2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3
 
 Re: Производная кубического корня из куба в точке ноль
Сообщение06.03.2016, 18:13 


19/05/10

3940
Россия
Mikhail_K в сообщении #1104644 писал(а):
...Это схоластика, говорить, какой ответ здесь правильный, какой неправильный. Зависит от принятых соглашений. В случае ученика - зависит от того, какое соглашение приведено в учебнике...
Схоластика это не в математике. А в школьной математике все однозначно: просто тут на форуме учебники школьные читать не принято. Корни: плюс минус один.

 Профиль  
                  
 
 Re: Производная кубического корня из куба в точке ноль
Сообщение06.03.2016, 18:16 
Заслуженный участник


27/04/09
28128

(Оффтоп)

Dmitriy40 в сообщении #1104660 писал(а):
конечно кроме $0^0$
Ну и зря кроме. :roll:

 Профиль  
                  
 
 Re: Производная кубического корня из куба в точке ноль
Сообщение06.03.2016, 18:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4644
Matio в сообщении #1104651 писал(а):
Похоже, даже на форуме мнения уже разделяются...А как быть тогда ученику? Понять, сколько корней и каких есть у вполне конкретного уравнения - разве это совсем схоластика?

Matio в сообщении #1104510 писал(а):
решить уравнение $x^{1-3x}=x^{x+3}$.

Да не разделяются мнения. Просто разным людям комфортнее определять степень немного по-разному. Если они готовы каждый раз, когда возникает опасность различного понимания одной и той же записи разными людьми, специально оговаривать, что они имеют в виду, то всё нормально.

Удовлетворит вас такой ответ: та формулировка задачи, которую Вы дали, заведомо неточна и имеет разные толкования. То есть это некорректная формулировка, и нет смысла говорить о том, какой у этой задачи правильный ответ. Корректная формулировка может быть такой:

Цитата:
решить уравнение $x^{1-3x}=x^{x+3}$, где степень понимается в смысле вещественной степени

Тогда корень $x=1$.

Или формулировка может быть такой:

Цитата:
решить уравнение $x^{1-3x}=x^{x+3}$, где степень понимается в смысле степени с целым показателем

Тогда корни $x=\pm 1$.

Если же задача дана ученику, то формулировка
Цитата:
решить уравнение $x^{1-3x}=x^{x+3}$


может пониматься как сокращённая запись одной из этих двух корректных формулировок, или даже ещё каким-нибудь способом. Как именно её надо понимать - пусть ученик смотрит учебник.

-- 06.03.2016, 18:38 --

Повторяю, спор о том, какой ответ здесь правильный - бессмысленный спор. В математике вообще не бывает никакой правильности, пока точно не определены понятия, входящие в формулировку задачи. Так уж сложилось, что степень можно определять по-разному, и в зависимости от этого будут разные ответы. Обычно это не вызывает трудностей, потому что в спорных случаях принято уточнять, что именно имеется в виду. Такое уточнение, в частности, должен сделать учитель, готовящий к экзамену. Но если какой-то ответ считается правильным в школе и на экзамене, это не значит, что другие - неправильные и не имеют права на существование.

 Профиль  
                  
 
 Re: Производная кубического корня из куба в точке ноль
Сообщение06.03.2016, 18:56 


05/03/16
11
arseniiv в сообщении #1104655 писал(а):
Для каких уравнений в 7-м классе определяется понятие корня?

Определения даются в самом начале темы "Уравнения", никаких конкретных типов уравнений, к которым они должны применяться не указывается. А так понятно, что для линейных и квадратных уравнений, в основном решаемых в этих классах, можно и вообще ничего не говорить о допустимых значениях переменной.
arseniiv в сообщении #1104655 писал(а):
Нет, все определения верны, первое - для уравнений из программы 7-го класса, второе - из общего школьного курса математики.

Мне кажется, тогда это существенный недочёт учебников, в том числе и вузовских. Скажем, когда говорят, что у квадратного уравнения с отрицательным дискриминантом нет корней, обычно указывается, что имеются в виду только действительные корни, да и все помнят об этом. И при переходе к комплексным числам никакого противоречия не возникает. А здесь новое определение фактически отменяет старое.
Mikhail_K в сообщении #1104667 писал(а):
Да не разделяются мнения. Просто разным людям комфортнее определять степень немного по-разному. Если они готовы каждый раз, когда возникает опасность различного понимания одной и той же записи разными людьми, специально оговаривать, что они имеют в виду, то всё нормально.

Но ведь это нигде как раз и не оговаривается(из известных мне учебников и пособий). Об этом и речь.
Mikhail_K в сообщении #1104667 писал(а):
Удовлетворит вас такой ответ: та формулировка задачи, которую Вы дали, заведомо неточна и имеет разные толкования. То есть это некорректная формулировка, и нет смысла говорить о том, какой у этой задачи правильный ответ. Корректная формулировка может быть такой:...

Да, в общем удовлетворит. Я собственно и выяснил главное - такая формулировка некорректна.

Mikhail_K в сообщении #1104667 писал(а):
Если же задача дана ученику, то формулировка


Mikhail_K в сообщении #1104667 писал(а):
Цитата:

решить уравнение $x^{1-3x}=x^{x+3}$

может пониматься как сокращённая запись одной из этих двух корректных формулировок, или даже ещё каким-нибудь способом. Как именно её надо понимать - пусть ученик смотрит учебник.

А вот это не получится. Я пока не видел учебника, где этот вопрос хоть как-то содержательно бы обсуждался.
Практически все школьники привыкли, что задача "Решить уравнение:..." всегда совершенно однозначная, и не подозревают о существовании таких различных трактовок.

 Профиль  
                  
 
 Re: Производная кубического корня из куба в точке ноль
Сообщение06.03.2016, 19:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4644
Matio в сообщении #1104670 писал(а):
Практически все школьники привыкли, что задача "Решить уравнение:..." всегда совершенно однозначная, и не подозревают о существовании таких различных трактовок.

Ну, вообще возможны только два случая. 1) Школьники просто не встречаются с такими уравнениями, как Ваше. Тогда, может, и не обязательно что-то оговаривать. Оговаривать стоит только тогда, когда возникает опасность различного понимания. 2) Наоборот, школьники встречаются с такими примерами. Тогда - им показывают, как их решать. Почти наверняка, им при этом говорят что-то вроде "как мы знаем, основание показательной функции не может быть отрицательным" или что-нибудь в этом духе. (кстати, забавно! существует ещё одна трактовка, когда даже корень $x=1$ в Вашем уравнении не подходит - потому что основание показательной функции не может быть равно $1$. Тоже бессмысленно спорить, верно это или неверно - зависит от соглашения) Вот, когда учитель это произносит, это и есть необходимое пояснение.

Так что в обоих случаях всё нормально)

 Профиль  
                  
 
 Re: Производная кубического корня из куба в точке ноль
Сообщение06.03.2016, 20:02 


05/03/16
11
Mikhail_K в сообщении #1104672 писал(а):
Ну, вообще возможны только два случая. 1) Школьники просто не встречаются с такими уравнениями, как Ваше. Тогда, может, и не обязательно что-то оговаривать. Оговаривать стоит только тогда, когда возникает опасность различного понимания.

Встречаются. И даже на экзаменах. И опасность возникает.И ошибки идут пачками. Понимания у них чаще всего вообще нет. Потому что вопрос не разбирается ни в учебниках, ни (чаще всего, за всех учителей, конечно, не скажу) в классе. Хорошо, если учитель дал правильный алгоритм, что нужно написать в такой ситуации.
Mikhail_K в сообщении #1104672 писал(а):
2) Наоборот, школьники встречаются с такими примерами. Тогда - им показывают, как их решать. Почти наверняка, им при этом говорят что-то вроде "как мы знаем, основание показательной функции не может быть отрицательным" или что-нибудь в этом духе. (кстати, забавно! существует ещё одна трактовка, когда даже корень $x=1$ в Вашем уравнении не подходит - потому что основание показательной функции не может быть равно $1$. Тоже бессмысленно спорить, верно это или неверно - зависит от соглашения) Вот, когда учитель это произносит, это и есть необходимое пояснение.

О возможности этой указанной Вами трактовки я тоже упоминал выше. Проблема может возникнуть и здесь. Соглашение должно быть общеизвестно всем сторонам. А этого почему-то нет. Спорить здесь странно - в математике должна быть определённость, выраженная в чётких определениях, охватывающих все возможные случаи и с указанием области их применения. Это я и хотел прояснить для себя.

 Профиль  
                  
 
 Re: Производная кубического корня из куба в точке ноль
Сообщение08.03.2016, 17:18 
Аватара пользователя


26/05/12
1534
приходит весна?
Matio в сообщении #1104420 писал(а):
Знаю обычное объяснение, что рациональные степени отрицательных чисел не определяются, так как получаются противоречия вроде ${(-8)}^{1/3}=-2$ и одновременно ${(-8)}^{1/3}={(-8)}^{2/6}=2$. Противоречие.

Запись ${(-8)}^{2/6}$ не имеет смысла. Потому что в зависимости от порядка вычислений получатся разные результаты:
$${{\left( {{\left( -8 \right)}^{2}} \right)}^{{1}/{6}\;}}=\left\{ 2,1+i\sqrt{3},-1+i\sqrt{3},-2,-1-i\sqrt{3},1-i\sqrt{3} \right\}$$$$\[{{\left( {{\left( -8 \right)}^{{1}/{6}\;}} \right)}^{2}}=\left\{ 1+i\sqrt{3},-2,1-i\sqrt{3} \right\}\]$$поскольку$${{\left( -8 \right)}^{{1}/{6}\;}}=\left\{ \sqrt{\frac{3}{2}}+i\sqrt{\frac{1}{2}},i\sqrt{2},-\sqrt{\frac{3}{2}}+i\sqrt{\frac{1}{2}},-\sqrt{\frac{3}{2}}-i\sqrt{\frac{1}{2}},-i\sqrt{2},\sqrt{\frac{3}{2}}-i\sqrt{\frac{1}{2}} \right\}$$Между прочим, второй вариант вычислений приводит к тому же результату, что и исходное возведение в степень:$$\[{{\left( -8 \right)}^{{1}/{3}\;}}=\left\{ 1+i\sqrt{3},-2,1-i\sqrt{3} \right\}\]$$Как легко можно заметить, ваше противоречие весьма надуманно.

Надеюсь, я нигде не обсчитался в вычислениях, если что, поправьте меня.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 37 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: lantza


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group