2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 8  След.
 
 Задачи на понимание
Сообщение02.10.2015, 05:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8510
Не дает мне покоя вот этот шикарнейший список задач.

Healer в сообщении #1029953 писал(а):
1) Из города A в город B ведут 56 дорог. Из города B в город C - 79 дорог. Дорог между A и C нет. Окольных путей тоже. Сколькими способами можно добраться из A в C?
2) Какова вероятность того, что при броске двух игральных кубиков выпадет число, большее или равное 10?
3) В мешке лежат шарики двух разных цветов. Какое наименьшее количество шариков нужно вынуть из мешка вслепую, чтобы среди них заведомо оказались два шарика одного цвета?
4) Чему равна производная от $2\sin(15)$? (15 - в радианах)
5) Сколько корней у уравнения $x^2+x+67$? (рассматриваем комплексные числа)
6) Дано уравнение $(x-2)(x+3) = 2(x-2)$. Я делю обе части на $x-2$ и получаю $x = -1$. Что я сделал неправильно, почему, и как надо делать?
7) Что является пересечением двух непересекающихся множеств?

Назначение этих задач, напомню - определить, можно ли с человеком вообще говорить о математике. Мне все хочется увидеть следующую ступень - уже не со школьной, а с вузовской математикой. Назначение тоже диагностическое, задачи должны с полтычка решаться любым человеком, знакомым с азами относящегося к задаче раздела математики. На сколько-нибудь объемные расчеты решительный запрет. Я попробую. Я сам в математике новичок, и, может быть, мне это и поможет - для меня еще так мало очевидного, что если уж что-то очевидно даже мне, то куда уж очевиднее. А если напишу глупость, и меня начнут бить ногами - дак чо, я же новичок.

Задача 1. Доказать или опровергнуть утверждения:
1) Всякая ограниченная последовательность сходится.
2) Всякая сходящаяся последовательность ограничена.

Задача 2. Доказать или опровергнуть, что для любой метрики $\rho(x,y)$ верны утверждения:
1) $\rho^2(x,y)$ - метрика.
2) $\sqrt{\rho(x,y)}$ - метрика.
3)$\rho(x,y) + 1$ - метрика.

Задача 3. Будем рассматривать функции, определенные на всем $\mathbb{R}$. Назовем свойство $\varphi$ функции $f(x)$ локальным, если его выполнение на множестве $A$ равносильно его выполнению в каждой точке этого множества. Назовем свойство $\varphi$ железно локальным, если найдется такая функция $f(x)$, что свойство $\varphi$ выполняется для нее в одной и только одной точке. Назовем свойство $\varphi$ ну вообще локальным, если его выполнение или невыполнение для функции $f(x)$ в точке $x_0$ зависит только от значения функции в точке $x_0$. Какие из нижеперечисленных свойств являются: а) локальными; б) железно локальными; в) ну вообще локальными?
1) непрерывность
2) дифференцируемость
3) интегрируемость
4) ограниченность.

Задача 4. Указать на $\mathbb{R}$ со стандартной топологией
1) множество, не являющееся ни открытым, ни замкнутым
2) непустое множество с пустой границей.

Задача 5. Единица группы заявила, что в группе может быть только одна единица. Докажите или опровергните ее слова.

Задача 6. Студент, гуляя по евклидову пространству, наткнулся на векторы $\vec x, \vec y, \vec z$ такие, что $(\vec x, \vec y) = (\vec x, \vec z)$, где скобки означают скалярное произведение. Он сделал вывод, что либо $\vec y = \vec z$, либо $\vec x = \vec 0$. Что студент сделал неправильно и почему?

Задача 7. Безумный математик решил влюбиться в число из диапазона $[3; 4]$. У всех чисел этого отрезка шансы на любовь безумного математика равны. Назовите вероятность, с которой возлюбленное математиком число окажется:
1)рациональным
2)иррациональным
3)числом $\pi$.

Приглашаю уважаемых участников форума предлагать улучшения к моим задачам, а еще лучше - предлагать свои собственные из любых разделов математики, но того же уровня - для проверки самых азов из самых азов.

Всем спасибо заранее.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи на понимание
Сообщение02.10.2015, 11:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
Отличный список! Будем думать над продолжением...

Хотя раздел 3 мне показался трудноватым для совсем уж начинающих... Железно локально -- трудно привести пример.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи на понимание
Сообщение02.10.2015, 13:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Anton_Peplov в сообщении #1058352 писал(а):
Назначение тоже диагностическое, задачи должны с полтычка решаться любым человеком, знакомым с азами относящегося к задаче раздела математики.

Получается, я не знаю азов для задач 2 и 3 :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи на понимание
Сообщение02.10.2015, 13:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
Мне некоторые формулировки не очень понравились. Такое ощущение, что основная идея у этих задач -- сбить с толку некорректными постановками задач или нестандартными терминами.

Задача 7, например. То, что каждое число из бесконечного множества имеет одинаковые шансы в моём понимании скорее означает не то, что случайная величина распределена равномерно, а то, что вероятность для каждого числа одинакова. То есть, равна 0. А значит, ответ на все вопросы к этой задаче -- 0. Объясняется просто: только у единственного числа -- $e$ -- вероятность стать любимым равна 1, а у всех остальных вещественных чисел шансы действительно равны. Что бы там не решил этот безумец, влюбиться на том интервале у него шансов нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи на понимание
Сообщение02.10.2015, 15:29 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8510
Munin в сообщении #1058414 писал(а):
Получается, я не знаю азов для задач 2 и 3 :-)


Для второй задачи - просто вспомните аксиомы метрики.
Насчет железной локальности я, возможно, действительно переборщил. Пример функции, непрерывной и дифференцируемой только в одной точке, привести не так просто. Мне эти примеры известны и, наверное, поэтому кажутся очевидными. Можно убрать железную локальность (или оставить под звездочкой, как бонус) и оставить только локальность и ну вообще локальность. Или с ними тоже какие-то проблемы?

grizzly в сообщении #1058417 писал(а):
0. Объясняется просто: только у единственного числа -- $e$ -- вероятность стать любимым равна 1, а у всех остальных вещественных чисел шансы действительно равны. Что бы там не решил этот безумец, влюбиться на том интервале у него шансов нет.

Этого я вообще не понял.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи на понимание
Сообщение02.10.2015, 15:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11306
Hogtown
grizzly в сообщении #1058417 писал(а):
Задача 7, например. То, что каждое число из бесконечного множества имеет одинаковые шансы в моём понимании скорее означает не то, что случайная величина распределена равномерно, а то, что вероятность для каждого числа одинакова. То есть, равна 0


Т.е. распределение непрерывное, а следовательно у любого не более чем счётного множества вероятность 0, а у его дополнения 1.

Разумеется, постановка задачи не даёт возможности ответить на вопрос о том какова вероятность попасть в $[3;3.5]$ или в Канторов континуум помещенный в $[3;4]$ и в этом смысле условия "неполны".

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи на понимание
Сообщение02.10.2015, 15:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8510
Red_Herring в сообщении #1058444 писал(а):
Т.е. распределение непрерывное, а следовательно у любого не более чем счётного множества вероятность 0, а у его дополнения 1.

Именно это и имелось в виду.

Red_Herring в сообщении #1058444 писал(а):
Разумеется, постановка задачи не даёт возможности ответить на вопрос о том какова вероятность попасть в $[3;3.5]$ или в Канторов континуум помещенный в $[3;4]$

А где в задаче это спрашивается?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи на понимание
Сообщение02.10.2015, 16:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
Red_Herring в сообщении #1058444 писал(а):
Т.е. распределение непрерывное, а следовательно у любого не более чем счётного множества вероятность 0, а у его дополнения 1.

Спасибо, так понятно. Согласен, что я оплошал и не прошёл тест на понимание формулировки задачи. Зато в таких случаях я всегда стараюсь предварять решение собственной формулировкой -- это меньшее из зол.

Anton_Peplov в сообщении #1058448 писал(а):
Именно это и имелось в виду.

Кстати, здесь, наверное, не любое непрерывное распределение удовлетворяет условию. Например, вероятность невозможного события равна вероятности невероятного события (то есть, события, имеющего вероятность 0). При этом шансы у этих событий никак нельзя назвать равными (в одном случае они есть, в другом -- нет). В любом случае именно так я понимаю термин "равные шансы". Я не знаю, где этот термин описан и как понимает его автор задачи. Но согласен -- в таких случаях нужно задавать уточняющие вопросы (а ещё лучше помалкивать :) а не пытаться решать непонятое.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи на понимание
Сообщение02.10.2015, 16:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8510
Предлагаю просто сказать, что распределение непрерывное, и не мучиться с пониманием слова "шанс".
grizzly, Вы говорили о некорректно поставленных задачах во множественном числе. Что там еще, на Ваш взгляд, некорректно поставлено?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи на понимание
Сообщение02.10.2015, 16:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11306
Hogtown
Anton_Peplov в сообщении #1058448 писал(а):
Red_Herring в сообщении #1058444 писал(а):
Разумеется, постановка задачи не даёт возможности ответить на вопрос о том какова вероятность попасть в $[3;3.5]$ или в Канторов континуум помещенный в $[3;4]$

А где в задаче это спрашивается?


А нигде. Это просто к тому, что хотя описание вероятности неполное, ответы на поставленные вопросы однозначные. И это скорее плюс, чем минус.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи на понимание
Сообщение02.10.2015, 16:28 
Заслуженный участник


06/07/11
5627
кран.набрать.грамота
Anton_Peplov в сообщении #1058441 писал(а):
grizzly в сообщении #1058417 писал(а):
0. Объясняется просто: только у единственного числа -- $e$ -- вероятность стать любимым равна 1, а у всех остальных вещественных чисел шансы действительно равны. Что бы там не решил этот безумец, влюбиться на том интервале у него шансов нет.
Этого я вообще не понял.
Я так понимаю, это было нечто вроде шутки, переводящей задачу из области математики в область психологии, раз уж вы про любовь упомянули.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи на понимание
Сообщение02.10.2015, 16:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
Red_Herring
Но вот в жизни не соглашусь, что для какого-нибудь непрерывного распределения, кроме равномерного, можно считать, что шансы разных чисел равны. Если плотность вероятности в одном месте в два раза выше, чем в другом, то и шансы для соответствующих точек в два раза отличаются. Даже если эти шансы нулевые, мы всё равно должны считать их разными. Неужели это можно понимать иначе? Поэтому меня подобная терминология очень нервирует -- по моему опыту в неё потом зарываются все собаки.

Anton_Peplov в сообщении #1058456 писал(а):
Предлагаю просто сказать, что распределение непрерывное, и не мучиться с пониманием слова "шанс".
grizzly, Вы говорили о некорректно поставленных задачах во множественном числе. Что там еще, на Ваш взгляд, некорректно поставлено?

Я просто кидаюсь на как на красную тряпку на всяких безумцев в условиях задачи, поскольку потом регулярно выясняется, что в ответах обязательно это безумие обыгрывается. Но Вы повода не подавали, поэтому давайте просто ограничимся моими искренними извинениями за вспыльчивость.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи на понимание
Сообщение02.10.2015, 16:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11306
Hogtown
grizzly в сообщении #1058468 писал(а):
то и шансы для соответствующих точек в два раза отличаются. Даже если эти шансы нулевые, мы всё равно должны считать их разными.

Нули, но разные! Это круто…

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи на понимание
Сообщение02.10.2015, 17:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
Можно еще задачки на множества предложить. Например,
Задача 8. Что можно сказать о множествах $A$ и $B$, если
а) $A\cup B =A$;
б) $A\setminus B =A$;
в) $A\setminus B =B$.

Только надо бы как-то переформулировать вопрос. Потому что ответом можно, вообще говоря считать а) $A\cup B =A$, например :-(

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи на понимание
Сообщение02.10.2015, 17:13 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8510
provincialka в сообщении #1058474 писал(а):
Что можно сказать о множествах $A$ и $B$,

Об этих множествах я могу сказать, что они мне очень нравятся. Такой ответ подойдет?
Все-таки вопросы в математических задачах нужно ставить четче. Впрочем, Вы сами об этом говорите.

Как я понял, испытуемому предлагается обнаружить, что оба множества пусты. Но подсказывать ему это в формулировке задачи не нужно.
Нда, и как это сформулировать?..

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 113 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 8  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group