2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение27.07.2025, 00:49 
Утундрий в сообщении #1695490 писал(а):
Между прочим, я вполне серьёзно советую ТС обратиться к психотерапевту,
Нет, ваш совет (если он таковым и являлся) был дан в таком тоне, что его гораздо более легче было принять за оскорбление, чем собственно за совет.
Утундрий в сообщении #1695490 писал(а):
а не книжки всякие заумные читать, как тут некоторые советуют.
Ну что ж, самое время из этих "заумных" (а на самом деле, совершенно замечательных !!!) книжек Франкла выложит несколько цитат.

В.Франкл писал(а):
Мы уже говорили о том, что каждая попытка духовно восстановить, «выпрямить»
человека снова и снова убеждала, что это возможно сделать, лишь сориентировав его на какую-то цель в будущем. Девизом всех психотерапевтических и психогигиенических усилий может стать мысль, ярче всего выраженная, пожалуй, в словах Ницше: «У кого есть "Зачем", тот выдержит почти любое "Как"». Надо было в той мере, в какой позволяли обстоятельства, помочь заключенному осознать свое «Зачем», свою жизненную цель, а это дало бы ему силы перенести наше кошмарное «Как», все ужасы лагерной жизни, укрепиться
внутренне, противостоять лагерной действительности. И наоборот: горе тому, кто больше не видит жизненной цели, чья душа опустошена, кто утратил смысл жизни, а вместе с ним — смысл сопротивляться.

Такой человек, утративший внутреннюю стойкость, быстро разрушается. Фраза, которой он отклоняет все попытки подбодрить его, типична: «Мне нечего больше ждать от жизни». Что тут скажешь? Как возразишь?

Задать вопрос о смысле жизни

Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Говоря философски, тут необходим своего рода коперниканский переворот: мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам — ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать — не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением. Ведь жить — в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые
жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа.

Эти требования, а вместе с ними и смысл бытия, у разных людей и в разные мгновения жизни разные. Значит, вопрос о смысле жизни не может иметь общего ответа. Жизнь, как мы ее здесь понимаем, не есть нечто смутное, расплывчатое — она конкретна, как и требования ее к нам в каждый момент тоже весьма конкретны. Эта конкретность свойственна человеческой судьбе: у каждого она уникальна и неповторима. Ни одного человека нельзя приравнять к другому, как и ни одну судьбу нельзя сравнить с другой, и ни одна ситуация в
точности не повторяется — каждая призывает человека к иному образу действий. Конкретная ситуация требует от него то действовать и пытаться активно формировать свою судьбу, то воспользоваться шансом реализовать в переживании (например, наслаждении) ценностные возможности, то просто принять свою судьбу. И каждая ситуация остается единственной, уникальной и в этой своей уникальности и конкретности допускает один ответ на вопрос — правильный. И коль скоро судьба возложила на человека страдания, он
должен увидеть в этих страданиях, в способности перенести их свою неповторимую задачу. Он должен осознать уникальность своего страдания — ведь во всей Вселенной нет ничего подобного; никто не может лишить его этих страданий, никто не может испытать их вместо него. Однако в том, как тот, кому дана эта судьба, вынесет свое страдание, заключается уникальная возможность неповторимого подвига.

Для нас, в концлагере, все это отнюдь не было отвлеченными рассуждениями. Наоборот — такие мысли были единственным, что еще помогало держаться. Держаться и не впадать в отчаяние даже тогда, когда уже не оставалось почти никаких шансов выжить. Для нас вопрос о смысле жизни давно уже был далек от того распространенного наивного взгляда, который сводит его к реализации творчески поставленной цели. Нет, речь шла о жизни в ее цельности, включавшей в себя также и смерть, а под смыслом мы понимали не только «смысл жизни», но и смысл страдания и умирания. За этот смысл мы боролись!

Страдание как подвиг
После того как нам открылся смысл страданий, мы перестали преуменьшать, приукрашать их, то есть «вытеснять» их и скрывать их от себя, например, путем дешевого, навязчивого оптимизма. Смысл страдания открылся нам, оно стало задачей, покровы с него были сняты, и мы увидели, что страдание может стать нравственным трудом, подвигом в том смысле, какой прозвучал в восклицании Рильке: «Сколько надо еще перестрадать!». Рильке сказал здесь «перестрадать», подобно тому как говорят: сколько дел надо еще переделать.

Да, нам пришлось много «перестрадать». Поэтому следовало смотреть в лицо страданиям, рискуя не выдержать, рискуя не сдержать слез. Да и не надо было стыдиться таких слез — они свидетельствовали о том, что у человека есть высшее мужество — мужество страдать. Впрочем, такое понимание было у немногих, большинство со смущением признавались в том, что «снова плакали». Один мой товарищ на вопрос, как ему удалось избавиться от голодных отеков, ответил: «Я их выплакал»...

Ожидание

Попытки психотерапии и психогигиены в концентрационном лагере были либо индивидуальными, либо коллективными. Что касается индивидуальной психотерапии, то она часто диктовалась жестокой необходимостью, жизненными показаниями: надо было предотвратить самоубийство.

В лагере было строго запрещено спасать самоубийц — например, обрезать веревку повесившегося. Тем более важными были предупредительные меры.

Два случая, которые я вспоминаю, не только могут послужить примером практического применения изложенного выше хода мыслей, — они также обнаруживают и примечательную схожесть. Речь идет о двух мужчинах, которые в своих разговорах выражали намерение покончить с собой. Оба объясняли его одинаково и вполне типично: «Мне больше нечего ждать от жизни». И все-таки удалось доказать каждому из них: жизнь чего-то ждет от него самого, что-то важное ждет его в будущем. И действительно, оказалось, что одного ждал на чужбине его обожаемый ребенок. Другого не ждал никто персонально, но его ждало дело. Он был ученым, готовил и издавал серию книг; она осталась неоконченной. Сделать эту работу вместо него не мог бы никто, в ней он был, собственно говоря, так же незаменим, как отец незаменим для своего ребенка. Единственность, уникальность, присущие каждому человеку, определяют и смысл каждой отдельной жизни. Неповторим он сам, неповторимо то, что именно он может и должен сделать — в своем труде, в творчестве, в любви. Осознание такой незаменимости формирует чувство ответственности за собственную жизнь, за то, чтобы прожить ее всю, до конца, высветить во всей полноте. Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеком или перед делом, именно на него возложенным, никогда не откажется от жизни. Он знает, зачем существует, и поэтому найдет в себе силы вытерпеть почти любое как.


Слово, сказанное вовремя

Меньше всего возможностей было, конечно, для коллективной психотерапии. И гораздо больше, чем слово, действовал здесь пример. Был у нас один староста блока — не похожий на других, достаточно человечный. Он оказывал глубокое влияние на заключенных, ободрял их своей собственной стойкостью и силой духа. Его поведение было убедительнее слов. Но бывали обстоятельства, когда и слово становилось действенным, вызывало внутренний отклик, рождало ответное эхо. Я вспоминаю один случай, который вызвал у обитателей барака готовность к чему-то вроде общей беседы, приобретшей психотерапевтическое значение.

Это был скверный день. Только что на плацу нам было объявлено, что многие наши поступки будут отныне расцениваться как саботаж и наказываться немедленным повешением. К списку таких преступлений относилось теперь очень многое, например, отрезание узких полосок от наших ветхих одеял — что мы часто делали (эти полоски служили нам подобием обмоток для утепления ног). Само собой, саботажем считалось и
малейшее «воровство». А за несколько дней до этого один полумертвый от голода заключенный пробрался в картофельный бункер, пытаясь разжиться парой килограммов картофеля. «Взлом» был обнаружен, и от заключенных потребовали, чтобы они сами установили «преступника», иначе весь лагерь на целый день будет лишен еды. Естественно, 2500 заключенных предпочли лучше поголодать, чем увидеть своего товарища повешенным.

К вечеру этого дня мы все лежали на нарах, и настроение у нас было особенно плохое. Мы мало говорили, каждое слово раздражало. А тут еще свет погас, и наше раздражение достигло предела. И тогда староста, человек умный, завел разговор о том, что, пожалуй, втайне было в мыслях у каждого: о наших товарищах, которые в последние дни умерли от болезней или наложили на себя руки. Он сказал, что, видимо, в основе всех этих смертей лежал отказ от противостояния, отказ от самих себя. Он хотел знать наше мнение об этом — и о том, можно ли как-нибудь предотвратить новые жертвы, защитить людей от такого самоуничтожения. И он обратился ко мне. Видит Бог, я вовсе не был в том состоянии духа, когда хочется давать научные разъяснения, утешать кого-то, оказывать врачебную психотерапевтическую помощь. Мне тоже было до жути голодно и холодно, я тоже был слаб и раздражен. Но я был обязан как-то собраться с силами и не упускать этой необычной возможности: моим товарищам по бараку утешение было сейчас необходимее, чем
когда-либо.

Врачевание души

Итак, я начал, и начал с того, что участь каждого из нас выглядит неутешительной и что каждый может для себя рассчитать, как мала для него вероятность выжить. Эпидемия сыпного тифа тогда еще не разыгралась, и все же, на мой взгляд, такая вероятность была равна примерно пяти процентам. И я сказал это людям! Но я сказал им и то, что лично я, несмотря на это, не потерял надежды и не собираюсь складывать оружие. Ведь никто не знает своего будущего, не знает, что ему может принести следующий час. Хотя не приходится в ближайшее время ждать каких-то сенсационных событий на фронте, кто, как не мы, с нашим лагерным опытом, знаем, что хотя бы кому-то одному может совершенно неожиданно, вдруг, выпасть спасительный шанс. Например, попасть в команду с лучшими условиями работы — это всегда было мечтой заключенного, его высшим счастьем.

Но я говорил не только о будущем, которое — к счастью — для нас погружено в неизвестность, не только о настоящем со всеми его страданиями, но и о прошлом со всеми его радостями, с его светом, мерцающим во тьме наших сегодняшних дней. Я цитировал слова поэта: «То, что ты переживаешь, не отнимут у тебя никакие силы в мире». То, что мы осуществили в полноте нашей прошедшей жизни и ее опыта, — это наше внутреннее богатство, которое никто и ничто не может у нас отнять. Это относится не только к тому, что мы пережили, но и к тому, что мы сделали, ко всему тому возвышенному, о чем мы думали, к тому, что мы выстрадали, — все это мы сохраним в реальности раз и навсегда. И пусть это миновало — это сохранено для вечности! Ведь быть в прошлом — это тоже своего рода бытие, притом самое надежное.

А дальше я заговорил о самых разных возможностях наполнить свою жизнь смыслом. (Мои товарищи лежали тихо, не шевелясь, только изредка раздавались вздохи.) О том, что человеческая жизнь всегда и при любых обстоятельствах имеет смысл и что этот смысл охватывает также страдания, нужду и смерть. И я просил этих бедняг, внимательно слушавших меня в кромешной тьме барака, смотреть в лицо ужаснейшего положения — и все-таки не отчаиваться, все-таки сознавать, что даже при всей безнадежности нашей борьбы она все равно имеет свой смысл, несет в себе свое достоинство!

На каждого из нас, — говорил я, — в эти часы, которые, может быть, для многих уже становятся последними часами, кто-то смотрит сверху требовательным взглядом — друг или женщина, живой или мертвый. Или — Бог. И он ждет от нас, что мы его не разочаруем, что мы не будем жалкими, что мы сумеем сохранить стойкость и в жизни, и в смерти...

И, наконец, я говорил о нашей жертве — что она в любом случае имеет смысл. Ведь суть жертвы в том, что в этом мире — мире успеха — она не приводит ни к какому результату, будь то жертва ради политической идеи или ради другого человека.

Религиозные люди легко поймут меня — и это я тоже сказал. Я поведал им историю моего товарища, который в самом начале лагерной жизни заключил «договор» с небесами: пусть любые его страдания и его смерть станут той ценой, которую он платит за то, чтобы смерть любимого человека стала легкой. И для него страдания и смерть перестали быть бессмысленными, они наполнились высоким смыслом. Да, он не хотел мучиться и умирать просто так. И мы этого тоже не хотим!

Внушить людям этот последний смысл нашего существования, здесь — в этом бараке и сейчас — в этой ситуации, — такова была цель моих стараний. И, кажется, я ее достиг. Внезапно под одной из балок вновь вспыхнула электрическая лампочка, и я увидел моих товарищей, собравшихся вокруг моих нар, — немощных, в жалких отрепьях. И я увидел на их глазах слезы...

Но сейчас я должен признать, что не часто находил в себе внутренние силы для такого тесного духовного контакта с товарищами по несчастью и наверняка какие-то возможности упустил.

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение27.07.2025, 05:12 
Кстати говоря, три смысла жизни человечества --- поддержание существования, избавление от страданий (по Будде) и стремление к познанию --- друг другу нимало не противоречат. Я в себе это синтезировал несколько лет назад. Раньше занимался очень теоретической математикой, которая непонятно зачем нужна, а потом вдруг задался вопросом, сделал ли я что для избавления человечества от страданий --- и стал заниматься тоже математикой, но которая более понятно зачем нужна. И вот, понимаете, я чувствую, что мои занятия действительно имеют смысл.

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение27.07.2025, 08:56 
Наука объясняет, как работает мир, но не говорит, зачем он существует.
Почему мы должны познавать ? — это философский вопрос, а не физический.
Помимо научной концепции смысла, возможны другие цели, например выживание и экспансия в космосе, или творчество, или духовное просветление.

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение27.07.2025, 14:01 
Аватара пользователя
mathpath в сообщении #1695516 писал(а):
Помимо научной концепции смысла, возможны другие цели, например выживание и экспансия в космосе, или творчество, или духовное просветление.
Для некоторых смысл жизни, похоже, это флуд форумов .... :mrgreen:

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение27.07.2025, 14:41 
Аватара пользователя

(о Сартре)

.. и о смысле жизни
Изображение

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение28.07.2025, 14:50 
Аватара пользователя
Процитирую журналиста Сергея Доренко:
- Смысла жизни вообще нет, это абсолютно бессмысленная хрень, надо жить чисто по приколу.

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение28.07.2025, 14:53 
vpb в сообщении #1695506 писал(а):
Кстати говоря, три смысла жизни человечества --- поддержание существования, избавление от страданий (по Будде) и стремление к познанию --- друг другу нимало не противоречат. Я в себе это синтезировал несколько лет назад. Раньше занимался очень теоретической математикой, которая непонятно зачем нужна, а потом вдруг задался вопросом, сделал ли я что для избавления человечества от страданий --- и стал заниматься тоже математикой, но которая более понятно зачем нужна. И вот, понимаете, я чувствую, что мои занятия действительно имеют смысл.

Вот так всегда, я придумал такие же принципы, но Будда опередил. Тут всё очень логично, нет стремления к удовольствиям. Потому что удовольствия имеют свойство насыщения и это бессмысленно на самом деле. Если ты не насыщен удовольствиями, то можешь их получать от самых простых вещей. И это удовольствие не меньше чем когда насыщен и пытаешься получить ещё больше. А боль это боль и сколько бы и как долго её не было, она всегда неприятна. Поэтому, нужно стремиться избегать страданий, а не к удовольствиям.

-- 28.07.2025, 13:56 --

Martynov_M в сообщении #1695633 писал(а):
Процитирую журналиста Сергея Доренко:
- Смысла жизни вообще нет, это абсолютно бессмысленная хрень, надо жить чисто по приколу.

Есть люди, у которых мышление вторично. Первичны инстинкты и они делают то что им хочется, а потом с помощью мышления всего лишь рационализируют своё поведение.

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение28.07.2025, 15:50 
Аватара пользователя
talash в сообщении #1695634 писал(а):
Есть люди, у которых мышление вторично.

В другом интервью Доренко сказал, что видит свою цель (смысл своей жизни) в распространении своих взглядов на общество, в служении этому обществу.

Стоит сказать, что Доренко - знаковая фигура в российской журналистике. Наверное, он первый, кто так открыто и так дерзко критиковал в 1990-е различных российских чиновников, бизнесменов, олигархов за их преступления (коррупция, и т.д.). Ничего не боялся.

Также стоит отметить, что в 2015 году он предсказал большую войну между РФ и Украиной, и агитировал за укрепление военной мощи России, за её суверенитет, за процветание, за патриотизм.

Доренко - хороший пример того, как менялись взгляды человека на жизнь по ходу самой жизни. Когда-то он говорил, что смысл жизни - это работа, дети. Потом повзрослел стал говорить другое. Потом стал задумаваться и менять свои взгляды.

Есть также профессиональное мнение, что любая идея (в голове человека) живет максимум 10 лет. Если сегодня вы уверены, что смысл вашей жизни - это Идея Фикс №1. То через 10 лет, скорее всего, смысл вашей жизни будет Идея Фикс №2.

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение28.07.2025, 17:13 
Я вижу смысл жизни человечества в том, чтобы пережить тепловую смерть Вселенной. Ровно в этом, только в этом, именно в этом.

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение28.07.2025, 17:30 
Это вы на "Космологию духа" Эвальда Ильенкова намекаете:

Из википедии...
Цитата:
Э. В. Ильенков дал чёткий ответ на вопрос о смысле и цели существования во Вселенной разумных существ. Согласно гипотезе Ильенкова, матерью-природой им суждено противостоять энтропии во Вселенной и, жертвуя собой, осуществить возвращение умирающих миров к исходному, «огнеобразному» состоянию. Смерть мыслящего духа становится творческим актом рождения новой Вселенной и в ней — иных разумных существ
...

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение28.07.2025, 17:40 
Так наоборот же: не "жертвуя собой", а "пережить".

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение28.07.2025, 18:05 
Предыдущий свой пост, где были цитаты из Сказать жизни да, я подправил, так что теперь там идут примерно три страницы из книги сплошь. Раньше было несколько отдельных цитат, и кое-что, особенно эмоциональное, о смысле страдания, было пропущено. (Из-за того стеснялся это эмоциональное сюда помещать, что общий дух нашего форума таков, что "хорошо = успех, плохо=отсутствие успеха"). Но, конечно, три страницы, даже без купюр --- это не то, что книга в целом.

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение28.07.2025, 21:48 
talash в сообщении #1695634 писал(а):
и это бессмысленно на самом деле


Для гедонистов смысл есть.

talash в сообщении #1695634 писал(а):
Первичны инстинкты


У людей инстинктов нет, а максимум есть вот это.

talash в сообщении #1695634 писал(а):
и они делают то что им хочется


Это никакого отношения к инстинктам не имеет, но лишь одна из разновидностей этического эгоизма как этической системы первого порядка.

warlock66613 в сообщении #1695652 писал(а):
Я вижу смысл жизни человечества в том, чтобы пережить тепловую смерть Вселенной


А разве это реально возможно?

vpb в сообщении #1695668 писал(а):
что общий дух нашего форума таков, что "хорошо = успех, плохо=отсутствие успеха"


Думаю, что не могу согласиться с этим. Но за цитаты из Франкла большое спасибо - они очень к месту.

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение28.07.2025, 22:06 
Ghost_of_past в сообщении #1695693 писал(а):
А разве это реально возможно?
Нет, исходя из всего что мы знаем это совершенно невозможно. Но время ещё есть и вряд ли кто-то поручится, что мы не узнаем чего-то такого, что сделает это возможным. Намного более невозможной, как мне кажется, является задача пережить эволюцию Солнца. Я совершенно не понимаю как это можно сделать за оставшееся время. Так что если это невозможное будет сделано, почему бы не найтись и способу преодоления другого невозможного?

 
 
 
 Re: смысл жизни всего человечества
Сообщение28.07.2025, 22:28 
warlock66613 в сообщении #1695696 писал(а):
вряд ли кто-то поручится, что мы не узнаем чего-то такого, что сделает это возможным


Мне пока что в голову приходят только доступные для прохода с обеих сторон кротовые норы в другие вселенные-инфляционные домены. Если таковые вообще существуют, хотя это вроде бы всё ещё не окончательно закрытая возможность. Ну или что-то аналогичное.

warlock66613 в сообщении #1695696 писал(а):
Намного более невозможной, как мне кажется, является задача пережить эволюцию Солнца


Действовать по варианту, который предлагает Борис Штерн? Попытаться найти биофильные экзопланеты в радиусе нескольких десятков световых лет, подготовить за тысячи/десятки тысяч/сотни тысяч/миллионы лет к ним миссии на ядерных двигателях, способных разгоняться до 0,5-1% скорости света, в миссиях отправить роботизированные ИИ с техническим и бытовым грузом, споры бактерий, семена растений, споры грибов, эмбрионы животных, включая человеческие эмбрионы, которые будут выращиваться по прибытию роботизированным ИИ, если условия окажутся надлежащими. Разумеется, этот план имеет кучу слабых мест, но гипотетически он, наверное, может выстрелить.

Хотя есть у меня подозрения, что прав Александр Панов и тогда человечество может банально не пережить ближайшие сотни/тысячи лет, убив себя либо в глобальной ядерной войне, либо капитально разрушив окружающую среду экологическим кризисом с истощением невозобновляемых полезных ископаемых до уровня отсутствия нужных технологий для добычи из-за экологического и последующего экономического коллапса.

 
 
 [ Сообщений: 48 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group