2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
 
 Re: Действительные числа (задачи из Давидовича)
Сообщение14.06.2016, 19:47 


21/02/16
483
arseniiv в сообщении #1131555 писал(а):
Всё-таки только единица. :-) Если у нуля есть обратный, это сразу приводит нас к полю из одного элемента: $a =\ldots= 0(0^{-1}a) = 0$.

мне кажется Вы опять перепутали обратный и противоположный элементы (сам этим грешу) и невнимательно прочли мое сообщение :-)
irod в сообщении #1131524 писал(а):
каждый элемент является противоположным к самому себе; единица является обратным элементом к самой себе

 Профиль  
                  
 
 Re: Действительные числа (задачи из Давидовича)
Сообщение14.06.2016, 20:26 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
А, да. Мне сказали об этом в ЛС, но я неправильно понял и исправил в своём сообщении, а на вашу цитату не посмотрел. :|

 Профиль  
                  
 
 Re: Действительные числа (задачи из Давидовича)
Сообщение15.06.2016, 11:57 


21/02/16
483
irod в сообщении #1131524 писал(а):
15. Существует ли поле из
а) двух элементов;
б) трех элементов;
в)* $p$ элементов, где $p$ -- простое;

Появилась у меня такая идея.
Т.к. 2 и 3 являются простыми числами, то пункты а),б) можно не рассматривать отдельно, а рассмотреть сразу пункт в). И ответ на все 3 пункта - да, существуют такие поля.

Пусть $\mathbb{F} = \{ 0,1,2,\ldots,p-1 \}$, где $p$ -- простое число.
Определим сложение элементов в $\mathbb{F}$ как сложение по модулю $p$:
$\forall a,b \ \ a + b = a + b \mod p$.
(Кажется такие поля называются полями вычетов по модулю $p$, но я специально не буду сейчас гуглить, хочу сам с вашей помощью разобраться)
При таком определении сложения, $0$ -- нейтральный элемент по сложению, т.е. удовлетворяет аксиоме 3: $\forall a \ (a + 0=a \mod p = a)$.
$1$ -- нейтральный элемент по умножению, т.е. удовлетворяет аксиоме 7: $\forall a \ (a \cdot 1 = a \mod p = a)$.
Для элемента $a$ противоположным будет элемент $p-a$, потому что $a + (p - a) \mod p = p \mod p = 0$.
Пусть обратным элементом к $a$ является $x$. Тогда $a \cdot x \mod p = 1$. Не знаю пока что с этим сделать дальше, можно ведь явную формулу для обратного элемента вывести? Наверняка да, я просто никогда не сталкивался с такими уравнениями.
Еще мне пока непонятно, почему $p$ -- именно простое, я кажется это тут никак не использую.
В общем это конечно же не законченное решение, я просто хочу спросить в правильную ли я сторону иду.

 Профиль  
                  
 
 Re: Действительные числа (задачи из Давидовича)
Сообщение15.06.2016, 12:38 
Аватара пользователя


07/01/15
1233
irod писал(а):
можно ведь явную формулу для обратного элемента вывести?

Не факт.

Лучше попробуйте рассмотреть частные случаи $-$ кольца вычетов по модулю $5$ , по модулю $7$ , по модулю $6$ . Авось, что-нибудь да придет на ум. Порассуждайте, как можно доказать существование обратного элемента.

 Профиль  
                  
 
 Re: Действительные числа (задачи из Давидовича)
Сообщение20.06.2016, 14:47 


21/02/16
483
Что-то я завяз. Нужны подсказки. Частные случаи с $p=5$ и $p=7$ рассмотрел, такие поля вычетов существуют, но непонятно как доказать общий случай для простого $p$. Для этого не надо знать теорию чисел?

Почему для какого-то ненулевого элемента может не существовать обратного, если $p$ -- не простое? Потому что тогда среди чисел $2,3,\ldots,p-1$ найдутся делители $p$, и результат деления любого произведения с такими элементами по модулю $p$ никогда не будет равен $1$ (а будет всегда равен либо $0$, либо будет делиться нацело на $q$, где $q$ -- и есть делитель $p$).
Например, в "поле вычетов" по модулю $4$ для элемента $2$ не существует обратного:
$2 \cdot 1 = 2 \mod 4 = 2$,
$2 \cdot 2 = 4 \mod 4 = 0$,
$2 \cdot 3 = 6 \mod 4 = 2$.
Значит, не существует поля вычетов по модулю $4$.

Еще пример. В "поле вычетов" по модулю $6$ для элемента $3$ также не существует обратного:
$3 \cdot 1 = 3 \mod 6 = 3$,
$3 \cdot 2 = 6 \mod 6 = 0$,
$3 \cdot 3 = 9 \mod 6 = 3$,
$3 \cdot 4 = 12 \mod 6 = 0$,
$3 \cdot 5 = 15 \mod 6 = 3$.
Следовательно, такого поля также не существует.

Эти два примера могли бы быть ответами на пункты г) и д), однако в примерах речь только про несуществование соответствующих полей вычетов, а существуют ли какие-нибудь другие поля с соответствующим числом элементов -- мне неизвестно (подозреваю что нет).

 Профиль  
                  
 
 Re: Действительные числа (задачи из Давидовича)
Сообщение20.06.2016, 15:13 
Заслуженный участник


16/02/13
4214
Владивосток
Ну, попробуйте взять любую группу, любой элемент из неё и рассмотреть последовательность $1=a^0, a, a^2, a^3, \dots$ Начните да хоть с вычетов по простому модулю и посмотрите, что получится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Действительные числа (задачи из Давидовича)
Сообщение21.06.2016, 08:36 
Аватара пользователя


07/01/15
1233
Пусть $a \in\mathbb{Z}_p, a \ne 0$. Существуют ли $b, c \in\mathbb{Z}_p, b\ne c$, такие, что $ab \equiv ac$? А если найду?

(Оффтоп)

Пункты г) и д) $-$ это что-то алгебраически абстрактное. Лучше не зацикливаться на этом, имхо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Действительные числа (задачи из Давидовича)
Сообщение24.06.2016, 13:51 


21/02/16
483
Мне немного стыдно, но я устал биться с этой задачей, и посмотрел ее решение (доказательство) в Винберге (стр.29). Почувствовал что никакого прогресса в моих размышлениях даже с вашими подсказками нет, и надо просто прочитать это в книге. Не уверен, что я бы сам додумался до такого.
В доказательстве в Винберге неоднократно использовался тот факт, что $[a]_p + [b]_p = [a+b]_p$ и $[a]_p [b]_p = [ab]_p$, где $[a]_p$ -- вычет числа $a$ по модулю $p$. Как я понял, это называется согласованностью отношения сравнимости по модулю $p$ с операциями сложения и умножения в $\mathbb{Z}$. Вот где у меня была главная проблема, как мне кажется. Если бы я до этого дошел, то возможно и доказал бы дальше сам. И если со сложением все вроде бы понятно (и было раньше понятно), то даже после прочтения Винберга я все еще не понимаю, почему $[a]_p [b]_p = [ab]_p$. Надо перечитать еще несколько раз и в голове утрясти это дело.
Еще такой вопрос: задача 9 из этого листка ведь об отсутствии делителей нуля в поле, т.е. ее можно так перефразировать?

-- 24.06.2016, 13:59 --

Не, с согласованностью с умножением вроде все тоже понятно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Действительные числа (задачи из Давидовича)
Сообщение26.06.2016, 15:57 


21/02/16
483
Сдается мне, я написал много фигни в своем сообщении выше. Привлек лишние понятия, и так в итоге и не разобрался с доказательством Винберга. Поэтому я отложил все книжки, и попробовал все-таки составить из каши в голове свое собственное доказательство, никуда не подглядывая. Прошу вас оценить, насколько у меня это получилось.

Тут до меня наконец-то дошел смысл этой подсказки:
SomePupil в сообщении #1133088 писал(а):
Пусть $a \in\mathbb{Z}_p, a \ne 0$. Существуют ли $b, c \in\mathbb{Z}_p, b\ne c$, такие, что $ab \equiv ac$? А если найду?

:D

Итак.

Вспомогательная лемма. Пусть $\mathbb{F} = \{ 1,2,\ldots,p-1 \}$, где $p$ -- простое. Тогда для произвольного $a \in \mathbb{F}$ и для каждого $b \in \mathbb{F}$ все числа $ab \pmod p$ различные.

Доказательство леммы.
От противного. Пусть $\exists b,c \in \mathbb{F}$, $b \ne c$ такие, что остатки от деления $ab$ и $ac$ на $p$ равны.
Тогда $ab-ac = a(b-c) \equiv 0 \pmod p$, т.е. число $a(b-c)$ делится нацело на $p$. При этом $1 \le a \le p-1$, следовательно $a$ не может делиться на $p$, и $1 \le b-c \le p-1$, следовательно $b-c$ также не может делиться на $p$.
Число $a(b-c)$ не может быть равно $p$, т.к. по условию $p$ -- простое, и значит $p$ не раскладывается на множители (в случае если какое-то из чисел $a,b-c$ равно единице, их произведение также не может быть равно $p$, т.к. они оба меньше $p$).
Таким образом, мы пришли к противоречию, и значит исходное предположение неверно. Следовательно, все числа $ab \pmod p$ различны.

SomePupil в сообщении #1131718 писал(а):
Порассуждайте, как можно доказать существование обратного элемента.

Пусть $\mathbb{F} = \{ 0,1,2,\ldots,p-1 \}$, где $p$ -- простое число.
Всего для произвольного ненулевого $a \in \mathbb{F}$ имеем $p-1$ различных чисел $ab \pmod p$ (потому что $b$ принимает значения от $1$ до $p-1$), при этом $1 \le ab \pmod p \le p-1$, значит среди этих чисел найдется единица. Это значит, что для $a$ существует обратный элемент.

-- 26.06.2016, 15:59 --

iifat в сообщении #1133006 писал(а):
Ну, попробуйте взять любую группу, любой элемент из неё и рассмотреть последовательность $1=a^0, a, a^2, a^3, \dots$ Начните да хоть с вычетов по простому модулю и посмотрите, что получится.

Вот этой подсказки я так и не понял. Не объясните, что Вы имели в виду? Почему надо взять именно группу?

 Профиль  
                  
 
 Re: Действительные числа (задачи из Давидовича)
Сообщение26.06.2016, 16:41 
Заслуженный участник


16/02/13
4214
Владивосток
irod в сообщении #1134083 писал(а):
Не объясните, что Вы имели в виду?
А, забудьте. Вы уже и без неё, по-моему, справились.
irod в сообщении #1134083 писал(а):
Почему надо взять именно группу?
Ну, наверное, потому что поле — скрещение двух групп, одна с операцией умножение, другая со сложением, ну там ноль ещё особо выделен.

 Профиль  
                  
 
 Re: Действительные числа (задачи из Давидовича)
Сообщение26.06.2016, 17:31 
Аватара пользователя


07/01/15
1233
irod, круто!

irod писал(а):
Еще такой вопрос: задача 9 из этого листка ведь об отсутствии делителей нуля в поле, т.е. ее можно так перефразировать?

Да.

Выскажусь насчёт пунктов г и д. Вне алгебраического контекста эти задачи теряют своё значение, имхо. Разве что улучшится моторика рук (в этом отношении Lego полезнее). Решить эти задачи $-$ это как от огромного торта вишенку сожрать. Так что в этом случае лучше ограничиться знакомством с конечными полями. В частности, с полями Галуа (из Википедии, Кострикина ("Основные структуры алгебры") или из Винберга ("Курс Алгебры")).

(Оффтоп)

Эвариста Галуа жаль $-$ симпатичный был парень.

 Профиль  
                  
 
 Re: Действительные числа (задачи из Давидовича)
Сообщение29.06.2016, 10:51 


21/02/16
483
Спасибо всем за помощь!
SomePupil, последую Вашему совету и пропущу сейчас пункты г и д последней задачи.
Перехожу к листку 7 "Действительные числа, ч.2. Упорядоченное поле".
Задачи 1-10 не особо захватывающие и сложные, все интересное в этом листке, мне кажется, начинается с определения натуральных чисел. Тем не менее, я выложу все задачи которые сделал начиная с самой первой, вдруг вы мне подскажете какие-то более короткие и изящные доказательства по сравнению с моими собственными.

-- 29.06.2016, 10:55 --

1. Для любых $a,b$ верно ровно одно из трех утверждений: $a>b$, $a=b$ или $a<b$.

Доказательство.
Элемент $a + (-b) = a - b \in \mathbb{F}$ (по определению сложения в поле), а значит для него по аксиоме порядка 1 верно ровно одно из трех утверждений:
а) $a - b \in P \Leftrightarrow a > b$ (по определению).
б) $a - b = 0$.
Добавим $b$ к обеим частям равенства и воспользуемся аксиомами поля 1-4:
$(a - b) + b = 0 + b \Leftrightarrow a + (- b + b) = 0 + b \Leftrightarrow a + (b - b) = b + 0$
$\Leftrightarrow a + 0 = b + 0 \Leftrightarrow a = b$.
в) $-(a-b) \in P$.
Согласно зад. 4 листка 6, элемент противоположный сумме есть сумма противоположных элементов, т.е. $-(a - b) = -a + b = b - a \in P \Leftrightarrow a < b$ (по определению).

-- 29.06.2016, 11:02 --

2. Если $a>b$ и $b>c$, то $a>c$.

Доказательство.
$a>b \Leftrightarrow a-b \in P$, $b>c \Leftrightarrow b-c \in P$ (по определению).
Следовательно, по аксиоме порядка 2, $(a-b)+(b-c) \in P$.
Применяя аксиомы поля 1-4, получим:
$(a-b)+(b-c) = ((a-b)+b)-c = (a+(-b+b))-c = $
$ = (a+(b-b))-c = (a+0)-c = a-c$, что значит $a>c$.

-- 29.06.2016, 11:10 --

3. Если $a>b$, то $a+c>b+c$ для любого $c$.

Доказательство.
От противного. Пусть $a>b$ и пусть $\exists c \in \mathbb{F}$ такое, что $a+c \ngtr b+c$, т.е. $(a+c)-(b+c) \not\in P$.
При этом
\begin{align*}
(a+c)-(b+c) & = & \text{(коммутативность сложения)} \\
(a+c)-(c+b) & = & \text{(листок 6 зад. 4)} \\
(a+c)+(-c-b) & = & \text{(ассоциативность сложения)} \\
(a+(c-c))-b & = & \text{(аксиома поля 4)} \\
(a+0)-b & = a - b. & \text{(аксиома поля 3)} 
\end{align*}
Но $a-b \in P$ по условию, следовательно, исходное предположение не верно, и $\forall c$: $a+c > b+c$.

-- 29.06.2016, 11:11 --

4. Если $a>b$ и $c>0$, то $ac>bc$.

Доказательство.
По условию, $a-b \in P$ и $c-0=c \in P$. Следовательно, по аксиоме порядка 2, $(a-b) \cdot c \in P$. В свою очередь, $(a-b) \cdot c = ac-bc$ по закону дистрибутивности. Значит, $ac>bc$.

-- 29.06.2016, 11:17 --

5. Утверждения $a>b$, $a-b>0$, $-a<-b$ и $b-a$ равносильны.

Доказательство.

Схема доказательства:
$a>b \overset{1}\Rightarrow a-b>0 \overset{2}\Rightarrow -a<-b \overset{3}\Rightarrow b-a<0 \overset{4}\Rightarrow a>b$.

1)
\begin{align*}
a>b & \Leftrightarrow & \text{(задача 3)} \\
a+(-b)>b+(-b) & \Leftrightarrow a-b>0. & \text{(аксиома поля 4)} 
\end{align*}

2)
\begin{align*}
a-b>0 & \Leftrightarrow & \text{(задача 3)} \\
(a-b)+(-a)>0+(-a) & \Leftrightarrow & \text{(коммутативность сложения)} \\
(-b+a)-a>-a+0 & \Leftrightarrow & \text{(ассоциативность сложения)} \\
-b+(a-a)>-a+0 & \Leftrightarrow & \text{(аксиома поля 4)} \\
-b+0>-a+0 & \Leftrightarrow -b>-a. & \text{(аксиома поля 3)} 
\end{align*}

3)
\begin{align*}
-a<-b & \Leftrightarrow & \text{(задача 3)} \\
-a+b<-b+b & \Leftrightarrow & \text{(коммутативность сложения)} \\
b-a<b-b & \Leftrightarrow b-a<0. & \text{(аксиома поля 4)} 
\end{align*}

4)
\begin{align*}
b-a<0 & \Leftrightarrow & \text{(задача 3)} \\
(b-a)+a<0+a & \Leftrightarrow & \text{(ассоциативность сложения)} \\
b+(-a+a)<0+a & \Leftrightarrow & \text{(коммутативность сложения)} \\
b+(a-a)<a+0 & \Leftrightarrow & \text{(аксиома поля 4)} \\
b+0<a+0 & \Leftrightarrow b<a. & \text{(аксиома поля 3)} 
\end{align*}

 Профиль  
                  
 
 Re: Действительные числа (задачи из Давидовича)
Сообщение29.06.2016, 20:48 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
irod в сообщении #1134660 писал(а):
Тем не менее, я выложу все задачи которые сделал начиная с самой первой, вдруг вы мне подскажете какие-то более короткие и изящные доказательства по сравнению с моими собственными.
1, 2, 4, 5 существенно негде сокращать.

3 можно доказать и не от противного: $a-b\in P$, но для любого $c$ верно$$a-b=a-b+0=a-b+c-c=\ldots=(a+c)-(b+c),$$ т. е. $(a+c)-(b+c)\in P$, и потому $a+c>b+c$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Действительные числа (задачи из Давидовича)
Сообщение04.07.2016, 12:38 


21/02/16
483
arseniiv
спасибо.

Насчет 3: мне приходил на ум Ваш вариант, но мне показалось что он не лучше чем от противного, так что я его отбросил.
Еще меня интересовало, правильно ли доказал эквивалентность утверждений в 5, составив и замкнув цепочку. Но, видимо, тут все правильно :-)

Двигаюсь дальше.

-- 04.07.2016, 12:41 --

6. Если $a \ge b$ и $c \ge d$, то $a+c \ge b+d$.

Доказательство.
По условию возможны 3 варианта:
а) Если оба числа $a-b,c-d$ положительны, то их сумма положительна (по аксиоме порядка 2).
б) Если оба числа $a-b,c-d$ равны нулю, то их сумма равна нулю (по аксиоме поля 3).
в) Наконец, если одно из этих чисел положительно, а второе равно нулю, то их сумма равна положительному слагаемому (по аксиоме поля 3), и следовательно, положительна.
Таким образом, число $(a-b)+(c-d)$ либо положительно, либо равно нулю.
Применяя коммутативность и ассоциативность сложения, а также задачу 4 листка 6, получим:
$(a-b)+(c-d)=((a-b)+c)-d=(a+(-b+c))-d=(a+(c-b))-d=((a+c)-b)-d=(a+c)+(-b-d)=(a+c)-(b+d)$.
Положительность или равенство нулю числа $(a+c)-(b+d)$ и означает, что $a+c \ge b+d$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Действительные числа (задачи из Давидовича)
Сообщение04.07.2016, 13:43 


21/02/16
483
7. Если $a>b$ и $c<0$, то $ac<bc$.

Доказательство.
Согласно зад.5, $c<0$ $\Leftrightarrow$ $-c>0$.
Согласно зад.4, $(a>b) \land (-c>0)$ $\Rightarrow$ $a(-c)>b(-c)$.
Согласно зад.10 листка 6 и аксиомам коммутативности и ассоциативности умножения,
$a(-c)=a((-1)\cdot c)=(a\cdot (-1))c=((-1)\cdot a)c=(-1)\cdot (ac)=-ac$.
Аналогично, $b(-c)=-bc$.
Следовательно, $a(-c)>b(-c)$ $\Leftrightarrow$ $-ac>-bc$, что в свою очередь, согласно зад.5, эквивалентно утверждению $ac<bc$.

-- 04.07.2016, 13:46 --

8. Доказать, что $1>0$.

Доказательство.
Согласно аксиоме поля 7, $1 \ne 0$. Значит, из трех вариантов, постулируемых аксиомой порядка 1, остаются два: либо $1 \in P$, либо $1 \in -P$.
Предположим, $1 \in -P$, т.е. $1<0$. Тогда, согласно задаче 7, для любого $a>0$ справедливо неравенство $a = a \cdot 1 < 1 \cdot 0 = 0$, а это абсурд. Следовательно, предположение неверно, и $1 \in P$, т.е. $1>0$.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 94 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group