Нет, я подразумевал именно то, что сказал.
То есть Вы даже не стали использовать проверенную временем обзывалку, придуманную Энгельсом. А придумали свою, вложив в неё какой-то свой смысл.
-- 08.05.2024, 09:39 --Исходное понятие о реальном возникло как противопоставление воображаемому или иллюзорному.
Не силен в истории философии. Но это - пути развития понятия "реальность" - и не важно, в контексте дискуссии.
Тем не менее, человек (по крайней мере в нормальном состоянии сознания) отличает случай реального наблюдения от акта воображения. Вот для обозначения этой разницы и нужно это слово - "реальность". Соответственно, "реализм" - это всего лишь подход, при котором человек более полагается на наблюдаемое, чем на идеи и фантазии.
Нет, сводить реальность к наблюдениям конкретных субъектов - это и есть путь к идеализму и к его запущенной стадии - солипсизму.
Классический вопрос по этому поводу - существует ли Луна, когда на неё никто не смотрит (не наблюдает)?
-- 08.05.2024, 10:03 --eprosЧеловеческие языки (возможно - не все) устроены таким образом, что к любому утверждению можно задать вопрос "Почему?", и даже не один. При этом ответы на эти вопросы тоже будут утверждениями, а значит к ним тоже можно задать вопросы "Почему?"
В результате, последовательность вопросов
а) начинает ветвиться аки дерево
б) и конца краю этому не видно.
Довольно быстро веточки этого дерева выходят за границы известного.
Останов может происходить только волютаристически
а) "Отстань, спать пора"
б) "Такова воля Божья"
в) "Такова природа вещей"
г) "Гипотез не измышляю".
или что-то подобное.
Таким образом, именно свойства языка (а не собственно реального мира) обеспечивают нам бесконечность ("неокончаемость") процесса познания.
Возьмем к примеру Ваше утверждение:
Я вижу белый шар с чёрными шипами.
Одной последовательностью вопросов "Почему?" несложно уйти в область оптики, устройства ЖК-мониторов, и далее в квантовую механику и КЭД. Другой последовательностью вопросов "Почему?" несложно уйти в сторону физиологии, устройства человеческого глаза, глазного нерва, мозга и уйти в область когнитивных наук. И это не единственные варианты, конечно. Можно уйти и в молекулярную биологию, и даже (через нуклеосинтез) в космологию.
-- 08.05.2024, 10:18 --Далее.
Если утверждение имеет характер суждения, то вопросы "Почему?" можно переформулировать так: "А на каком основании делается такой вывод\суждение?". И опять получим бесконечный ветвящийся процесс.
И опять же который:
а) очень быстро вылетает из областей эмпирических наук на зыбкую почву философии.
б) может быть остановлен только волюнтаристически
Вот концепция базовых эпистемологических презумпций - это и есть такой волюнтаристический останов.
Просто некоторые утверждения,
презумпции объявляются истинными сами по себе и не требующими дальнейших обоснований (пока не доказано обратное).
И это гораздо лучше, чем останов по "Такова воля Божья, а она неисповедима".
Как уже отмечалось выше, презумпции не требуют веры в них, точно также как не требуют веры аксиомы или постулаты.