Я так понимаю, что есть общепринятая метрика, показывающая расстояние между языками (интересно, а это правда метрика, правило треугольника в ней выполняется?).
Нет, как я попытался намекнуть только что, таких "метрик" множество.
Можно собрать информантов, показывать им тексты на другом языке, и спрашивать, понятно или нет. (Некоторые могут сказать "непонятно" по причине, например, презрения к тому языку, который они в принципе понимают.) И посчитать процент информантов.
Можно взять текст на языке, и вручную посчитать количество слов, совпадающих со словами другого языка.
И т. д.
А вот вопрос о предельном расстоянии, на котором мы рубим воздух рукой и кричим "баста, это уже не диалекты, а разные языки!" - все-таки отдан на откуп обществу.
Дело в том, что общество вообще на лингвистические метрики не смотрит. Общество смотрит на другое:
хочет оно называть это разными языками, или нет.
Например, какие-то люди в Молдавии хотят называть свой язык румынским. А какие-то люди в Румынии - не хотят, они хотят называть этот язык отдельным молдавским языком. Деление Сербии и Хорватии на Сербию и Хорватию произошло вообще только что, на наших глазах. И вот, одни бывшие носители сербскохорватского языка хотят говорить по-сербски, а другие - по-хорватски. Пока
различия минимальны: разные алфавиты (кириллица и латиница), разные лексические предпочтения, пара деталей в фонетике и в грамматике. Но языки уже пошли по разным дорожкам, и если не произойдёт политического объединения, то наверняка за несколько столетий разойдутся чувствительно.
Хотя... вот почему переход в неверие -- это нормально, а в другую религию -- ужас-ужас?
Напрасно вы думаете, что "переход в неверие" - это нормально. Исторически это называлось "безбожники, безбожие", и было ругательством того же уровня, что и "нехристь". (Впрочем, по ругательствам у нас
Magazanik специалист.)
В эпоху, когда формировались эти отношения, понятия атеизма просто не было. В массовом сознании, по крайней мере. Средневековый человек не задумывался, как относиться к тому, кто не верит ни в каких богов, потому что ему в голову не приходило, что такое бывает.
Атеистами были уже некоторые философы Древней Греции. Ещё что-то вспоминается про Древнюю Индию, но там вообще рамка другая, так что трудно сказать, является ли какой-то взгляд атеистическим: буддизм, например, не отрицал индуистских богов, но считал их такими же временными и эфемерными сущностями, как и материальный мир.
-- 28.12.2015 20:58:12 --Aritaborian(Оффтоп)
А то, что Сеть — тот же телевизор, в сто раз увеличенный, предпочитают не замечать.
Давайте вы по телевизору найдёте какую-нибудь библиотеку учебников и оригинальных работ, уровня "Колхоза" (я не говорю - масштаба), тогда заявляйте такое.
А то, что некоторые
используют Сеть как телевизор - это другая проблема.