Я по-прежнему чувствую, что остается возможность двоякого понимания, глаз скользит по явному упоминанию, что хозяйка знает, кем убит богатырь, это скрадывается параллелизмом -- она третья в перечислении -- и барабанным ритмом хорея, -- и похоже, что Пушкин оставил неясность и двусмысленность намеренно. Мне нравится, что я не один так думаю, но все же интересна была бы статистика -- кто однозначно за такой вариант, кто за этакий, а кто верит в возможность (законную!) двоякого прочтения.
Я тоже за третий вариант. Возьмем широко известное:
Цитата:
"Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На черный пень? Спроси его.
Зачем Арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Гордись: таков и ты поэт,
И для тебя условий нет."(А. Пушкин. Езерский)
В стихотворении про ворона также в параллель молодой хозяйке поставлены природные существа - сокол , кобылка (здесь орел и ветер), есть недруг - Арап . А под
законом здесь конечно же подразумеваются не законы природы, а людские установления, правила, нормы и пр.
(Оффтоп)
Там потрясающей красоты симметрия, я знаю всего три или четыре равных по красоте конструкции во всей мировой литературе. Германн вошел к старухе сквозь запертую дверь, а чуть позже старуха, уже покойная, тем же способом наносит ему ответный визит -- сквозь запертую дверь.
Если шире смотреть, то мощный пример подобной симметрии дает христианство: Христос "по-нормальному" не родился(не зачат), соответственно, "по-нормальному" не мог и умереть