2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: Задачки по алгебре
Сообщение04.02.2011, 15:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/01/10
2015
5.2. А индукцией можно? В $\mathbb Z_p$ для $a=0$, $a^p-a=0$. Пусть $a^p-a=0$ верно, тогда $(a+1)^p-(a+1)=a^p+1-a-1=a^p-a=0$. Что-то слишком просто :?

(Про традиции)

Почему поле $\mathbb Z_p$ определяют через классы эквивалентности по отношению сравнимости остатков. Почему бы по-простому: $(\{0,1,...,p-1\},\oplus,\odot)$, где $\oplus$ -- сложение по модулю $p$, $\odot$ -- умножение по модулю $p$. Ведь всё равно же скобки $[~]_p$ опускают, так почему бы от них в корне не избавиться?

VAL в сообщении #408924 писал(а):
надо показать, что 1 принадлежит подполю.

Ну в подполе $(\mathbb Q,+,\times)$ операция $\times$ должна быть та же, то есть обычная операция умножения. И единица для неё обычная $1\in\mathbb Q$. Не?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачки по алгебре
Сообщение04.02.2011, 15:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
caxap в сообщении #408956 писал(а):
А индукцией можно?
Можно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачки по алгебре
Сообщение04.02.2011, 16:24 
Заслуженный участник


27/06/08
4058
Волгоград
caxap в сообщении #408956 писал(а):
5.2. А индукцией можно? В $\mathbb Z_p$ для $a=0$, $a^p-a=0$. Пусть $a^p-a=0$ верно, тогда $(a+1)^p-(a+1)=a^p+1-a-1=a^p-a=0$. Что-то слишком просто :?
Можно, наверное. Хотя индукция в $\mathbb Z_p$... - это как-то неожиданно. Оно ведь даже упорядоченным не является. Но учитывая, упорядеченность представителей класов, пожалуй можно так доказать.
Но как я советовал - точно можно :)
Цитата:

(Про традиции)

Почему поле $\mathbb Z_p$ определяют через классы эквивалентности по отношению сравнимости остатков. Почему бы по-простому: $(\{0,1,...,p-1\},\oplus,\odot)$, где $\oplus$ -- сложение по модулю $p$, $\odot$ -- умножение по модулю $p$. Ведь всё равно же скобки $[~]_p$ опускают, так почему бы от них в корне не избавиться?

(Оффтоп)

Во-первых, классическая структура факторкольца (факторгруппы, фактормодуля, факторпространства...) - это переход к классам.
А во-вторых, в корне все равно не избавиться. Иначе как по модулю считать? Для каждого модуля таблицу умножения и сложения наизусть запоминать что ли?!
Цитата:
VAL в сообщении #408924 писал(а):
надо показать, что 1 принадлежит подполю.

Ну в подполе $(\mathbb Q,+,\times)$ операция $\times$ должна быть та же, то есть обычная операция умножения. И единица для неё обычная $1\in\mathbb Q$. Не?
Почитайте еще раз мой пример. Там в подполе кольца $\mathbb Z_{20}$ операция та же самая, а единица другая. Если исходное кольцо поле - так быть не может. Но именно это и нуждается в обосновании.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачки по алгебре
Сообщение04.02.2011, 16:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/01/10
2015
VAL в сообщении #408993 писал(а):
Оно ведь даже упорядоченным не является.

Но мы ведь для любого $a$ можно постепенно опускаться вниз, пока не дойдём до базы индукции $a=0$, для которого утверждение верно.

(Оффтоп)

VAL в сообщении #408993 писал(а):
операция та же самая, а единица другая.

Но умножение в $\mathbb Q$ как бы "монотонное", а умножение по модулю нет. В указанном вами подкольце, умножая 4 на 16 мы получаем снова 4 из-за "переполнения", т.к. результат берём по остатку. С обычным умножением мы не можем умножить число на некоторое $e\neq1\in\mathbb Q$ и получить его же.
В этом хотя бы доля истины есть?

VAL в сообщении #408993 писал(а):
Если исходное кольцо поле - так быть не может.

Перебираю все отличия: коммутативность умножение -- наверное, нет; ассоциативность умножения -- тоже. Остаётся наличие обратных элементов. Но как это может повлиять на то, что у подполя не может единица быть другой... :?: (Смотря на ваш пример, мне только интуитивно кажется, что различие единиц связано больше с операцией умножения, чем с самой структурой поля. :? )

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачки по алгебре
Сообщение04.02.2011, 17:21 
Заслуженный участник


27/06/08
4058
Волгоград
caxap в сообщении #409014 писал(а):

(Оффтоп)

VAL в сообщении #408993 писал(а):
операция та же самая, а единица другая.

Но умножение в $\mathbb Q$ как бы "монотонное", а умножение по модулю нет. В указанном вами подкольце, умножая 4 на 16 мы получаем снова 4 из-за "переполнения", т.к. результат берём по остатку. С обычным умножением мы не можем умножить число на некоторое $e\neq1\in\mathbb Q$ и получить его же.
В этом хотя бы доля истины есть?
Выхожу из подполья :) Поскольку никакого оффтопика не вижу.
"Переполнение" тут не причем. Возьмите, например кольцо квадратных 2х2 матриц с элементами из $\mathbb R$, а в нем подполе из матриц, в которых единственный ненулевой элемент будет в левом верхнем углу. Там тоже появится новая единица, отличная от единичной матрицы, хотя никакого переполнения нет.
Цитата:
VAL в сообщении #408993 писал(а):
Если исходное кольцо поле - так быть не может.

Перебираю все отличия: коммутативность умножение -- наверное, нет; ассоциативность умножения -- тоже. Остаётся наличие обратных элементов. Но как это может повлиять на то, что у подполя не может единица быть другой... :?:
Может, может!

-- 04 фев 2011, 17:23 --

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачки по алгебре
Сообщение05.02.2011, 10:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/01/10
2015
Пусть элемент $a$ принадлежит полю и его подполю, тогда и в поле и в подполе будет $a\cdot a^{-1}=1$. :?:

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачки по алгебре
Сообщение05.02.2011, 10:56 
Заслуженный участник


27/06/08
4058
Волгоград
caxap в сообщении #409230 писал(а):
Пусть элемент $a$ принадлежит полю и его подполю, тогда и в поле и в подполе будет $a\cdot a^{-1}=1$. :?:

Аккуратнее так:
Пусть $e$ - единица поля, $\epsilon$ - единица подполя и $a$ - ненулевой элемент подполя. Тогда $a=ae=a\epsilon$, откуда умножением на обратный к $a$ получим $e=\epsilon$.
В кольце такое рассуждение не пройдет. Посмотрите мои примеры (и $\mathbb Z_{20}$, и с матрицами), там всякий раз все элементы подполя не являются обратимыми в основном кольце.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачки по алгебре
Сообщение05.02.2011, 11:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/01/10
2015
Спасибо. Ещё задачка 5.1 осталась (в ней я забыл написать: там рассматривается кольцо $\mathbb Z_n$).

-- 05 фев 2011, 11:16 --

VAL в сообщении #409235 писал(а):
откуда умножением на обратный к $a$

Извиняюсь за тупизм, но то, что $a^{-1}$ в поле и подполе одинаковы, должно быть очевидно?.. Обратный в поле -- это такое $a^{-1}$, то $a\cdot a^{-1}=e$, а в подполе -- такое $a^{-1}$, то $a\cdot a^{-1}=\epsilon$. Но то, что $e=\epsilon$ ещё не доказано.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачки по алгебре
Сообщение05.02.2011, 11:17 
Заслуженный участник


27/06/08
4058
Волгоград
caxap в сообщении #409237 писал(а):
Спасибо.
"Спасибом" не отделаетесь! :) Вот задачка на закрепление:
Сколько подполей в кольце $\mathbb Z_n$?
Цитата:
Ещё задачка 5.1 осталась (в ней я забыл написать: там рассматривается кольцо $\mathbb Z_n$).
Я догадался.
Там по сути все правильно. Я бы написал так.
И необходимость и достаточность являются очевидными следствиями основного свойства взаимно простых целых чисел (более обще, взаимно простых элементов области главных идеалов): элементы взаимно просты тогда и только тогда, когда единица представляется в виде их линейной комбинации.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачки по алгебре
Сообщение05.02.2011, 11:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/01/10
2015
VAL, а там дополнил предыдущее сообщение. Посмотрите, пожалуйста.

VAL в сообщении #409242 писал(а):
Сколько подполей в кольце $\mathbb Z_n$?

По-моему, каждое подполе только названиями элементов отличается от какого-то $\mathbb Z_p$ (???). Например, $\{[0]_{20},[4]_{20},[8]_{20},[12]_{20},[16]_{20},\}$ аналогично $\{[0]_5,[4]_5,[3]_5,[2]_5,[1]_5\}$. Но $\mathbb Z_p$ поле $\iff$ $p$ простое. То есть подполей столько же, сколько простых чисел $\le n$.

-- 05 фев 2011, 11:51 --

А хотя нет. Все элементы подполя должны быть кратны минимальному элементу подполя, т. к. из этого минимального элемента $a$ можно получить $a+a$, $a+a+a$,... То есть из всех простых чисел $\le n$ нужно выбрать те, на которые делится $n$. Их число = количеству подполей. (Для $\mathbb Z_{20}$ получается два подполя (из двух и пяти элементов) + ещё одно, равное всему $\mathbb Z_{20}$.) Не?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачки по алгебре
Сообщение05.02.2011, 12:38 
Заслуженный участник


27/06/08
4058
Волгоград
caxap в сообщении #409251 писал(а):
VAL, а там дополнил предыдущее сообщение. Посмотрите, пожалуйста.
А чем Вам не понравилось мое доказательство?
Цитата:

VAL в сообщении #409242 писал(а):
Сколько подполей в кольце $\mathbb Z_n$?

По-моему, каждое подполе только названиями элементов отличается от какого-то $\mathbb Z_p$ (???). Например, $\{[0]_{20},[4]_{20},[8]_{20},[12]_{20},[16]_{20},\}$ аналогично $\{[0]_5,[4]_5,[3]_5,[2]_5,[1]_5\}$. Но $\mathbb Z_p$ поле $\iff$ $p$ простое. То есть подполей столько же, сколько простых чисел $\le n$.
Смело! :)
Цитата:

-- 05 фев 2011, 11:51 --

А хотя нет. Все элементы подполя должны быть кратны минимальному элементу подполя, т. к. из этого минимального элемента $a$ можно получить $a+a$, $a+a+a$,... То есть из всех простых чисел $\le n$ нужно выбрать те, на которые делится $n$. Их число = количеству подполей.
Уже лучше. Но...
Цитата:
(Для $\mathbb Z_{20}$ получается два подполя (из двух и пяти элементов) + ещё одно, равное всему $\mathbb Z_{20}$.) Не?
Тогда приведите в $\mathbb Z_{20}$ пример подполя из двух элементов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачки по алгебре
Сообщение05.02.2011, 13:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/01/10
2015
VAL в сообщении #409262 писал(а):
А чем Вам не понравилось мое доказательство?

Не то, чтобы не понравилось, но
caxap в сообщении #409237 писал(а):
то, что $a^{-1}$ в поле и подполе одинаковы, должно быть очевидно?.. Обратный в поле -- это такое $a^{-1}$, то $a\cdot a^{-1}=e$, а в подполе -- такое $a^{-1}$, то $a\cdot a^{-1}=\epsilon$. Но то, что $e=\epsilon$ ещё не доказано.

VAL в сообщении #409262 писал(а):
Тогда приведите в пример в $\mathbb Z_{20}$ подполя из двух элементов.

Наверно нет такого. Ну там у меня хотя бы что-то в верном направлении было?

Про связь с $\mathbb Z_p$: получается, что больше чем $\pi(n)$ (кол-во простых чисел, не больших $n$) подполей у $\mathbb Z_n$ быть не может. Далее, из числа этих простых чисел исключаются те, что не делят $n$. До сюда верно?

-- 05 фев 2011, 14:33 --

Ой, про $\mathbb Z_p$ вообще пурга. Оказывается, бывают поля и не простой мощности....

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачки по алгебре
Сообщение05.02.2011, 15:10 
Заслуженный участник


27/06/08
4058
Волгоград
caxap в сообщении #409288 писал(а):
VAL в сообщении #409262 писал(а):
А чем Вам не понравилось мое доказательство?

Не то, чтобы не понравилось, но
caxap в сообщении #409237 писал(а):
то, что $a^{-1}$ в поле и подполе одинаковы, должно быть очевидно?.. Обратный в поле -- это такое $a^{-1}$, то $a\cdot a^{-1}=e$, а в подполе -- такое $a^{-1}$, то $a\cdot a^{-1}=\epsilon$. Но то, что $e=\epsilon$ ещё не доказано.
Я это читал.
А Вы - вот это? (В порядке войны цитат :D )
Цитата:
Пусть $e$ - единица поля, $\epsilon$ - единица подполя и $a$ - ненулевой элемент подполя. Тогда $a=ae=a\epsilon$, откуда умножением на обратный к $a$ получим $e=\epsilon$.
Что тут не доказано?
Цитата:
VAL в сообщении #409262 писал(а):
Тогда приведите в пример в $\mathbb Z_{20}$ подполя из двух элементов.

Наверно нет такого. Ну там у меня хотя бы что-то в верном направлении было?

Про связь с $\mathbb Z_p$: получается, что больше чем $\pi(n)$ (кол-во простых чисел, не больших $n$) подполей у $\mathbb Z_n$ быть не может. Далее, из числа этих простых чисел исключаются те, что не делят $n$. До сюда верно?
Ну, разумеется, имеет смысл рассматривать только делители $n$.
Цитата:
-- 05 фев 2011, 14:33 --

Ой, про $\mathbb Z_p$ вообще пурга. Оказывается, бывают поля и не простой мощности....
Бывают. Но не в $\mathbb Z_n$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачки по алгебре
Сообщение05.02.2011, 18:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/01/10
2015
VAL в сообщении #409334 писал(а):
Ну, разумеется, имеет смысл рассматривать только делители $n$

А можно маааленькую подсказку, как их всех делителей отобрать подходящие? Не получается ничего :-(

(Про обозначения)

Я верно понимаю, что векторное пространство над полем $K$ -- это четвёрка $(V,K,+,\cdot)$ ($V$ -- мн. векторов, $+$ сложение векторов, $\cdot$ умножение в-ра на скаляр). А алгебра над $K$ -- это $(V,K,+,\times,\cdot)$ ($\times$ -- умножение векторов)?

Не подскажите какой-нибудь учебник (если вообще такой есть, мои поиски не увенчались успехом) уровня Винберга и Кострикина, где бы не опускались строгости (типа поле рац. чисел -- это не $\mathbb Q$, а $(\mathbb Q,+,\cdot)$, или в определении изоморфизма: не $\varphi(a+b)=\varphi(a)+\varphi(b)$, а $\varphi(a+b)=\varphi(a)\oplus\varphi(b)$ (где $+,\oplus$ -- операции сложения в рассматриваемых структурах), а если и опускались, то с оговоркой. Авторы, как алгебраисты с опытом, такие тонкости опускают, но лично мне, как впервые знакомящимся с алгеброй, лучше чтобы они хотя бы на первых порах присутствовали. А то сразу небольшая каша в голове: у того же Винберга смешиваются обозначения чисел и векторов (в частности, $0$), разные операции обозначаются одинаково (в частности, сложение векторов и скаляров) и т. д. В задачах типа "доказать, что двумерная алгебра над полем $\mathbb Z_2$ с базисом бла-бла-бла и таблицей умножения бубубу является полем" мне требуется несколько минут, чтобы просто понять -- что от меня хотят (как это алгебра может быть полем? это же разные структуры вообще: потом доходит, что надо выбрать из структуры алгебры необходимые элементы (в смысле множество и две операции) и показать, что они образуют поле) и т. д. Я просмотрел почти весь список литературы из Винберга и Кострикина. Во всех учебниках пишут в таком же вольном стиле.

Вот мой идеал изложения: http://www.fipm.ru/affinpr.shtml , ищу что-то в этом роде.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачки по алгебре
Сообщение05.02.2011, 20:39 
Заслуженный участник


27/06/08
4058
Волгоград
caxap в сообщении #409420 писал(а):
VAL в сообщении #409334 писал(а):
Ну, разумеется, имеет смысл рассматривать только делители $n$

А можно маааленькую подсказку, как их всех делителей отобрать подходящие? Не получается ничего :-(
1. Каждому делителю числа n соответствует ровно одно кодкольцо кольца $\mathbb Z_n$.
2. Для того, чтобы подкольцо было полем в нем:
a) должна быть единица;
б) не должно быть делителей нуля.
Роль единицы должен исполнять идемпотент, т.е. элемент, квадрат которого равен ему.
Делителей нуля не должно быть именно внутри подкольца. При этом элементы подкольца, рассматриваемые в исходном кольце, вполне могут быть делителями нуля.
Цитата:

(Про обозначения)

Я верно понимаю, что векторное пространство над полем $K$ -- это четвёрка $(V,K,+,\cdot)$ ($V$ -- мн. векторов, $+$ сложение векторов, $\cdot$ умножение в-ра на скаляр). А алгебра над $K$ -- это $(V,K,+,\times,\cdot)$ ($\times$ -- умножение векторов)?
Не подскажите какой-нибудь учебник (если вообще такой есть, мои поиски не увенчались успехом) уровня Винберга и Кострикина, где бы не опускались строгости (типа поле рац. чисел -- это не $\mathbb Q$, а $(\mathbb Q,+,\cdot)$, или в определении изоморфизма: не $\varphi(a+b)=\varphi(a)+\varphi(b)$, а $\varphi(a+b)=\varphi(a)\oplus\varphi(b)$ (где $+,\oplus$ -- операции сложения в рассматриваемых структурах), а если и опускались, то с оговоркой. Авторы, как алгебраисты с опытом, такие тонкости опускают, но лично мне, как впервые знакомящимся с алгеброй, лучше чтобы они хотя бы на первых порах присутствовали. А то сразу небольшая каша в голове: у того же Винберга смешиваются обозначения чисел и векторов (в частности, $0$), разные операции обозначаются одинаково (в частности, сложение векторов и скаляров) и т. д. В задачах типа "доказать, что двумерная алгебра над полем $\mathbb Z_2$ с базисом бла-бла-бла и таблицей умножения бубубу является полем" мне требуется несколько минут, чтобы просто понять -- что от меня хотят (как это алгебра может быть полем? это же разные структуры вообще: потом доходит, что надо выбрать из структуры алгебры необходимые элементы (в смысле множество и две операции) и показать, что они образуют поле) и т. д. Я просмотрел почти весь список литературы из Винберга и Кострикина. Во всех учебниках пишут в таком же вольном стиле.

Вот мой идеал изложения: http://www.fipm.ru/affinpr.shtml , ищу что-то в этом роде.

(Оффтоп)

Ну сложение практически везде одинаково означают. Может, быть есть книжки, где это не так. Но я таковых не припоминаю. Мне кажется важнее, не строгость обозначений, а понятность последующих примеров и разъяснений. Сам я изучал алгебру сначала по лекциям, а по позже по классике: Ван дер Варден и Ленг. Позже (уже преподавая) использовал книжки Куликова и Калужнина. Из более поздних Глухов, Елизаров, Нечаев, вроде бы, неплохая книжка. "Вроде бы" - потому что толком не читал, так, по диагонали. Очень хорошее алгебраическое введение в двухтомнике Лидла и Нидеррайтера"Конечные поля".

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 58 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group