2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
 смысл жизни всего человечества
Сообщение26.07.2025, 16:10 
С моей точки зрения смысл жизни всего человечества - это познание мира, развитие науки. Все остальное - это вспомогательные элементы. Диалектики называли сознание человека высшей степенью отражения. Развитие науки имеет смысл по двум причинам: 1) гносеологической, то есть познавательной и 2) онтологической - то есть бытийной, поскольку наука очень сильно влияет на уровень жизни человека, особенно в последнее время. Нобелевский лауреат по физике 1965-го года Ричард Фейнман говорил, что изобретение электричества дало человечеству больше, чем результаты Великой Французской революции. Это не отменяет того, что хорошему физику или математику неплохо иметь и хорошее гуманитарное образование.

 
 
 
 Re: Футурологические прогнозы
Сообщение26.07.2025, 17:04 
Rasool в сообщении #1695443 писал(а):
С моей точки зрения смысл жизни всего человечества


А сами люди себе смысл жизнь уже определить не могут? Ну или вовсе обойтись без него?

И какое отношение это имеет к теме футурологических прогнозов?

 
 
 
 Re: Футурологические прогнозы
Сообщение26.07.2025, 17:34 
Ghost_of_past в сообщении #1695446 писал(а):
Rasool в сообщении #1695443 писал(а):
С моей точки зрения смысл жизни всего человечества

А сами люди себе смысл жизнь уже определить не могут? Ну или вовсе обойтись без него?

Приведу пример в области биологической эволюции. Цель каждого организма - это выжить и размножиться. В совокупности естественная эволюция живых организмов привела к тому, что жизнь в на планете все усложнялась и в конце-концов привела к появлению разума.
Так и среди людей - у них обычные цели: вырасти, учиться, зарабатывать деньги, родить и воспитать детей. Но среди людей есть и ученые, которые как раз и двигают общий научно-технический прогресс вперед.
Ghost_of_past в сообщении #1695446 писал(а):
И какое отношение это имеет к теме футурологических прогнозов?

А прогнозы и делают попытки предсказать основные тренды будущего развития человечества, которые можно обозначить как "достижение естественных целей человечества".

 
 
 
 Re: Футурологические прогнозы
Сообщение26.07.2025, 19:20 
Rasool в сообщении #1695449 писал(а):
Приведу пример в области биологической эволюции


Не надо приводить примеры из биологической эволюции, потому что социальная и культурная эволюция - другой процесс. И этот процесс в любом случае не имеет никакого отношения к тому, что у человечества есть общий на всех культурный смысл жизни - такого смысла нет.

Rasool в сообщении #1695449 писал(а):
А прогнозы и делают попытки предсказать основные тренды будущего развития человечества


В Ваших постах в данной теме никаких прогнозов толком и не было. А уж в посте выше про смысл жизни человечества их не было тем более.

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение26.07.2025, 19:50 
Аватара пользователя
Rasool в сообщении #1695443 писал(а):
С моей точки зрения смысл жизни всего человечества - это познание мира, развитие науки
А с моей - создание рюмки коньяка с ломтиком лимона. Как будем определять, кто прав?

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение26.07.2025, 20:21 
Аватара пользователя
Смысл жизни в ней самой, а также в том, что в ней нет смысла. Не знаю, говорил ли нечто подобное "кто-то великий", но как рабочая гипотеза вполне сойдёт.

Кстати, от чрезмерного поиска смысла жизни хорошо помогают таблетки. Но для их получения необходимо обращаться к профильному специалисту.

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение26.07.2025, 21:21 
mihaild в сообщении #1695461 писал(а):
Как будем определять, кто прав?


Есть подозрение, что коньяк - им увлекается людей не меньше, чем наукой, а может и больше. :-)

Утундрий в сообщении #1695467 писал(а):
Не знаю, говорил ли нечто подобное "кто-то великий"


И про смысл жизни в жизни, и про смысл жизни в том, что его нет - как минимум все экзистенциалисты.

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение26.07.2025, 21:24 
Аватара пользователя
Rasool в сообщении #1695443 писал(а):
С моей точки зрения смысл жизни всего человечества - это познание мира, развитие науки.
Вроде более взрослые и умные дяденьки давным давно прошлись по этой теме вдоль и поперек. К примеру:
„Жизнь есть страдание. У страдания есть причина. Страдание можно остановить. Есть способ остановить страдания.“ — Сиддхартха Гаутама (Будда)

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение26.07.2025, 22:03 
Rasool
Эка вы, батенька, хватили, однако ! Прямо смысл жизни ему подавай. По мне, правда, смысл жизни спервоначалу в том, чтобы поддерживать существование, т.е. выживать и размножаться (как на уровне одного человека, так и групп, начиная с семьи), а только потом в познании. А вообще же универсального смысла нет.

Тем не менее задумываться время от времени, в чем смысл жизни, очень полезно. Хотя нет смысла универсального, пригодного к любому времени, месту, человеку и ситуации, но вообще же жизнь смыслом полна.

Вот хорошие две книжки (даже три): В.Франкл, Человек в поисках смысла; его же Сказать жизни да; С.Моэм, Бремя страстей человеческих. (Но воззрения авторов этих книжек, предупредим, различны).

Утундрий в сообщении #1695467 писал(а):
Кстати, от чрезмерного поиска смысла жизни хорошо помогают таблетки. Но для их получения необходимо обращаться к профильному специалисту
Вот кто бы от хамства (в форме намекания, типа, "ты психбольной") таблетку еще придумал ?
Ghost_of_past в сообщении #1695446 писал(а):
А сами люди себе смысл жизнь уже определить не могут? Ну или вовсе обойтись без него?
А также от затыкания ртов, самочинного.

Ghost_of_past в сообщении #1695475 писал(а):
И про смысл жизни в жизни, и про смысл жизни в том, что его нет - как минимум все экзистенциалисты.

Моэм бы тут в общем согласился, а вот Франкл вряд ли. Это к слову об обращении к психиатру.

-- 26.07.2025, 21:14 --

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение26.07.2025, 22:33 
vpb в сообщении #1695477 писал(а):
Хотя нет смысла универсального, пригодного к любому времени, месту, человеку и ситуации, но вообще же жизнь смыслом полна.


Это, кстати, очень экзистенциалистская мысль: вся логика экзистенциализма построена на том, что ценности и смыслы люди создают сами по мере собственной необходимости. Если мы обратимся к достаточно фундаментальной и небольшой работе Сартра "Экзистенциализм - это гуманизм", то там написано:

Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм - это гуманизм писал(а):
Дело, впрочем, несколько осложняется тем, что существуют две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты, к которым я отношу Ясперса[2] и исповедующего католицизм Габриэля Марселя[3]; и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты, к которым относятся Хайдеггер[4] и французские экзистенциалисты[5], в том числе я сам. Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, если хотите, что нужно исходить из субъекта. Как это, собственно, следует понимать?

Возьмём изготовленный человеческими руками предмет, например, книгу или нож для разрезания бумаги. Он был сделан ремесленником, который руководствовался при его изготовлении определённым понятием, а именно понятием ножа, а также заранее известной техникой, которая предполагается этим понятием и есть, в сущности, рецепт изготовления. Таким образом, нож является предметом, который, с одной стороны, производится определённым способом, а с другой — приносит определённую пользу. Невозможно представить себе человека, который бы изготовлял этот нож, не зная, зачем он нужен. Следовательно, мы можем сказать, что у ножа его сущность, то есть сумма приёмов и качеств, которые позволяют его изготовить и определить, предшествует его существованию. И это обусловливает наличие здесь, передо мной, данного ножа или данной книги. В этом случае мы имеем дело с техническим взглядом на мир, согласно которому изготовление предшествует существованию.

Когда мы представляем себе бога-творца, то этот бог по большей части уподобляется своего рода ремесленнику высшего порядка. Какое бы учение мы ни взяли — будь то учение Декарта или Лейбница, — везде предполагается, что воля в большей или меньшей степени следует за разумом или, по крайней мере, ему сопутствует и что бог, когда творит, отлично себе представляет, что именно он творит. Таким образом, понятие «человек» в божественном разуме аналогично понятию «нож» в разуме ремесленника. И бог творит человека, сообразуясь с техникой и замыслом, точно так же, как ремесленник изготовляет нож в соответствии с его определением и техникой производства. Так же и индивид реализует какое-то понятие, содержащееся в божественном разуме.

В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие бога, но не идею о том, что сущность предшествует существованию. Эту идею мы встречаем повсюду у Дидро, Вольтера[6] и даже у Канта. Человек обладает некой человеческой природой. Эта человеческая природа, являющаяся «человеческим» понятием, имеется у всех людей. А это означает, что каждый отдельный человек — лишь частный случай общего понятия «человек». У Канта из этой всеобщности вытекает, что и житель лесов — естественный человек, и буржуа подводятся под одно определение, обладают одними и теми же основными качествами. Следовательно, и здесь сущность человека предшествует его историческому существованию, которое мы находим в природе[7].

Атеистический экзистенциализм, представителем которого являюсь я, более последователен. Он учит, что если даже бога нет, то есть по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек, или, по Хайдеггеру, человеческая реальность. Что это означает «существование предшествует сущности»? Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется.

Для экзистенциалиста человек потому не поддаётся определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причём таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы её задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма. Это и называется субъективностью, за которую нас упрекают. Но что мы хотим этим сказать, кроме того, что у человека достоинства больше, нежели у камня или стола? Ибо мы хотим сказать, что человек прежде всего существует, что человек — существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек — это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия. Не таким, каким он пожелает. Под желанием мы обычно понимаем сознательное решение, которое у большинства людей появляется уже после того, как они из себя что-то сделали. Я могу иметь желание вступить в партию, написать книгу, жениться, однако все это лишь проявление более первоначального, более спонтанного выбора, чем тот, который обычно называют волей. Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответственен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдаёт каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.
...
Говоря о «заброшенности» (излюбленное выражение Хайдеггера), мы хотим сказать только то, что бога нет и что отсюда необходимо сделать все выводы. Экзистенциализм противостоит той распространённой светской морали, которая желает избавиться от бога с минимальными издержками. Когда около 1880 года некоторые французские профессора пытались выработать светскую мораль[9], они заявляли примерно следующее: Бог — бесполезная и дорогостоящая гипотеза, и мы её отбрасываем. Однако для того, чтобы существовала мораль, общество, мир культуры, необходимо, чтобы некоторые ценности принимались всерьёз и считались существующими a priori. Необходимость быть честным, не лгать, не бить жену, иметь детей и т.д. и т.п. должна признаваться априорно. Следовательно, нужно ещё немного поработать, чтобы показать, что ценности все же существуют как скрижали в умопостигаемом мире, даже если бога нет. Иначе говоря, ничто не меняется, если бога нет; и это — умонастроение всего того, что во Франции называют радикализмом. Мы сохраним те же нормы честности, прогресса, гуманности; только бог превратится в устаревшую гипотезу, которая спокойно, сама собой отомрёт. Экзистенциалисты, напротив, обеспокоены отсутствием бога, так как вместе с богом исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности в умопостигаемом мире. Не может быть больше блага a priori, так как нет бесконечного и совершенного разума, который бы его мыслил. И нигде не записано, что благо существует, что нужно быть честным, что нельзя лгать; и это именно потому, что мы находимся на равнине, и на этой равнине живут одни только люди.

Достоевский как-то писал, что «если бога нет, то все дозволено». Это — исходный пункт экзистенциализма[10]. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего у него нет оправданий. Действительно, если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма[11], человек свободен, человек — это свобода.

С другой стороны, если бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой — в светлом царстве ценностей — у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осуждён быть свободным. Осуждён, потому что не сам себя создал, и всё-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за всё, что делает. Экзистенциалист не верит во всесилие страсти. Он никогда не станет утверждать, что благородная страсть — это всесокрушающий поток, который неумолимо толкает человека на совершение определённых поступков и поэтому может служить извинением. Он полагает, что человек ответствен за свои страсти. Экзистенциалист не считает также, что человек может получить на Земле помощь в виде какого-то знака, данного ему как ориентир. По его мнению, человек сам расшифровывает знамения, причём так, как ему вздумается. Он считает, следовательно, что человек, не имея никакой поддержки и помощи, осуждён всякий раз изобретать человека. В одной своей замечательной статье Понж[12] писал: «Человек — это будущее человека». И это совершенно правильно. Но совершенно неправильно понимать это таким образом, что будущее предначертано свыше и известно богу, так как в подобном случае это уже не будущее. Понимать это выражение следует в том смысле, что, каким бы ни был человек, впереди его всегда ожидает неизведанное будущее.
...
Кроме того, если невозможно найти универсальную сущность, которая была бы человеческой природой, то все же существует некая общность условий человеческого существования. Не случайно современные мыслители чаще говорят об условиях человеческого существования, чем о человеческой природе. Под ними они понимают, с большей или меньшей степенью ясности, совокупность априорных пределов, которые очерчивают фундаментальную ситуацию человека в универсуме. Исторические ситуации меняются: человек может родиться рабом в языческом обществе, феодальным сеньором или пролетарием.
...
Но гуманизм можно понимать и в другом смысле. Человек находится постоянно вне самого себя. Именно проектируя себя и теряя себя вовне, он существует как человек. С другой стороны, он может существовать, только преследуя трансцендентные цели. Будучи этим выходом за пределы, улавливая объекты лишь в связи с этим преодолением самого себя, он находится в сердцевине, в центре этого выхода за собственные пределы. Нет никакого другого мира, помимо человеческого мира, мира человеческой субъективности. Эта связь конституирующей человека трансцендентности (не в том смысле, в каком трансцендентен бог, а в смысле выхода за свои пределы) и субъективности — в том смысле, что человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире, — и есть то, что мы называем экзистенциалистским гуманизмом. Это гуманизм, поскольку мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу; поскольку мы показываем, что реализовать себя по-человечески человек может не путём погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление.


vpb в сообщении #1695477 писал(а):
Моэм бы тут в общем согласился, а вот Франкл вряд ли. Это к слову об обращении к психиатру.


Видимо, тут я должен уточнить, что речь шла именно о философах-экзистенциалистах - Камю, Сартре, Хайдеггере, Бовуар, Мерло-Понти и т.п. Моэм и Франкл при всем уважении к работам обоих к их числу все-таки не относятся - первый писатель с экзистенциалистскими мотивами, второй создатель экзистенциального анализа в психотерапии и психиатрии.

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение26.07.2025, 23:03 
Rasool в сообщении #1695443 писал(а):
С моей точки зрения смысл жизни всего человечества - это познание мира, развитие науки.

Это (познание мира и развитие науки) лично мне представляется случайным побочным продуктом тяги к удовольствиям и размножению.

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение26.07.2025, 23:11 
wrest в сообщении #1695482 писал(а):
представляется случайным побочным продуктом тяги к удовольствиям и размножению.


Скорее уж прежде всего к выживанию и только потом к удовольствию.

А вот какое отношение имеет наука к размножению - это уж загадка. Разве что метафорически.

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение27.07.2025, 00:12 
Аватара пользователя
Ghost_of_past в сообщении #1695475 писал(а):
как минимум все экзистенциалисты.
Ну, стало быть, я — говорю прозой экзистенциалист.

P. S. Между прочим, я вполне серьёзно советую ТС обратиться к психотерапевту, а не книжки всякие заумные читать, как тут некоторые советуют.

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение27.07.2025, 00:39 
Аватара пользователя
Утундрий в сообщении #1695490 писал(а):
P. S. Между прочим, я вполне серьёзно советую ТС обратиться к психотерапевту, а не книжки всякие заумные читать, как тут некоторые советуют.
Вы что, хотите чтобы и ТС и психотерапевт вместе искали экзистенциональный смысл жизни, причем на этом форуме? Такого форум точно не выдержит.

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение27.07.2025, 00:40 
Аватара пользователя
Наоборот.

 
 
 [ Сообщений: 57 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group