Тогда бы для истории науки не понадобился Рене Декарт со своим "Cogito, ergo sum" (мыслю - следовательно существую).
Знаете, Декарт для науки сделал многое, и в истории науки фигурирует по праву. Но вот этот тезис - конкретно он как раз к науке не имеет ни малейшего отношения.
Надо сказать что выходы из этого тупика были, но вот удобными для естествоиспытания их не назовёшь. Один из них, мистицизм, постулирует важность надрационального (сверхреального фактически) знания. Другой, эмпиризм, постулирует важность внерационального (чувственного) знания. Рациональный подход - не фигурирует.
Странно, что вы эмпиризм зовёте "неудобным для естествоиспытания", при том что всё естествознание прежде всего эмпирическое, и только во вторую очередь - рационально осознающее эмпирические данные. Собственно, Галилей, работая в эпоху поголовных рационалистов и мистиков, и подчеркнул важность эмпирики как источника информации, за что и считается основоположником научного метода. А Декарт по сравнению с ним был реакционером :-)
И вот тут Декарт начинает свой поиск оснований знания - начинает последовательно отсекать то в чём нет уверенности.
Вот только к
научному знанию все эти приключения не имеют отношения. Они касаются скорее личного мировоззрения, отношения к религии, основ онтологии.
Но это не так важно, важно то что именно от этой точки оттолкнулся европейский рационализм. Именно в этом месте случилось принятие рацио как силы имеющей право на познание.
Ну да, а многовековая схоластическая традиция не считается...
Ну и добил ситуацию Ньютон, построивший теорию которая сочетала в себе и мат. аппарат и подтверждалась опытом.
Первыми были, мягко говоря, Кеплер и Галилей. Достижения которых датируются до Декарта, а не после.
И вот тут надо сказать что у нас по прежнему нет более сильного довода (кроме эфективности науки и благости Бога к человеку )
Мне нравится эта конструкция: "у нас нет более сильного довода (кроме <походя пренебрежительно упоминается самый сильный довод>)...".
Декартовское движения от "я мыслью следовательно существую" до "может быть мир всё-таки познаваем" всего-лишь индукция.
Индукция-то индукция, вот только от другого положения: "наши чувственные восприятия регулярны и систематичны". И не надо к индукции (мощнейшему инструменту познания, которым обладает человек) прилагать презрительное "всего лишь".
Sorry - то что цвета боковым зрением иные это пример из 19-го века.
Ничего. О несовершенстве зрения были прекрасно осведомлены и Да Винчи, и Кеплер, и Ньютон. В том числе они исследовали зрительные искажения и иллюзии
на опыте, и искали способы их
компенсации. То есть факт существования искажения - это ещё не конец обеда, с ним ещё можно бороться. Если, конечно, не заниматься только "философствованиями", а ставить перед собой задачи учёного: познание мира.
-- 09.11.2011 03:35:55 --Насчёт же того, есть ли у науки право на подобную деятельность - это к юристам
На такую деятельность никаких прав и лицензий получать не надо. Но вот дальше научные результаты используются в технике, например, для расчётсов конструкций и машин. И тут уже возникают юридические вопросы, например, связанные с безопасностью. Не всё можно проверить на практике, и надёжность, скажем, самолёта или небоскрёба определяется не только разными испытаниями, но и расчётами. А потому тот, кто предоставляет модель, начинает за её результаты отвечать. Впрочем, как и тот, кто принял окончательное решение на основе этих результатов. По крайней мере, можно обратиться к независимым экспертам.