Тогда скажите, в каких уважаемых книгах или справочниках, было бы сказано, что кривая
является 2-ух лепестковой розой??? Ибо я, например, сколько видел в справочниках - всегда было написано, что это 4-ёх лепестковая роза. И никаких дополнительных оговорок и соглашений нигде не видел.
Думаю, что ни в каких. На мой взгляд, такие слишком частные и очевидные «задачи» не могут «как таковые» рассматриваться в приличных учебниках или сборниках задач. Такие «подзадачи» возникают как фрагменты более сложных задач. В сборниках приводятся, например, упражнения на вычисление площади, массы и т.п. области ограниченной кривыми, заданными в декартовой системе координат. Иногда в таких задачах для вычисления удобно перейти в полярную систему координат. Вот в таких задачах удобно считать, что
. [В теме, на которую приведена ссылка в начальном сообщении, об этом кратко писал
Someone.] На самом деле на плоскости в простых случаях особых проблем не возникает при любых договоренностях. Но уже при вычислении тройных интегралов с использованием сферической системы координат взаимно однозначное соответствие становится более важным. Но как раз на вычислении двойных интегралов студенты и нарабатывают навыки для перехода к тройным интегралам. Дело в том, что в «пространстве» в исходной системе координат может оказаться, что область и нарисовать то трудно, а после замены переменных это уже сделать проще. По мере увеличения размерности это становится все важнее.
В приводимых выше примерах я пытался сформулировать «исходную» задачу в декартовой системе координат и затем перейти в полярную. Я пытался показать, что ограничение
не приводит к тому, что будут потеряны точки. На лекциях и семинарских (практических) занятиях как раз мы и сталкиваемся с такого рода примерами. Другой тип примеров — на первом курсе, в основном, в аналитической геометрии — это примеры на составление уравнения кривой, но и здесь особых сложностей не возникает.
Сложности возникают при выдаче «индивидуальных заданий» или проведения контрольных (особенно для студентов заочной формы обучения). В обоих случаях задачи должны быть простыми, их должно быть много и они должны быть приблизительно одинакового уровня сложности. Поэтому вместо задачи на составление уравнения кривой и последующего построения эскиза, сразу для построения эскиза задаётся уравнение кривой в полярной системе координат. Вот тут нужно следовать договоренности указанной на лекции или просто вместе с уравнением кривой указывать, какие
может иметь значения.
Как и писал
Someone, в задаче может быть желанной гладкость параметризации. Вот тут возможность
принимать отрицательные значения и полезна. Но если идет разговор о преподавании студентам без углубленного изучения математики, то таких задач у них если и есть, то мало.
А вот справочники по кривым пишут для тех, кто занимается именно кривыми [или пишут те, кто занимается именно кривыми]. Поэтому по умолчанию в этих справочниках
может принимать отрицательные значения для того, чтобы, как минимум, получить компактное задание кривой в полярной системе координат. Но к учебному процессу это относится слабо.
Вне контекста, скорее всего, работающие на младших курсах или возящиеся с интегралами будет говорить, что по умолчанию
, а занимающиеся кривыми, что
. И с этим ничего не поделать.
-- Sun 21.04.2013 18:00:03 --А когда контекст есть, то и проблем нет. Вывод: давать студентам нормальные задания.