Точнее, я здесь вот что хотел сказать.
В “чистом строе” каждый звук обрастает вокруг себя акустическими значениями бемольных и диезных изменений таким образом, что “качественно нормированные” зоны остаются как бы ячейками, строго отделенными друг от друга.
А вот в пифагорейском строе имеет место быть принципиально иная картина:
http://www.px-pict.com/7/3/2/4/4/1.htmlО В. Ф. Одоевском на стр. 24 журнала Старинная музыка №№3-4, 2005.
<<…
в 1860-е годы Владимир Федорович напряженно работал, пытаясь осмыслить закономерности русской народной музыки и привести их в некую стройную теоретическую концепцию. В письме к И.П. Сахарову он сообщал: «Я разобрал все до тонкости и могу указать в немногих рукописях, бывших у меня под рукою, целую теорию нашей исконной мелодии и гармонию, отличную от Западной и весьма глубокую: работа была нелегкая: пробуя путь со всех концов, я испытал (!) начать прямо с акустики, и она вывела меня на свет Божий. Радуйтесь, радуйтесь!»
…>>
На стр. 319 книги В. Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие, Москва, 1956:
<<…
В наших русских напевах должно отличать две эпохи: одна — древняя; к ней принадлежат песни старинные, вообще до-Петровские, и все сочиненные (сколько показали доныне исследования) не только в чисто диатонической гамме, но и в таких звукорядах, которые весьма сходны с доныне сохранившимися древними индийскими звукорядами.
… >>
И на стр. 328, 329
<<…
В числе доказательств, можно указать на весьма старинную, и едва ли не времен языческих, песню, столь общеизвестную во всей России: «Ай, мы просо сеяли».
…
У меня собрано несколько вариантов этой песни, и все они — чисто русские, не только принадлежат ко второму гласу, но состоят именно из тех нот, которые содержатся в одной из вышеупомянутых индийских погласиц; Джонес (Jones) обозначает ее названием: Carnati; она состоит из следующих пяти звуковых элементов:
соль, ла, ут, ре, ми.
Эти только пять звуков мы находим и в песне: «Ай, мы просо сеяли»,
соль, ре ми, ре ут, ла, ми, ми, ми, ре ут, ре, ми, ут ре, ла ут, ре, ла.
Не любопытно ли такое сближение народностей, отдаленных друг от друга и временем и пространством?
…>>
Там же на стр. 325:
<<…
Так напр[имер], очень часто встречающуюся в старинных наших напевах фразу:
ми, соль, ла
обыкновенно исправляют так:
ми, соль-диез, ла
и характеристическая, вполне правильная фраза обращается в пошлость
… >>
Это всё к тому, что музыка не обязательно возникает на почве усиленного обострения тяготений. В индийской музыке без танпура и сегодня не играют, а по моему разумению его неизменная и не утихающая на всём протяжении пьесы квинта создаёт набор опорных обертонов, во взаимодействии с которыми и развивается мелодия. Древнюю обертоновую основу, как способ самодостаточного существования, индийская музыка сохранила и по сей день, не в пример русской. И нельзя ведь сказать, что она бессвязно звучит. Обертоновая основа и чистая интонация предела более трёх музыки не портит, а придаёт ей особенные выразительные возможности. Нотация такой музыки дело хлопотное, и с этим в Индии похоже ещё много проблем.
Нашёл ноты.От версии данной Одоевским отличаются.