2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3
 
 Re: Производная кубического корня из куба в точке ноль
Сообщение06.03.2016, 18:13 


19/05/10

3940
Россия
Mikhail_K в сообщении #1104644 писал(а):
...Это схоластика, говорить, какой ответ здесь правильный, какой неправильный. Зависит от принятых соглашений. В случае ученика - зависит от того, какое соглашение приведено в учебнике...
Схоластика это не в математике. А в школьной математике все однозначно: просто тут на форуме учебники школьные читать не принято. Корни: плюс минус один.

 Профиль  
                  
 
 Re: Производная кубического корня из куба в точке ноль
Сообщение06.03.2016, 18:16 
Заслуженный участник


27/04/09
28128

(Оффтоп)

Dmitriy40 в сообщении #1104660 писал(а):
конечно кроме $0^0$
Ну и зря кроме. :roll:

 Профиль  
                  
 
 Re: Производная кубического корня из куба в точке ноль
Сообщение06.03.2016, 18:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4856
Matio в сообщении #1104651 писал(а):
Похоже, даже на форуме мнения уже разделяются...А как быть тогда ученику? Понять, сколько корней и каких есть у вполне конкретного уравнения - разве это совсем схоластика?

Matio в сообщении #1104510 писал(а):
решить уравнение $x^{1-3x}=x^{x+3}$.

Да не разделяются мнения. Просто разным людям комфортнее определять степень немного по-разному. Если они готовы каждый раз, когда возникает опасность различного понимания одной и той же записи разными людьми, специально оговаривать, что они имеют в виду, то всё нормально.

Удовлетворит вас такой ответ: та формулировка задачи, которую Вы дали, заведомо неточна и имеет разные толкования. То есть это некорректная формулировка, и нет смысла говорить о том, какой у этой задачи правильный ответ. Корректная формулировка может быть такой:

Цитата:
решить уравнение $x^{1-3x}=x^{x+3}$, где степень понимается в смысле вещественной степени

Тогда корень $x=1$.

Или формулировка может быть такой:

Цитата:
решить уравнение $x^{1-3x}=x^{x+3}$, где степень понимается в смысле степени с целым показателем

Тогда корни $x=\pm 1$.

Если же задача дана ученику, то формулировка
Цитата:
решить уравнение $x^{1-3x}=x^{x+3}$


может пониматься как сокращённая запись одной из этих двух корректных формулировок, или даже ещё каким-нибудь способом. Как именно её надо понимать - пусть ученик смотрит учебник.

-- 06.03.2016, 18:38 --

Повторяю, спор о том, какой ответ здесь правильный - бессмысленный спор. В математике вообще не бывает никакой правильности, пока точно не определены понятия, входящие в формулировку задачи. Так уж сложилось, что степень можно определять по-разному, и в зависимости от этого будут разные ответы. Обычно это не вызывает трудностей, потому что в спорных случаях принято уточнять, что именно имеется в виду. Такое уточнение, в частности, должен сделать учитель, готовящий к экзамену. Но если какой-то ответ считается правильным в школе и на экзамене, это не значит, что другие - неправильные и не имеют права на существование.

 Профиль  
                  
 
 Re: Производная кубического корня из куба в точке ноль
Сообщение06.03.2016, 18:56 


05/03/16
11
arseniiv в сообщении #1104655 писал(а):
Для каких уравнений в 7-м классе определяется понятие корня?

Определения даются в самом начале темы "Уравнения", никаких конкретных типов уравнений, к которым они должны применяться не указывается. А так понятно, что для линейных и квадратных уравнений, в основном решаемых в этих классах, можно и вообще ничего не говорить о допустимых значениях переменной.
arseniiv в сообщении #1104655 писал(а):
Нет, все определения верны, первое - для уравнений из программы 7-го класса, второе - из общего школьного курса математики.

Мне кажется, тогда это существенный недочёт учебников, в том числе и вузовских. Скажем, когда говорят, что у квадратного уравнения с отрицательным дискриминантом нет корней, обычно указывается, что имеются в виду только действительные корни, да и все помнят об этом. И при переходе к комплексным числам никакого противоречия не возникает. А здесь новое определение фактически отменяет старое.
Mikhail_K в сообщении #1104667 писал(а):
Да не разделяются мнения. Просто разным людям комфортнее определять степень немного по-разному. Если они готовы каждый раз, когда возникает опасность различного понимания одной и той же записи разными людьми, специально оговаривать, что они имеют в виду, то всё нормально.

Но ведь это нигде как раз и не оговаривается(из известных мне учебников и пособий). Об этом и речь.
Mikhail_K в сообщении #1104667 писал(а):
Удовлетворит вас такой ответ: та формулировка задачи, которую Вы дали, заведомо неточна и имеет разные толкования. То есть это некорректная формулировка, и нет смысла говорить о том, какой у этой задачи правильный ответ. Корректная формулировка может быть такой:...

Да, в общем удовлетворит. Я собственно и выяснил главное - такая формулировка некорректна.

Mikhail_K в сообщении #1104667 писал(а):
Если же задача дана ученику, то формулировка


Mikhail_K в сообщении #1104667 писал(а):
Цитата:

решить уравнение $x^{1-3x}=x^{x+3}$

может пониматься как сокращённая запись одной из этих двух корректных формулировок, или даже ещё каким-нибудь способом. Как именно её надо понимать - пусть ученик смотрит учебник.

А вот это не получится. Я пока не видел учебника, где этот вопрос хоть как-то содержательно бы обсуждался.
Практически все школьники привыкли, что задача "Решить уравнение:..." всегда совершенно однозначная, и не подозревают о существовании таких различных трактовок.

 Профиль  
                  
 
 Re: Производная кубического корня из куба в точке ноль
Сообщение06.03.2016, 19:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4856
Matio в сообщении #1104670 писал(а):
Практически все школьники привыкли, что задача "Решить уравнение:..." всегда совершенно однозначная, и не подозревают о существовании таких различных трактовок.

Ну, вообще возможны только два случая. 1) Школьники просто не встречаются с такими уравнениями, как Ваше. Тогда, может, и не обязательно что-то оговаривать. Оговаривать стоит только тогда, когда возникает опасность различного понимания. 2) Наоборот, школьники встречаются с такими примерами. Тогда - им показывают, как их решать. Почти наверняка, им при этом говорят что-то вроде "как мы знаем, основание показательной функции не может быть отрицательным" или что-нибудь в этом духе. (кстати, забавно! существует ещё одна трактовка, когда даже корень $x=1$ в Вашем уравнении не подходит - потому что основание показательной функции не может быть равно $1$. Тоже бессмысленно спорить, верно это или неверно - зависит от соглашения) Вот, когда учитель это произносит, это и есть необходимое пояснение.

Так что в обоих случаях всё нормально)

 Профиль  
                  
 
 Re: Производная кубического корня из куба в точке ноль
Сообщение06.03.2016, 20:02 


05/03/16
11
Mikhail_K в сообщении #1104672 писал(а):
Ну, вообще возможны только два случая. 1) Школьники просто не встречаются с такими уравнениями, как Ваше. Тогда, может, и не обязательно что-то оговаривать. Оговаривать стоит только тогда, когда возникает опасность различного понимания.

Встречаются. И даже на экзаменах. И опасность возникает.И ошибки идут пачками. Понимания у них чаще всего вообще нет. Потому что вопрос не разбирается ни в учебниках, ни (чаще всего, за всех учителей, конечно, не скажу) в классе. Хорошо, если учитель дал правильный алгоритм, что нужно написать в такой ситуации.
Mikhail_K в сообщении #1104672 писал(а):
2) Наоборот, школьники встречаются с такими примерами. Тогда - им показывают, как их решать. Почти наверняка, им при этом говорят что-то вроде "как мы знаем, основание показательной функции не может быть отрицательным" или что-нибудь в этом духе. (кстати, забавно! существует ещё одна трактовка, когда даже корень $x=1$ в Вашем уравнении не подходит - потому что основание показательной функции не может быть равно $1$. Тоже бессмысленно спорить, верно это или неверно - зависит от соглашения) Вот, когда учитель это произносит, это и есть необходимое пояснение.

О возможности этой указанной Вами трактовки я тоже упоминал выше. Проблема может возникнуть и здесь. Соглашение должно быть общеизвестно всем сторонам. А этого почему-то нет. Спорить здесь странно - в математике должна быть определённость, выраженная в чётких определениях, охватывающих все возможные случаи и с указанием области их применения. Это я и хотел прояснить для себя.

 Профиль  
                  
 
 Re: Производная кубического корня из куба в точке ноль
Сообщение08.03.2016, 17:18 
Аватара пользователя


26/05/12
1700
приходит весна?
Matio в сообщении #1104420 писал(а):
Знаю обычное объяснение, что рациональные степени отрицательных чисел не определяются, так как получаются противоречия вроде ${(-8)}^{1/3}=-2$ и одновременно ${(-8)}^{1/3}={(-8)}^{2/6}=2$. Противоречие.

Запись ${(-8)}^{2/6}$ не имеет смысла. Потому что в зависимости от порядка вычислений получатся разные результаты:
$${{\left( {{\left( -8 \right)}^{2}} \right)}^{{1}/{6}\;}}=\left\{ 2,1+i\sqrt{3},-1+i\sqrt{3},-2,-1-i\sqrt{3},1-i\sqrt{3} \right\}$$$$\[{{\left( {{\left( -8 \right)}^{{1}/{6}\;}} \right)}^{2}}=\left\{ 1+i\sqrt{3},-2,1-i\sqrt{3} \right\}\]$$поскольку$${{\left( -8 \right)}^{{1}/{6}\;}}=\left\{ \sqrt{\frac{3}{2}}+i\sqrt{\frac{1}{2}},i\sqrt{2},-\sqrt{\frac{3}{2}}+i\sqrt{\frac{1}{2}},-\sqrt{\frac{3}{2}}-i\sqrt{\frac{1}{2}},-i\sqrt{2},\sqrt{\frac{3}{2}}-i\sqrt{\frac{1}{2}} \right\}$$Между прочим, второй вариант вычислений приводит к тому же результату, что и исходное возведение в степень:$$\[{{\left( -8 \right)}^{{1}/{3}\;}}=\left\{ 1+i\sqrt{3},-2,1-i\sqrt{3} \right\}\]$$Как легко можно заметить, ваше противоречие весьма надуманно.

Надеюсь, я нигде не обсчитался в вычислениях, если что, поправьте меня.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 37 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group