...царских путей в познании мира - нет.
Вероятно, царских нет. Но, может быть, есть "боярский"?
Вот что надыбали философы:
Цитата:
Если современный третьеклассник не научился пересказывать про-
читанный про себя текст, его подозревают в умственной отсталости.
Между тем первые личности, умевшие молча читать и понимать на-
писанное, появились только в Греции VI – V веков до н.э. – изна-
чально письмо предназначено исключительно для чтения вслух – и
являлись уникумами [Шкуратов 1994]. Почти две тысячи лет после
того способность читать про себя считали признаком божественного
дара (как у Августина) либо колдовства (такая способность могла
служить доводом при вынесении смертного приговора!).
И надо сказать, это действительно была трудная задача, пока не
появились пробелы между словами, знаки препинания, красная
строка и прочие привычные для нас детали. Но с совершенствова-
нием техники письма и обучения чтение про себя превратилось в
рутинную процедуру, для овладения которой более не требовалось
ни гениальных задатков, ни многолетних тренировок. Мы не стали
«умнее» или «талантливее», однако тысячелетия культурного опы-
та усилили интеллектуальную хватку, чего каждый из нас, как пра-
вило, не замечает и не ценит.
Школьник, легко перемножающий в тетради трёхзначные числа,
не подозревает о том, какие титанические усилия гениальных умов
скрыты за каждым его привычным действием. Он едва ли помнит
даже о собственных усилиях по овладению уже готовым алгорит-
мом. Ребёнок почти автоматически производит операции, которые
несколько столетий назад были чрезвычайно громоздкими и доступ-
ными лишь ограниченному кругу самых образованных людей [Су-
хотин 1971]
Т.е. система образования не дремлет...