Наверное проще объяснить на примере. Обычно удобно использовать игровую постановку. Игра с природой в орел-решка - вы делаете ставку, и если выпадает, то, что загадали, выигрываете. При симметричной монете на достаточно большом количестве партий вы не рискуете проиграть и выиграть.
В условиях поведенческой неопределенности и акторов - вы играете с казино, которое может подкручивать вероятности в свою пользу в зависимости от размера вашей ставки. Казино заинтересовано, чтобы вы играли, поэтому должно давать иногда выигрывать. Вариаций может быть много, например, честный/нечестный арбитр и т.д.
То, о чём Вы сейчас говорите, похоже на различия между моделями целенаправленного и игрового поведения. На самом деле есть ещё несколько моделей поведения, которые не то и не другое.
В сознании рациональный процесс принятия решения всегда обусловлен каким-то анализом и соответственно внутренними причинами, почему выбрана эта, а не другая альтернатива. Но эти причины внутренние, они недоступны наблюдателю, пока не будут, например, озвучены. Для наблюдателя они неопределенность, более или менее очерченная.
Я не про эту неопределённость. Принятие решения сознательное, поэтому особых проблем с тем, чтобы озвучить возможные варианты и свои соображения о том, почему предпочтителен один из них, у человека нет. Так что дело тут не в том, что что-то ненаблюдаемо для другого человека. Неопределённость заключается как раз в том, что априорно неизвестно, какой из вариантов предпочесть. И человеку нужны какие-то доводы в обоснование своего решения. Вот их и даёт та или иная модель поведения.
Не "кажется", о непосредственно ощущается. Знаете ли, есть разница между "видел" и "показалось".
Не вижу принципиальной разницы. И то и другое - ничем не подтверждённые ощущения.
Не прикидывайтесь. Я не сомневаюсь, что Вы отличаете ощущаемый стул от воображаемого. Бывает, конечно, что люди путают, но это обычно уже клинические случаи.
Не было такого вопроса: "откуда она берётся". Был вопрос о том, существует ли она. И я отвечал, что в пользу этого ежесекундно свидетельствуют собственные чувства, а более достоверных свидетельств просто не бывает.
Собственные чувства также ежесекундно свидетельствуют, что Земля плоская. Какой из этого мы должны сделать вывод - ума не приложу.
Поколения исследователей уже сделали из этого множество выводов, которые записаны в учебниках и преподаются в школе. Поэтому все прекрасно знают, до какой степени Земля может представляться плоской. Некоторые даже помнят, на каком расстоянии с высоты среднего роста видится горизонт. Очень странно с Вашей стороны на этом сейчас спекулировать.
А что? Абсолютные истины, напрямую почерпнутые из платоновского мира Абсолютных истин?
Первое - следствие всего в первую очередь научного знания о мире, которое у нас есть на данный момент. Второй - просто определение свободы воли. Нормальное, а не ваше придуманное, завязанное на ваши ощущения.
Первое - какое следствие, из чего именно? Моделей разных природных объектов и процессов полно самых разных. И далеко не все они про детерминизм. В большинство нормальных физических моделей та или иная неопределённость как правило заложена. А студентов на лабораторках в первую очередь учат обращаться с погрешностями измерений, ибо без понимания этого любой эксперимент - безграмотно поставлен и результаты его ничтожны. Так что это следствие не из "научного знания", а из Ваших фантазий.
А второе - это замечательное определение, которое ничего не определяет, сепулька.
Ну в таком случае и Земля плоская, ведь не могу же я не поверить тому что вижу, правда ведь? Или всё таки могу, и тогда это ваше ощущение - никакое не "убедительное свидетельство", а вообще не свидетельство?
Вы просто упражняетесь в демагогии. Ибо не может быть непонятно, что видимая небольшая кривизна Земли как раз и есть "убедительное свидетельство" в пользу того, что она достаточно большая (как нам известно из учебников).
Только вот к вопросу объективного существования свободы воли на фундаментальном уровне эти юридические изыскания не имеют никакого отношения. Потому, предлагаю их оставить юристам.
Это не юридические изыскания, а нормальная модель, работающая в практике человеческих отношений самого разного рода. В отличие от модели тотальной предсказуемости действий, которая может декларироваться сколько угодно, но на практике не работает, ибо не предсказывает почти ничего.
Рассуждения о том, что его предопределили какие-то "физические законы", которых Вы даже толком не знаете, и уж точно не знаете как их применить таким образом, чтобы в результате точно вывелось это Ваше решение, это абсолютно не прокатывает.
А по моему, абсолютно прокатывает.
Рассуждения не прокатывают, потому что предсказать решение всё равно не помогают.
Но вот например - если кто-то НЕ согласен что "если человек будет делать один и тот же выбор, значит свободы воли точно нет" в эксперименте со стиранием памяти предложенным warlock66613 - то уже точно очевидно, что он и warlock66613 под "свободы воли" подразумевают разные вещи.
Ну вот не факт. Например, если это решение "не прыгать из окна с 10 этажа", то по-моему тот факт что всякий раз после стирания памяти человек принимает именно его, ни в коей мере не противоречит свободе воли.
Ба, и после всего сказанного в обоснование несуществования свободы воли Вы вдруг повторили аргумент своих оппонентов? Ну и ну.
А я ведь предлагал. Могу повторить в несколько иной вариации:
Какой отношение это имеет к свободе воли? Всё что этот эксперимент доказывает - это наличие у вас достаточного объёма памяти, чтобы запомнить, какую галочку вы поставили на бумажке.
Это доказывает возможность осуществить сознательный выбор из множества возможных решений.