И более того, я ничего не имею против, если через 100 поколений каждый второй встречный сможет с лёгкостью взять производную синуса или отличить ускорение темпов роста от самого роста, не говоря уже о строении клетки или реакции "серебряного зеркала". А к этому нельзя прийти за одно поколение. Не понимаю, какой может быть смысл в стремлении к обратной цели.
Смысл "избирательного образования" на самом деле очень прост. Существами с узким кругозором гораздо проще управлять. :) Не зря же лошадям надевали шоры, ограничивающие боковой обзор. С людьми это тоже работает.
Избирательно образованные люди за пределами своей узкой специализации будут наивны, как дети. Им легко можно будет впарить любую чушь. Более того, можно даже говорить в глаза чистую правду, открыто рассказывать людям, как именно их обводят вокруг пальца, и никто всё равно ничего не поймёт. :) Потому что ни у кого не будет в голове целостной картины происходящего.
Власти во всём мире постоянно мучились с прослойкой интеллигенции, которая слишком свободно мыслит, задаёт неудобные вопросы, подвергает сомнению принятые решения и баламутит простой народ. Но долгое время никто не мог ничего толком с этим поделать. Ведь умные люди тоже нужны... И лишь в последние десятилетия, с бурным развитием психологии и общественных наук, "спасительный" путь был найден: узконаправленное образование! :) Оказалось, всё очень просто. Можно выращивать умных, образованных и при этом хорошо управляемых людей, если ограничить их кругозор узкой областью знаний — чтобы они были абсолютно беспомощны за пределами своей области компетенции.
В развитых странах давно просекли все выгоды, которые сулит такой подход, и теперь всюду раздаются голоса: "Зачем математикам и физикам история?", "Зачем художникам математика?", "Долой всеобщую уравниловку, даёшь свободное развитие личности!" — если раньше так ныли всяческие лентяи, то теперь эти мысли высказываются серьёзными людьми и находят широкую государственную поддержку.
В самом деле, зачем будущему физику знать о какой-то там Хиросиме?.. :)
Есть и ещё один тонкий момент. "Разделяй и властвуй" — древнейший принцип. Чем меньше у людей останется общих точек соприкосновения, общего культурного пространства, тем труднее им будет договориться и сговориться. :) Чем раньше люди разделяются на пути получения знаний, тем удобнее для властей.
Как известно, библейский Бог покарал строителей Вавилонской башни оригинальным образом: сделал так, чтобы они начали говорить на разных языках, перестали понимать друг друга. После этого о строительстве башни до небес пришлось забыть. Вот и земные власти ограждают свой Олимп похожим образом. :)
И да, никого нынче не заставляют учить "основные положения такого-то съезда" — боже упаси. :) Вообще, чем меньше средний человек размышляет о деятельности властей, тем лучше. Но чтобы у него было чувство, что он "держит руку на пульсе", можно периодически подкидывать ему медиа-поводы о том, как какой-нибудь депутат предлагает запретить ставить мелодию российского гимна на мобильники, или ещё что-нибудь в том же духе. Вот такие новости люди готовы и сами охотно обсуждать, без принуждения! :)