2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 9  След.
 
 Re: Темное место у Пушкина
Сообщение02.10.2015, 22:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
Magazanik
А мне нравятся структуралисты. И про "знак" я с удовольствием читаю. И про все такое.

(Оффтоп)

Может потому, что мне как-то не очень интересны романы...

 Профиль  
                  
 
 Re: Темное место у Пушкина
Сообщение02.10.2015, 22:36 


06/12/14
510

(Оффтоп)

arseniiv в сообщении #1058564 писал(а):
Ну, я и не обещался исправлять чьи-то когнитивные искажения — жизни не хватит. .

Странно слышать это от вас, arseniiv. Звучит так, словно вы доктор, которому известно, что есть искажение, а что нет. Может у вас еще и шаблон имеется, которым вы измеряете свое окружение?

И это тоже странно:
arseniiv в сообщении #1057955 писал(а):
модель мозга построить вполне можно, и потому всего, что в нём будет делаться.

Неужели вы верите в то, что мат модель, например, вашего мозга, будет исчерпывающим образом описывать все происходящие там процессы?

Удивительно, что люди, которые очень хорошо понимают, что собак нельзя складывать с коровами, отказываются понимать одну банальную вещь,- невозможно исчерпывающим образом описать математикой то, где хотя бы частично работают не математические законы. При этом эти люди возмущаются праведным гневом если вдруг кто-то намеревается измерить душу в граммах, ха-ха-ха... :D :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Темное место у Пушкина
Сообщение02.10.2015, 23:13 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Если вам так сильно видятся противоречия этого с тем, как я настроен к не формализованным пока в достаточной степени из-за своей проистекающей из-за специфики рассматриваемых вещей наукам, позволяющим, тем не менее, аккуратное рассмотрение (т. е. можно счиать, что они формализуются по мере надобности локально) с логикой, которую нельзя в таком случае назвать мутной, то, если вам действительно интересно разрешить это противоречие, в ваших интересах делать не туманные цитатные намёки, а, наоборот, более ясно описать, что же, по-вашему, не так.

(Я бы сгруппировал синтагмы в предложении выше скобочками, но, боясь снова отворачивания носа, оставлю так. В принципе, заложенное мной понимание через какое-то число попыток можно будет найти и установить, что это именно оно.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Темное место у Пушкина
Сообщение02.10.2015, 23:15 
Админ форума
Аватара пользователя


19/03/10
8952
 !  Обсуждение Пушкина закончилось, началось обсуждение непонятно чего, плавно переходящее во флейм. Тема закрыта.

Если у кого-то возникнет желание высказаться по существую заданного вопроса
Magazanik в сообщении #1057942 писал(а):
Вот это мне интересно – сколько людей читают так, а сколько этак? Покойника ждет или другого, живого?
пишите в ЛС.

 Профиль  
                  
 
 Re: Темное место у Пушкина
Сообщение03.10.2015, 01:27 
Админ форума
Аватара пользователя


19/03/10
8952
 i  Приоткрыто. В случае возобновления оффтопа и флейма закрою насовсем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Темное место у Пушкина
Сообщение03.10.2015, 01:36 


13/11/12
83
Дал прочитать текст стихотворения своей жене, специально не объясняя сути, а просто спросил, про что это. И она, один в один пересказала историю с любовником, которую поведала provincialka. Дело в том, что я придерживался и придерживаюсь трактовки Magazanik, и мне даже неважно, что имел ввиду сам Пушкин. Ассоциации в стихотворном произведении имеют решающую роль, другое дело, что ассоциации у всех разные. Важна и общая атмосфера стиха, а не логические построения. Тут срабатывает всё, и стихотворный размер и стиль, в этом размере и в этом стиле написаны почти все сказки Пушкина, и нет в его сказках места такой удручающей супружеской измене (ассоциативный привет из детства :-) ). Синтаксис (как верно заметил Magazanik про суффикс "а", он как бы противопоставляет верность и любовь, злу и подлости). И подбор нужного, определяющего слова. Слово "хозяйка" тоже было справедливо замечено автором темы.Хозяин, хозяйка, хозяюшка - так ласково и шутливо обращаются издавна друг к другу многие любящие супружеские пары. И это слово толкает именно к этой ассоциации. Вот всё это вместе и создаёт определённый настрой и определённое (моё) толкование. Последние строки навевают (мне лично) такую картину: натопленная печь, прибранная светёлка, на столе пироги и, с тревогой поглядывая в окно, хозяйка ждет своего супруга с охоты "... Не убитого, живого." Другие понимают иначе, я не против, тем более, что и я тоже могу цветущую поляну образов ковырнуть лопатой логики, и увидеть обыкновенный чернозём. Но я этого не хочу. :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Темное место у Пушкина
Сообщение03.10.2015, 01:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
30/12/24
12599
podka в сообщении #1058678 писал(а):
я тоже могу цветущую поляну образов ковырнуть лопатой логики, и увидеть обыкновенный чернозём. Но я этого не хочу.
Нашэ Фсьо писал(а):
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

 Профиль  
                  
 
 Re: Темное место у Пушкина
Сообщение03.10.2015, 02:04 


26/08/10
646

(Оффтоп)

Утундрий, не бузите, модератор тему прихлопнет.

podka понял вопрос совершенно правильно -- неважно, что было на самом деле, никакого "на самом деле" не существует, существует только текст, и интересно, что люди понимают его по-разному. Иногда даже независимо от намерений автора. А иногда согласно его намерениям. То и другое интересно.

:oops:

 Профиль  
                  
 
 Re: Темное место у Пушкина
Сообщение03.10.2015, 02:39 


27/02/09
2842
Magazanik в сообщении #1058023 писал(а):
Я по-прежнему чувствую, что остается возможность двоякого понимания, глаз скользит по явному упоминанию, что хозяйка знает, кем убит богатырь, это скрадывается параллелизмом -- она третья в перечислении -- и барабанным ритмом хорея, -- и похоже, что Пушкин оставил неясность и двусмысленность намеренно. Мне нравится, что я не один так думаю, но все же интересна была бы статистика -- кто однозначно за такой вариант, кто за этакий, а кто верит в возможность (законную!) двоякого прочтения.

Я тоже за третий вариант. Возьмем широко известное:
Цитата:
"Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На черный пень? Спроси его.
Зачем Арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Гордись: таков и ты поэт,
И для тебя условий нет."(А. Пушкин. Езерский)

В стихотворении про ворона также в параллель молодой хозяйке поставлены природные существа - сокол , кобылка (здесь орел и ветер), есть недруг - Арап . А под законом здесь конечно же подразумеваются не законы природы, а людские установления, правила, нормы и пр.

(Оффтоп)

Magazanik в сообщении #1058023 писал(а):
Там потрясающей красоты симметрия, я знаю всего три или четыре равных по красоте конструкции во всей мировой литературе. Германн вошел к старухе сквозь запертую дверь, а чуть позже старуха, уже покойная, тем же способом наносит ему ответный визит -- сквозь запертую дверь.

Если шире смотреть, то мощный пример подобной симметрии дает христианство: Христос "по-нормальному" не родился(не зачат), соответственно, "по-нормальному" не мог и умереть

 Профиль  
                  
 
 Re: Темное место у Пушкина
Сообщение04.10.2015, 17:21 
Аватара пользователя


21/02/10
1594
Екатеринбург
Стихи нельзя воспринимать как текст с информацией. Стихи это ассоциации и только ассоциации. Надо максимально включать фантазию и наслаждаться ассоциативным рядом. У кого нет фантазии, читать стихи не рекомендуется.

Сначала идет русское былинное повествование. Степь, курган, дерево, богатырь, ворон.
Доходим до строчки:
Да хозяйка молодая.
При слове хозяйка сразу возникает домовитая жена у которой всегда чистота и порядок. На фоне этого положительного образа, намек, что она может быть причастна к убийству мужа игнорируется. Да и в русских былинах жены мужей не убивают.

Поэтому, когда доходим до строчек:
А хозяйка ждет милого
Не убитого, живого.
Они не воспринимаются как намек на причастность к убийству.

Получается верная жена ждет мужа. Правда всплывает другая ассоциация со словом хозяйка. Разбитная хозяйка кабака. Веселая и доступная.
Ситуация приобретает фривольный смысл. Жена ждет мужа, но обязательно живого. Покойники ей не нужны, с ними скучно.

А убил богатыря конечно - Пушкин. И сваливает все на бедную женщину.

 Профиль  
                  
 
 Re: Темное место у Пушкина
Сообщение04.10.2015, 18:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
Соглашаясь с высказываниями про ассоциативность поэтического восприятия, всяческую фантазию и т.п., отмечу лишь, что всё это вовсе не обязательно предполагает глупость читателя. Да, можно пропустить по невнимательности или проигнорировать часть текста и соответствующие ассоциации и фантазии. Только не зря ведь говорят, что из песни слова не выкинешь.

Ассоциативный ряд у меня споткнулся об "вороную кобылку" после "его сокола". Уж очень не сочетается в моей фантазии образ "богатыря с соколом на вороной кобылке". (Не зря же эта кобылка села потом под недруга.) И тут уж ассоциативный ряд "сокол -- кобылка -- хозяйка" заставляет работать фантазию по нарастающей.

В фундаментальных собраниях сочинений Пушкина приводятся различные варианты текстов (в том числе черновые попытки). В данном случае он в некоторых вариациях перевода прямо указывал на роль хозяйки
Цитата:
А хозяйку молодую
Уж ведут в семью чужую
или
А хозяйка с новым другом
С милым <супругом>

 Профиль  
                  
 
 Re: Темное место у Пушкина
Сообщение04.10.2015, 18:40 
Аватара пользователя


21/02/10
1594
Екатеринбург
grizzly в сообщении #1059093 писал(а):
вовсе не обязательно предполагает глупость читателя.


Зачем тогда Пушкин начал в стиле русской былины? Ведь если бы был рыцарь Харальд, то и ассоциации могли пойти в другую сторону. Ведь всем известно, у англичан времен Шекспира, изменять и убивать мужей было любимым развлечением.

 Профиль  
                  
 
 Re: Темное место у Пушкина
Сообщение04.10.2015, 18:40 


14/01/11
3066
Pavlovsky в сообщении #1059086 писал(а):
А убил богатыря конечно - Пушкин. И сваливает все на бедную женщину.

Если она знает, что это Пушкин, ещё не всё потеряно.
Цитата:
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мертвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвел; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встает Руслан...

 Профиль  
                  
 
 Re: Темное место у Пушкина
Сообщение04.10.2015, 18:51 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Pavlovsky в сообщении #1059086 писал(а):
Стихи нельзя воспринимать как текст с информацией. Стихи это ассоциации и только ассоциации.
Это впадение в крайности. Т. к. ассоциации у людей разные, авторы, довольно часто хотящие от читателя чего-то всё-таки определённого, на одни только случайные ассоциации надеяться не станут, так что игнорировать более-менее явные логические ходы — это отказываться от конфеты, когда дают. (Конфету могут и не давать, если автор предполагал какие-то специальные ассоциации, распространённые обычно не среди каждого; это как чисто «художественные», так и конкретные факты; и таких ассоциаций вдруг у читателя не оказалось.) Конечно, насколько сложную логику стоит искать, зависит и от автора, и от даже места в стихе, но полное отсутствие намерений у автора — не в этом случае.

Pavlovsky в сообщении #1059086 писал(а):
А убил богатыря конечно - Пушкин. И сваливает все на бедную женщину.
Неплохое крушение четвёртой стены. :lol:

 Профиль  
                  
 
 Re: Темное место у Пушкина
Сообщение04.10.2015, 19:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
Pavlovsky в сообщении #1059101 писал(а):
Зачем тогда Пушкин начал в стиле русской былины?

Я думаю, что ответ на Ваш вопрос должен быть примерно такой же как и на вопрос: "а почему художник на этом шедевре солнце жёлтым изобразил, а не оранжевым".
Имхо. Былинный стиль усиливает контраст восприятия. Это действует сразу -- ведь такой диалог воронов особого пафоса никакой былине не добавит.

Пушкин ещё и названия разные подбирал (оно издавалось как "Шотландская песня", "Два ворона" и вот так -- без названия).

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 133 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 9  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group