Здрасте всем!
Сразу вопрос, после четырех страниц обсуждения, будьте добры определите термин использующийся в названии ветки – «униполярное поле».
Далее, извините за излишние цитирование, но как мне кажется, я выбрал основные тезисы из двух сформировывающихся описания процесса униполярной индукции.
Без магнитов диск у меня вообще не крутился 
В униполярном двигателе два участка токовой цепи - внутри магнита и снаружи.
И две пары мометов - участок внутри-магнит и участок снаружи-магнит.
Реактивный момент прикладывается к внешней части цепи с током. 
Т.е. от магнита ничего не зависит? А вот kukira, Вам как раз об обратном и говорит.
Реактивный момент в ДПТ вызван взаимодейстием магнитного поля контура с током(ротора) и магнитного поля статора.
 <…>
Если выполнить рамку каким-то образом, что бы ее магнитное поле не имело крутящего момента относительно магнитного поля статора, то и небыло бы реактивного момента. Что собственно и происходит в униполярном двигателе. Там нет рамки, соответственно и нет реактивного момента на статор.
Как это нет – нет замкнутого контура с током? Есть, т.е. и реакция должна быть.
 Рассмотрим еще раз заряд, который движется в магнитном поле со скоростью 

. На заряд действует сила Лоренца. Как я уже писал она направлена перпендикулярно к плоскости в которой лежат 

 и 

. Поскольку сила Лоренца всегда направлена препендикулярно к скорости частицы, она работы над ней 
не совершает и 
 не изменяет  ее энергию. Однако она изменяет направление скорости. Т.е. частица меняет свою траекторию под действием силы Лоренца. (На рисунке показан отрицательный заряд)

Ответьте мне на вопрос куда направлена сила противодействия ?
  
Вы ждете реакции магнита на проводник с током. А реакция внутри проводника, на силу приводящую в движение заряды.
Т.е. реакция перпендикулярна силе?
Вот, т.е. есть два мнения:
1.	Vallav утверждает, что реакция между статором и ротором которыми являются диск и внешняя цепь контура.
Это пожалуй самое распространенное объяснение униполярной индукции, потому как качественно вроде все сходится, но…
Вопрос №1 – причем тогда магнит? И чем он «сильнее», тем сильнее взаимодействие.
Ответ обычно такой - магнит является «посредником», т.е. статор отталкивается от магнита, и ротор отталкивается от магнита – каждый не видя друг друга.
Тогда следующий вопрос – а если статор и ротор имеют разную индуктивность? Т.е. симметрия пропадает относительно магнита.
И еще если эта теория самодостаточна, то в описанном и проведенным (для скептиков) опыте (ветка « Униполярный генератор Фарадея» 
этот пост, от Чт янв 20, 2011 16:42 ) должно наблюдаться вращение, а его нет.
Еще один аргумент против:
Вот по 
этой ссылке  есть плакат – «Униполярная индукция», на нем рассмотрим один из рисунков 

Сначала обратите внимание, что в формуле нет зависимости от подводящих проводов (ни качественных, ни количественных характеристик).
Теперь немного переделаем опыт припаяем контакт в точке «А», а из отрезка «ВС» сделаем рельс, и точки «В» и «С» сделаем скользящими по рельсу контактами. Вопрос – уменьшится ли в два раза, в данном случае, ЭДС? А ведь «реакция» (по версии №1) статора на ротор уменьшилась в два раза. 
Теперь версия №2:
Как я понял tvman, говорит, что реакция появляется в увеличении сопротивления проводника. Тут я согласен, но остается проблема в том что нарушается Третий закон Ньютона – «сила действия равна по модулю и противоположна по направлению силе противодействия». А получается сила перпендикулярна реакции…
У меня есть третье мнение, но он идет в разрез постулату, что ток проводимости производит магнитное поле непосредственно (в школе так учат). ИМХО, есть  посредники.
Я не очень-то грамотный, поэтому не хочу впадать в неаргументированные фантазии….
Могу лишь предположить, что ответ нужно искать в магнитных моментах элементарных частиц. Возможно, униполярная индукция сродни 
эффекту Эйнштейна - де Хааза