Может быть читателям будет интересно - тема и вправду деликатная. Хотя в наше время демократии все равно побольше.
Эту статью А.А. Тяпкин смог опубликовать благодаря содействию В.Л. Гинзбурга.
http://ufn.ru/ru/articles/1972/4/c/Однако это не уберегло его от такого ответа в том же номере.
http://ufn.ru/ru/articles/1972/4/d/Кстати, А.А. Тяпкин написал очень интересную книгу - биографию Пуанкаре.
-- 14.04.2015, 23:08 --В дополнение - нашел в одной книжке.
"В советской научной литературе проблема синхронизации часов, если и
упоминалась, то в общих словах. В популярных статьях, да и в специальной литературе
этой центральной проблеме всей специальной теории относительности (СТО) Эйнштейна
уделялось ничтожно мало внимания. По-видимому, из-за этого многие в России и сегодня,
возможно «по инерции», либо не осознают важности вопроса синхронизации часов, либо
вообще крайне плохо осведомлены о его сути. Более или менее подробное описание
проблемы синхронизации один из нас буквально выудил из вороха литературы в 60-70-ых
годах прошлого века. Это были отдельные статьи, популярная книжка Мардера
«Парадокс часов» и статья А.А. Тяпкина в УФН
Проблемность синхронизации часов состоит в использовании в СТО для
синхронизации часов условия равенства скорости света в противоположных
направлениях, в то время как экспериментально проверить это равенство принципиально
невозможно. Чтобы измерить скорости света из точки А в точку В, а затем из точки В в
точку А, а затем сравнить эти скорости, необходимо иметь в точках А и В синхронно
идущие часы. Однако синхронизировать часы в точках А и В эйнштейновским способом
можно лишь, предположив еще до измерений этих скоростей, что эти скорости равны.
Естественно, что после реализации такого предположения они становятся равными и по
результатам измерения.
Нельзя скорость измерить и, синхронизировав пару часов в точке А, а затем
перенеся одни из них в точку В, поскольку результат синхронизации и измерения
скоростей света vAB и vBА соответственно из точки А в точку В и наоборот оказывается
зависящим от скорости, с которой часы транспортируются из одной точки в другую. Если
при синхронизации часов методом переноса транспортируемые часы в разных случаях
переносить с разными скоростями, то результаты измерения скоростей vAB и vBА в разных
случаях окажутся разными. Например, после переноса часов из А в В со скоростью
близкой к скорости света измеренная впоследствии скорость vАВ окажется сколь угодно
велика, а скорость vВА сколь угодно близка к c/2. При такой синхронизации свет почти
мгновенно приходит из точки А в точку В, но обратно движется в два раза медленнее, чем
обычно. При очень медленном переносе скорости vАВ и vВА будут равными друг другу.
Так какая же скорость переноса часов «правильная»? На этот вопрос нельзя
ответить, и, в частности, по этой причине синхронизация часов в разных точках
пространства осуществляется в СТО световыми сигналами, а не путем перемещения их из
одной точки в другую. Равенство скоростей света в противоположных направлениях
представляется сегодня многим очевидным «фактом», а вот для предпочтения априори
медленной транспортировки часов быстрой транспортировке оснований нет.
Следует отметить, что на практике проблема скорости света в одном направлении
не злободневна, так как реально измерения скорости света производятся с помощью
одних-единственных часов и зеркала. При таком способе этими единственными часами
измеряется промежуток времени между отсылкой светового импульса к зеркалу и
приемом импульса, вернувшегося после отражения от зеркала в исходную точку.
Скорость рассчитывается по двойному расстоянию между часами и зеркалом и времени
прохождения светом пути туда и обратно. Измеренная таким способом скорость, строго
говоря, является средней скоростью на пути туда и обратно – ведь скорость туда может
быть не равной скорости обратно. Равенство этой средней скорости постоянной c является
экспериментальным фактом.
Проблемы синхронизации часов при измерении средней скорости не возникает.
Как бы мы ни синхронизировали вторые часы, измеряемая без предположений средняя
скорость света на пути туда и обратно была бы равна постоянной c. Это очевидно,
поскольку результат эксперимента не зависит ни от показаний часов в точке В, ни от
самого наличия их там.
Нередко говорят, что скорость света в одном направлении была измерена Рёмером.
Как это ни странно, но скорость Рёмера – это тоже скорость, полученная в неявном
предположении равенства скоростей света в противоположном направлении. Дело в том,
что Рёмер и Кассини рассуждали о движении спутников Юпитера, заведомо предположив,
что пространство наблюдателей изотропно. То, что Рёмер фактически измерил скорость
света, неявно сделав предположение о равенстве скорости света туда и обратно, показал
австралийский физик Карлов
Предположение о равенстве скорости света из A в B скорости из B в A
рассматривалось Пуанкаре, и именно это предположение стало главным постулатом
работы Эйнштейна 1905 года, хотя и представлено оно не в виде постулата, а в виде
«определения», предшествующего двум эйнштейновским принципам, которые часто
называют постулатами. В более поздней работе Эйнштейн называл данное
«определение» допущением, причем отмечал, что оно относится не только к скорости
света, но и к скорости вообще. В этой работе Эйнштейн писал: «Но если скорость, в
частности скорость света, принципиально невозможно измерить без произвольных
допущений, то мы имеем право делать произвольные допущения и о скорости света.
Допустим теперь, что скорость распространения света в пустоте из точки A в точку B
равна скорости прохождения света из B в A». Правда, в отличие от Пуанкаре,
придерживавшегося конвенционалистской точки зрения, Эйнштейн, упоминая
невозможность измерения скорости в одном направлении без произвольных допущений,
был склонен рассматривать произвольное допущение неравенства скорости света в
противоположных направления неестественным и «крайне маловероятным».
Часто говорят, что равенство скоростей туда и обратно очевидно, поскольку
пространство изотропно, а неравенство неочевидно. Это не так. То, что свету для
движения из точки А в точку В требуется больше времени, чем для движения из B в A,
также очевидно, если, например, точка А находится в корме, а точка В в носу
движущегося относительно нас космического корабля, а мы не изнутри, а снаружи
отслеживаем процесс движения света из А в В и обратно. Как равенство, так и неравенство
времен распространения света из точки А в точку В данного корабля и обратно в принципе
могут быть обнаружены из множества других систем отсчета, движущихся относительно
данного корабля, даже если часы этих систем синхронизированы эйнштейновским
способом. Так на каком основании синхронизация часов в корабле осуществляется без
учета объективных результатов наблюдения за поведением света внутри корабля,
полученных из разных систем отсчета вне корабля?
В 60-70 годах прошлого века в реферативных журналах частенько попадались
ссылки на зарубежные работы, в которых рассматривались варианты специальной теории
относительности, построенные на предположении неравенства скоростей света в
противоположных направлениях. Эти варианты назывались
-СТО и непротиворечивым
способом описывали все то, что описывается СТО. Правда, большинство из них были
более «тяжеловесны» и менее удобны, чем эйнштейновский вариант, поскольку в них
нарушалось требование неизменности математической формы записи законов в разных
системах отсчета. Большинство работ этих авторов не были направлены против
эйнштейновского варианта, а показывали непротиворечивость нетрадиционного подхода.
Авторы этих работ стремились, нарушив математическую красоту СТО, вскрыть ее
физическое содержание и раскрыть загадку скорости света в одном направлении. Почему
природа не позволяет нам измерить скорость света в одном направлении без
произвольных допущений! Это случайность или нечто более глубокое? Ответа на этот
вопрос разработчики альтернативных теорий на дали"