2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В раздел Пургаторий будут перемещены спорные темы (преимущественно псевдонаучного характера), относительно которых администрация приняла решение о нецелесообразности продолжения дискуссии.
Причинами такого решения могут быть, в частности: безграмотность, бессодержательность или псевдонаучный характер темы, нарушение автором принципов ведения дискуссии, принятых на форуме.
Права на добавление сообщений имеют только Модераторы и Заслуженные участники форума.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 ... 35  След.
 
 Re: Основания математики - элементарное рассмотрение
Сообщение07.02.2011, 19:21 
Заслуженный участник


11/11/07
1198
Москва
Так посмотрите Бурбаки. Там как вы и хотите, все выводится на основе аксиом теории множеств. Формальнее некуда.

 Профиль  
                  
 
 Re: Основания математики - элементарное рассмотрение
Сообщение09.02.2011, 14:28 


17/10/08

1313
Да, это оно и есть – математическая модель самой математики – полезный результат от основания математики. Скорее всего, кто-нибудь уже ввел модель в какой-нибудь прологоподобной форме. Вопрос только в том, если ли это в открытом доступе и как найти...

С помощью модели математики можно решать задачи отыскания прикладных моделей и алгоритмов (функций) с заданными характеристиками. Первый же возникающий казус – математики не умеют математически описывать такие задачи. Отсюда и критика «Бурбакинизма».
Например, как описать математически задачу «разработать алгоритм сортировки списка»?
Формально описание задачи выглядит так. Дан вектор $c$. Найти биективную функцию $f$ такую, что $s=f(c)$ и $ s_i \le s_{i+1} $. Решение задачи состоит в том, чтобы с помощью формальных правил преобразовать исходную задачу так, чтобы функция $f$ вычислялась в явном виде. Но этого мало, так как нужно чтобы вычисление было бы эффективным. Поэтому к самим условиям задачи добавляется критерий эффективности вычисления $f$. В реальной жизни эффективность вычисляется на множестве примеров (здесь – множество списков). Чтобы задача стала окончательно корректной, есть еще требование короткости записи $f$. Неявный способ решения этой задачи – поиск в ширину; для вычисляемых функций $f$ проверка на эффективность по множеству примеров и по «длине» функции.

Что бы там не писали в книгах и википедиях, целью оснований математики (пусть неявной) было создание универсального метода решения «любых» математических задач.

Конечно, формальное описание почти «всей» математики недостаточно для практического применения. Нужно еще уметь правильно ставить задачи, решить в той или иной степени проблему эффективности поиска, и.т.д. По большому счету в математике еще «конь не валялся».

Таково мое скромное мнение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Основания математики - элементарное рассмотрение
Сообщение10.02.2011, 13:22 


05/01/11
13
vek88 в сообщении #408780 писал(а):
А tatle11be пока мается

Вы правы, маюсь.

-- Чт фев 10, 2011 13:32:14 --

mserg в сообщении #410933 писал(а):
Конечно, формальное описание почти «всей» математики недостаточно для практического применения. Нужно еще уметь правильно ставить задачи, решить в той или иной степени проблему эффективности поиска, и.т.д. По большому счету в математике еще «конь не валялся».


Может стоит иначе взглянуть на сложившееся?

Говорят, что в начале было слово... Спорили, пытаясь доказывать, убеждать друг друга словами, но...увы...(думаю, что комментарии не нужны). Однако заметили, что некоторые СПОСОБЫ оперирования с некоторыми ОБЪЕКТАМИ убедительны для ВСЕХ (или почти для всех)людей: 2 камушка прибавить к 3 камушкам получается 5 (у каждого и всех); 3 раза взять по 2 камушка будем иметь 6; 2 касающиеся друг друга окружности одинакового радиуса можно описать окружностью, радиус которой в два раз будет превышать радиус любой исходной и многое подобное. Если выделить из всей этой философии (а для большинства математиков и физиков из этого бла-бла или, по-русски: из этого ля-ля) ТО, что остается (в «сухом остатке») инвариантным при замене любого мыслящего любым другим таким же, можно получить ПРЕДМЕТ(-ы) и МЕТОД (-ы) ведения доказательств, получения выводов (и т.п.), которые будут приемлемы для ВСЕХ (нынешних и последующих поколениий). Если это сопоставить с тем, что также наблюдается среди всех мыслящих и что можно назвать познанием и для чего нужно найти тоже свой (-и) МЕТОД (-ы)(например,накопление ) и ОБЪЕКТ (-ы) (например, следствия из причин), то можно построить объединенную систему и назвать ее (так они решили) математикой. Т.е. некоторая внешняя (для мыслящего) конструкция (язык), служащая средством коммуникации с другими, состоящая из специфических предметов и методов. А теперь давайте решим, что должно быть конкретно предметом (-ами) и методом (ами) математики.
Выбор из «бесформенной» массы существующего того, что должно лежать в «фундаменте» - это прерогатива, прежде всего, философии и гносеологии. Именно они «диктуют» что именно необходимо положить в основание такого Языка.
Аристотель предложил: это будут математические (категориальные) объекты(точки, линии, цифры, числа, символы, знаки слова и т.д.; что из них категориально, а что нет , будем определять в каждом конкретном случае позже), а метод – логический вывод следствий из причин – аксиоматический метод. Это и можно назвать аристотелевской(-ими) аксиомой (-ами) (АА) начал или оснований математики. На этом и остановились.
В настоящее время в основании (в фундаменте) математики как науки лежат примерно такие философско-гносеологически обоснованные постулаты:
- способность взаимодействия человека с внешней средой определяется его мышлением (способностью мыслить);
- законы мышления человеком в наиболее общей форме отражает математическая логика;
- математика – это наука, изучающая законы мышления (= взаимодействия; = мат.логики).
Отсюда ее предмет и метод.
Комплекс АА в основаниях математики устраивал до сих пор. Но для дальнейшего развития всего естествознания (и метематики) его необходимо ревизовать
(Dialectic очень верно это обозначил).
Мат. Логики (по крайней мере, в существующем виде) не достаточно для отображения человеческих законов мышления, способов принятия решений, процесса пополнения знаний, способа формирования реакций; всего того, что необходимо для моделирования ИИ (его самого и его способа существования в окруж среде). Иными словами, необходимо учитывать то, что до сих пор аккуратненько обрезалось бритвой Оккамы, как
несущественное для модели в первом приближении. В этом случае надо учитывать и мышление и рефлексы (условные, бузусловные) и многое другое и , в конце концов, просто «рулетку» . В нее играет не господь Б-г, а мы – Он нас создал такими Поэтому Случайность (вероятность, алогичность) должна быть положена в основания математики, наряду с мат. Логикой. Возможно и так: математическая логика должна включать и алогичные (вероятностные, возможные, допускаемые элементы). По крайней мере, если не равновероятность следствий (даже абсурдных), то равновероятность начал, стартуя от которых мы можем раскручивать всю возможную и все возможные цепочки причин и следствий и использовать аксиоматический метод на локальном уровне как метод «местного» значения.
И еще два пукта относительно объектов и метода.
1. Для гносеологии недопустимо, что истинным является А или не-А. Поскольку познать можно только одно относительного другого, а для этого должны существовать оба.
Т.е не возможно существование никакого А, если нельзя указать от него отличное.
Поэтому система (математики) должна надстраиваться динамично, как минимум , парами (тройками,..., десятками,..., а в самом общем случае - энками, выбирая соответствующую логику)
vek88 Вы добавляли не только исключения, но и их дополнения поэтому получали замкнутую и полную К-систему
2. Исходя из первого пункта Статика должна отойти на второй план. Зарубками на дереве Робинзон мог создать счетное множество. Но после 200-300 зарубок он вполне мог бы сбиться, полностью потеряв конроль над учетом. Мы работаем с динамическими структурами двоичным,... десятичным,. ... счислениями. Да, теоретически, с помощью «зарубок» Робинзона или фон Неймана или Пеано можно построить объект эквивалентный целому (натуральному) числу. Но механизм счислений, которыми мы пользуемся, не эквивалентен по своей внутренней динамике механизму ни одного типа этих «робинзоноподобных» структур. Перебирая последовательно «зарубки» (а другого механизма там нет; это я и называю статичным ) можно только согласиться с Вами , уважаемый vek88. Вы пишите на стр.28 в «Представлении в ЭВМ...»:
«Трудоемкость алгоритмического программирования растет пропорционально квадрату числа операторов!» Кошмар!!! Бедные наши «компы», они же должны стэп-бай-стэп «обходить» все(или многие) правила и связи между ними. Но Вы же сами соглашаетесь, что человек не «комп», он работает динамично. «Более того, уже накопленные знания позволяют быстрее усваивать новые понятия». Потому что квадратичный рост трудоемкости последовательного перебора он компенсирует динамичными методами, увеличивая «скорость обработки» - «возводя степень в степень» (т.е. производительность он может увеличивать не добавлением одной «зарубки» к степени, а перемножением степеней), используя механизм вышеприведенных динамических структур вместо механизма «зарубок».
В связи с этим может быть сбросить шоры, навешенные Аристотелем, и перейти от модели в нулевом приближении к более широкой. Что если принять такие постулаты?
1.Наша цивилизация – форма материи, состоящая из коллектива дискретных объектов.
2.Взаимодействие с окружеющей средой (другими формами материи) – способ существования цивилизации
3.Человек (конкретная личность) – субъект материального мира, взаимодействие с которым является способом его существовани.
Для осуществления (реализации) этого способа существования человек обладает всеми необходимыми средствами коммуникации с внешней средой – органами восприятия и реализации (воспроизведения воздействия) (эффективные, надежные). Для осуществления (реализации) этого способа существования нет необходимости в каких бы то ни было посредниках между человеком и окружающей средой. Мозг человека – главный центр транслировования, обработки и ретранслирования всех внешних и внутренних (для мозга) Сигналов.
4. Необходимым условием для устойчивого существования всей цивилизации является взаимосогласованный способ существования ее субъектов – всего коллектива (следствие из пункта 1).
Отсюда следует необходимость следующей гипотезы для субъектов
5. Человек – существо социальное(субъект коллектива). Это свойство является необходимым для реализации устойчивого существование его самого и всей цивилизации (как одной из фом материи) в целом.
6.«Быть социальным» (частью коллектива) - это способ существования (один из способов или часть одного целого способа) его самого и всей цивилизации в целом.
7.Средство, с помощью которого он реализует свое свойство (необходимую для его устойчивого существования потребность) «быть социальным» называется Язык. Язык является необходимым посредником (промежуточным звеном) в реализации способа взаимодействия между субъектами цивилизации, включающего как вербальный так и все формы невербального взаимодействия, в котором принимают участие все органы восприятия и воспроизведения Сигналов. К таким формам взаимодейстыия относятся визуальная, звуковая, тактильная, вкусовая, обонятельная, тепловая и т.д., т.е. все возможные формы, при которых происходит изменение ощущений одного из субъектов, возникающих при непосредственном воздействии на его органы чувств другим.
Отсюда единый полный и непротиворечивый Язык для субъектов цивилизации – это не роскошь, а средство для учтойчивого существования цивилизации как коллектива субъектов. Из этого же необходимо исходить для формирования оснований такого Языка, т.е. при выборе «объектов» или предметов и методов его построения. Следует заметить, что его визуальная составляющая (наглядность) доминирует в эффективности взаимодействия.
В этой связи мат.логике может отводиться только вполне определенная роль (хоть и немаловажная), но в формировании (в основаниях) Языка должны участвовать и другие средства, в том числе связанные не только с мышлением, но и воображением. Да и сама мат.логика должна учитывать человеческие возможности. Например, человек может путем сложных экстраполяциий способов своего рассуждения получать мысленные (математические и не только математические) объекты, не являющиеся экспериментально наблюдаемыми. Причем это относится и к интуиционистам и последователям классической логики. Возможно стоит построить две такие системы, «пересечение» которых и давало бы то, что наблюдается в эксперименте.
Возможен, примерно, такой подход к основаниям математики?

 Профиль  
                  
 
 Re: Основания математики - элементарное рассмотрение
Сообщение10.02.2011, 14:37 


21/12/10
152
Цитата:
В настоящее время в основании (в фундаменте) математики как науки лежат примерно такие философско-гносеологически обоснованные постулаты:
1) - способность взаимодействия человека с внешней средой определяется его мышлением (способностью мыслить);
2) - законы мышления человеком в наиболее общей форме отражает математическая логика;
3) - математика – это наука, изучающая законы мышления (= взаимодействия; = мат.логики).
Отсюда ее предмет и метод.


1) Не учтена роль подсознания и неосознаваемых процессов на механизм взаимодействия со средой и ее познания. Основная часть работы 99% может протекать вне сознания. Не учтено что в среде могут быть недоступные познанию/взаимодействию объекты. Принцип неопределенностей.
2) Только случаи полностью осознаваемых рассуждений при наличии всех необходимых данных. Нельзя сформулировать "один математик загадал число, но не сказал второму математику какое именно". Потому объекты, меняющие свои свойства при их упоминании, не могут быть рассмотрены математической логикой.
3) Математика изучает знание, которое полностью определяется из синтаксиса. При манипулировании таким знанием никакая внешняя информация не должно привлекаться. Отсюда наличие "логических катастроф" в квантовой механике, когда для продолжения рассуждений необходимо получить реальные данные измерений. Коллапс волновой функции.

Цитата:
Для гносеологии недопустимо, что истинным является А или не-А. Поскольку познать можно только одно относительного другого, а для этого должны существовать оба.
Т.е не возможно существование никакого А, если нельзя указать от него отличное.


Очень интересно. А где о таком можно почитать?

 Профиль  
                  
 
 Re: Основания математики - элементарное рассмотрение
Сообщение15.02.2011, 22:39 


17/10/08

1313
Язык математики не так плох, каким его малюют. Например, для шахмат, задачу математически можно поставить так, чтобы результатом ее решения был бы «практический» алгоритм игры. Я не знаю ни одного человека (кроме себя), который бы мог это сделать. Особого ума здесь не нужно – кроме некоторого навыка, требуется понимание главных идей математики. А вот с этим то и проблемы... Отсюда следует еще одна проблема: люди не могут отличить «мусор» от реальных идей и результатов. Если я объясню, как математически решать проблему шахматной программы, то это будет воспринято как мусор. Пока человек сам не потратит время на задачу – объяснять бесполезно.

Как бы то ни было, многие задачи искусственного интеллекта описываются языком математики. Т.е. язык математики вполне пригоден для общения с ИИ, хотя бы в «начальной фазе».

Благодаря основаниям математики, есть «метод» решения почти всех задач, в том числе и задач ИИ. Проблема только в эффективности. С ней можно бороться вручную, постепенно расширяя круг хорошо решаемых задач. А можно математически задачу поставить так, чтобы компьютер боролся сам с этой проблемой. Но, опять же, чтобы это хотя бы начать обсуждать, нужно понимание основных идей математики. Речь, в первую очередь, идет именно об идеях, а не общем объеме математических знаний.

Конечно, не претендую на истину в последней инстанции – это только мое мнение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Основания математики - элементарное рассмотрение
Сообщение16.02.2011, 10:01 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


21/12/05
5931
Новосибирск
mserg в сообщении #413428 писал(а):
Язык математики не так плох, каким его малюют.

А кто его так малюет?
mserg в сообщении #413428 писал(а):
Например, для шахмат, задачу математически можно поставить ... Особого ума здесь не нужно

Но
mserg в сообщении #413428 писал(а):
требуется понимание главных идей математики. А вот с этим то и проблемы...
:D
Вот так вот - проще всего, оказывается судить о той области, в которой не разбираешься.

 Профиль  
                  
 
 Re: Основания математики - элементарное рассмотрение
Сообщение16.02.2011, 13:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/12/05
3542
Швеция
mserg в сообщении #413428 писал(а):
Я не знаю ни одного человека (кроме себя), который бы мог это сделать. Особого ума здесь не нужно

Самокритичный вы наш!!!

 Профиль  
                  
 
 Re: Основания математики - элементарное рассмотрение
Сообщение16.02.2011, 14:13 


17/10/08

1313
Ну, так, покажите математическую формулировку игры в шахматы. Хотя бы словесное описание.

 Профиль  
                  
 
 Re: Основания математики - элементарное рассмотрение
Сообщение16.02.2011, 15:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/12/05
3542
Швеция
mserg в сообщении #413613 писал(а):
Ну, так, покажите математическую формулировку игры в шахматы. Хотя бы словесное описание.


Нет нужды изобретать велосипед. Популярно написано в книге
Анатолий Евгеньевич Карпов, Евгений Яковлевич Гик.
Шахматный калейдоскоп.
, а в непростых деталях
М. Ботвинник
Алгоритм игры в шахматы

Ботвинник. О кибернетической цели игры

и тьма более свежих ссылок на http://atimopheyev.narod.ru/AfterPIONEER/info/PIONEER/1.htm

а работающих реализаций этих математических моделей уже есть без счету.

 Профиль  
                  
 
 Re: Основания математики - элементарное рассмотрение
Сообщение16.02.2011, 20:03 


15/10/09
1344
shwedka в сообщении #413645 писал(а):
mserg в сообщении #413613 писал(а):
Ну, так, покажите математическую формулировку игры в шахматы. Хотя бы словесное описание.


Нет нужды изобретать велосипед. Популярно написано в книге
Анатолий Евгеньевич Карпов, Евгений Яковлевич Гик.
Шахматный калейдоскоп.
, а в непростых деталях
М. Ботвинник
Алгоритм игры в шахматы

Ботвинник. О кибернетической цели игры

и тьма более свежих ссылок на http://atimopheyev.narod.ru/AfterPIONEER/info/PIONEER/1.htm

а работающих реализаций этих математических моделей уже есть без счету.
Блин, не читал.

Но могу подтвердить, что шахматы - это, в смысле математики, элементарно. Даже лень писать формулы. Дерево игры - максимум каждого игрока на каждом ходе. И че исчо? Ничо!

Другой вопрос - дерево великовато. Но это вопрос не к математике.

 Профиль  
                  
 
 Re: Основания математики - элементарное рассмотрение
Сообщение16.02.2011, 20:37 


17/10/08

1313
Shwedka, какое отношение ваш ответ имеет к моему вопросу?

Речь шла о возможности использования языка математики для общения с искусственным интеллектом. Представим себе, что ИИ – это программа, которая решает задачи, сформулированные на языке математики. Мы должны «прийти» к этому ИИ, в математическом виде сформулировать задачу игры в шахматы. Т.е. сказать ему в математическом виде: вот правила игры, вот база сыгранных партий, вот параметры производительности компьютера, на котором мы будем его использовать, и т.п. На выходе ИИ должен выдать алгоритм в соответствии с нашими требованиями.

Речь идет о постановке задачи, где алгоритм игры в шахматы есть объект поиска при решении задачи. Вы же мне прислали ссылки не на постановку задачи, а на уже готовые алгоритмы.

Симптом непонимания идей математики состоит в следующем. Люди не могут математически сформулировать требования к алгоритму игры в шахматы. И практически ни к какой другой задаче ИИ. Отсюда делают вывод, что язык математики не годен для ИИ, что задачи нечеткие, нематематические, и т.п. бред.

 Профиль  
                  
 
 Re: Основания математики - элементарное рассмотрение
Сообщение17.02.2011, 14:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/12/05
3542
Швеция
mserg в сообщении #413800 писал(а):
Речь идет о постановке задачи, где алгоритм игры в шахматы есть объект поиска при решении задачи.

Ну, это уже совсем неинтересно. Алгоримов уже полным полно,
а Вы предлагаете об этом забыть и начать искать заново. То есть играть не в шахматы, а в поддавки. И, более того, даже не искать алгоритм, а ставить задачу о поиске алгоритма. То есть, позавчерашний день. Можете сделать еще шаг назад и изучать вопрос о принципах постановки задачи о постановке задачи о поиске алгоритма. и еще шаг назад. и еще шаг назад.....

 Профиль  
                  
 
 Re: Основания математики - элементарное рассмотрение
Сообщение17.02.2011, 23:09 


17/10/08

1313
Такие смешные сообщения оставляете...

Извиняюсь, что пишу одно и то же в третий раз. Выясняемый вопрос: годится ли язык математики для общения с искусственным интеллектом? Т.е. насколько много задач из реальной жизни можно сформулировать математическим языком. Насколько точно мы можем сформулировать то, что хотим получить.

Когда задаются такие вопросы, то для их прояснения можно взять задачи из реальной жизни и попробовать их сформулировать. Шахматы, одна из простых для объяснения задач, просто попались под руку. Наличие готовых шахматных программ ну никак не мешают попытке описать шахматы математически.

Когнитивный диссонанс у «математиков» вызывает тот факт, что «искомый» объект – алгоритм; в критерий задачи входит объем потребляемых ресурсов и т.п. Вообще-то еще нужно чтобы программа играла «умно» и это тоже нужно сформулировать математически.

 Профиль  
                  
 
 Re: Основания математики - элементарное рассмотрение
Сообщение19.02.2011, 14:58 


21/12/10
152
Собрались два программиста:
- Давай поговорим о том, как программисты мыслят?
- Ну давай.
- Вот алгоритм сортировки массива методом поплавка, его и будем анализировать.
- А при чем тут метод поплавка? Какое отношение он имеет к сознанию программиста?
- Да никакого, просто метод поплавка не составляет труда обсудить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Основания математики - элементарное рассмотрение
Сообщение22.02.2011, 00:27 


17/10/08

1313
К сожалению, без проблем метеоризма на форумах не обходится. Тем более, на научных.

to vek88.
В реальных задачах ресурсы всегда ограничены. Из-за космической ресурсоемкости, описание схемы перебора всех шахматных ходов не является реальной математической постановкой задачи. Это математический метеоризм.
Признание невозможности перебрать все ходы – стартовая точка в реальном математическом описании игры в шахматы. И практически во всех реальных задачах с вариантами.
Как, Вы, очевидно/возможно, уже понимаете, искомый математический объект в шахматах – это алгоритм (функция). Исходные данные для задачи – множество сыгранных партий.

Есть тут еще одна тонкость. Если математическое описание игры в шахматы будет сделано, то точное нахождение перебором оптимального алгоритма (функции) может потребовать ресурсов больше, чем перебрать все шахматные партии. Здесь на счет этого особо «париться» не стоит. Если будут формальные (математические) описания задач ИИ, то станет возможным разрабатывать методы их решения, в том числе подходящие для классов задач.

P.S. Т.к. ограничение ресурсоемкости – неотъемлемая часть реальных задач, то почему бы не развивать/дополнить основания математики в этом направлении?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 512 ]  На страницу Пред.  1 ... 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 ... 35  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group