Позвольте вам не поверить.
Конечно, на это есть ваша воля.)
juna в сообщении #1679229
писал(а):
Какие лучшие научные теории, какова область их применения? Какое отношение к ним имеет супервентивность сознания? Стандартная модель. Область применения ограничена явлениями, где гравитация не играет существенную роль, в частности масштабами энергии (расстояния) сильно ниже (больше) планковских. Человек вполне попадает в эту область. Отношение самое прямое: никакого несупервентного сознания в этой теории нет и быть не может, несупервентное сознание противоречит физикализму.juna в сообщении #1679229
писал(а):
Т.е. Вы рассматриваете человека как физическую систему, не особенно определяя, какую роль в ней играет сознание, и отсюда следует, что свободы воли нет, как феномена в сознании? Нет, свободы воли нет как физического феномена. Что такое свобода воли как феномен в сознании я без понятия.
Супервентивность сознания - научная гипотеза. Пока еще никто не научился однозначно сопоставлять некие физиологические процессы в мозгу с тем, что я, например, читаю предложение "Вася вернулся из командировки в Москву" и понимать, что я придал ему именно этот смысл, а не другой. Может быть когда-нибудь это станет возможным, а может возникнуть какие-то принципиальные ограничения. Пока же ничего подобного не предвидится, и, соответственно, все это фантазии.
Нет, свободы воли нет как физического феномена. Что такое свобода воли как феномен в сознании я без понятия.
А здесь я просто соглашусь. К физическим процессам это не имеет отношения.
Именно так. Что бы изменилось в моём рассуждении, если бы мы знали её природу? Ничего бы не изменилось, потому что случайность есть случайность независимо от её природы.
Что угодно может измениться. Можно, например, пофантазировать в вашем же духе тотального единственного времени, которого на самом деле нет, или что время - это просто форма мышления, и т.д.
juna в сообщении #1679173
писал(а):
В теории принятия решений часто выделяют природную и поведенческую неопределенности. Природная неопределенность выступает в виде пассивных не злонамеренных факторов, поведенческая - в виде акторов. Акторы нельзя до конца обусловить только внешними обстоятельствами (наблюдаемыми нами), иначе они перестают быть акторами.
Можно подробнее?
Наверное проще объяснить на примере. Обычно удобно использовать игровую постановку. Игра с природой в орел-решка - вы делаете ставку, и если выпадает, то, что загадали, выигрываете. При симметричной монете на достаточно большом количестве партий вы не рискуете проиграть и выиграть.
В условиях поведенческой неопределенности и акторов - вы играете с казино, которое может подкручивать вероятности в свою пользу в зависимости от размера вашей ставки. Казино заинтересовано, чтобы вы играли, поэтому должно давать иногда выигрывать. Вариаций может быть много, например, честный/нечестный арбитр и т.д.
juna в сообщении #1679198
писал(а):
А когда Вы играете в карты с противником, Вы принимаете решения или это иллюзия?
Решение принимаю я. Это не иллюзия. А вот ощущение свободности этого решения - иллюзия.
А откуда Вы делаете такой вывод? Ведь в финале Вами принято решение.
Например, когда я могу не доверять своим ощущениям? Вот пришли ко мне зеленые человечки, я с ними беседую, спорю, но никто другой их не видит. Тогда мне к врачам.
Другой пример, я вижу яблоко, все его видят. Нужно ли мне усомниться в существовании яблока?
И еще один пример, за кулисами скатерть-самобранка, входить может только один человек. Заходит, кушает, уходит сытый и говорит, что видел скатерть-самобранку. Заходит второй, третий - все тоже самое. И вдруг ученые собирают консилиум и постановляют, скатерть-самобранок не бывает, за кулисами происходит иллюзия, желудок наполняется едой путем естественных физиологических процессов. Ok, говорят одни, но мы же уходим сытыми, и нам совершенно неважно, что это есть. Нет, там все-таки чудо скатерть-самобранка, говорят другие. Не несите лженаучную ерунду, все строго посчитано, такого не бывает, закулисы нужно никого не пускать, говорят третьи.