я хочу сказать, что сама теория множеств (в своем первозданном виде) непротиворечива - но противоречивы некоторые задачи в ней возникающие. Это нормально т.к. в любой развитой теории можно составить неисчислимое кол-во различных противоречивых задач, что естественно никак не отражается на правильности теории.
*Если в аналогичности решения парадоксов кто-то находит какие-то сомнения. Я готов привести полное решение на подобие вышеописанного для парадокса Рассела.