наукообразную классификацию
Почему наукообразную?! Это же не моя выдумка, а реальные виды, выделяемые специалистами. Собственно говоря, я там дал
ссылочку на Стэнфордскую философскую энциклопедию, где эти виды все перечислены в пункте 1.2.
Просто не понимаю, какой смысл вкладывается в эти слова
Ровно то, что написано - что мир как вещь в себе (the world in itself), т.е. без процесса познаниями субъектами) существует объективно, и при этом описания, используемые научными теориями, отражают этот мир в себе. Прямо же написано по тексту:
Цитата:
Metaphysically, realism is committed to the mind-independent existence of the world investigated by the sciences. This idea is best clarified in contrast with positions that deny it. For instance, it is denied by any position that falls under the traditional heading of “idealism”, including some forms of phenomenology, according to which there is no world external to and thus independent of the mind. This sort of idealism, however, though historically important, is rarely encountered in contemporary philosophy of science. More common rejections of mind-independence stem from neo-Kantian views of the nature of scientific knowledge, which deny that the world of our experience is mind-independent, even if (in some cases) these positions accept that the world in itself does not depend on the existence of minds. The contention here is that the world investigated by the sciences—as distinct from “the world in itself” (assuming this to be a coherent distinction)—is in some sense dependent on the ideas one brings to scientific investigation, which may include, for example, theoretical assumptions and perceptual training; this proposal is detailed further in section 4. It is important to note in this connection that human convention in scientific taxonomy is compatible with mind-independence. For example, though Psillos (1999: xix) ties realism to a “mind-independent natural-kind structure” of the world, Chakravartty (2007a: ch. 6) argues that mind-independent properties are often conventionally grouped into kinds (see also Boyd 1999; Humphreys 2004: 22–25, 35–36, and cf. the “promiscuous realism” of Dupré 1993).
По моим понятиям теории могут быть более или менее эффективными применительно к той или иной области наблюдаемых явлений.
Это буквально и есть одно из основных содержаний эпистемологического/гносеологического реализма:
Цитата:
Epistemologically, realism is committed to the idea that theoretical claims (interpreted literally as describing a mind-independent reality) constitute knowledge of the world. This contrasts with skeptical positions which, even if they grant the metaphysical and semantic dimensions of realism, doubt that scientific investigation is epistemologically powerful enough to yield such knowledge, or, as in the case of some antirealist positions, insist that it is only powerful enough to yield knowledge regarding observables. The epistemological dimension of realism, though shared by realists generally, is sometimes described more specifically in contrary ways. For example, while many realists subscribe to the truth (or approximate truth) of theories understood in terms of some version of the correspondence theory of truth (as suggested by Fine 1986a and contested by Ellis 1988), some prefer a truthmaker account (Asay 2013) or a deflationary account of truth (Giere 1988: 82; Devitt 2005; Leeds 2007). Though most realists marry their position to the successful reference of theoretical terms, including those for unobservable entities (Boyd 1983, and as described by Laudan 1981), some deny that this is a requirement (Cruse & Papineau 2002; Papineau 2010). Amidst these differences, however, a general recipe for realism is widely shared: our best scientific theories give true or approximately true descriptions of observable and unobservable aspects of a mind-independent world.
Некоторые теоретические термины, разумеется, могут при применении теории прямо приписываться реально наблюдаемым объектам и их свойствам.
Опять же, именно про это речь и идет:
Цитата:
Semantically, realism is committed to a literal interpretation of scientific claims about the world. In common parlance, realists take theoretical statements at “face value”. According to realism, claims about scientific objects, events, processes, properties, and relations (I will use the term “scientific entity” as a generic term for these sorts of things henceforth), whether they be observable or unobservable, should be construed literally as having truth values, whether true or false. This semantic commitment contrasts primarily with those of certain “instrumentalist” epistemologies of science, which interpret descriptions of unobservables simply as instruments for the prediction of observable phenomena, or for systematizing observation reports. Traditionally, instrumentalism holds that claims about unobservable things have no literal meaning at all (though the term is often used more liberally in connection with some antirealist positions today). Some antirealists contend that claims involving unobservables should not be interpreted literally, but as elliptical for corresponding claims about observables. These positions are described in more detail in section 4.
Пока у меня ощущение, что Вы просто не посмотрели по ссылке материалы, на которые я ссылался, - соответственно по этой причине и разговор не движется никуда.
Это тоже какие-то художественные образы
Нет, это не художественный образ, это буквально
термин, обозначающий одно из направлений антиреализма.
Не понимаю, что в этом особо ценного.
Так как я не антиреалист, то по понятным причинам я с Вами согласен по данной позиции.
Может быть развитие науки отчасти и определяется социальными факторами
Здесь надо понимать "социальные факторы" максимально широко: речь о том, что процесс познания не может быть полностью "чистым", так как познающие субъекты уже нагружены некоторые социально-культурным багажом, и в процессе научного познания интерпретируют и отражают полученные новые знания через этот социокультутрный опыт. Таким образом, в социальном конструктивизме знание есть всегда некоторый социальный и культурный продукт, а "чистого" знания существовать не может.
С Вашего позволения отвечу на остальное чуть позже.
-- 08.05.2024, 20:04 --Я что-то нарушил?
Конечно нет. Эпистемологические презумпции - это же не юридический закон и не догмат. Это удобные логические предположения, которые считаются верными, пока не доказано обратное. Да, они разделяются мейнстримом в области философии и методологии науки, но безусловно отдельный человек имеет право не соглашаться с выдвижением этих предположений. Вопрос не в этом, почему происходит не согласие.
Ну и да, из выше написанного ясно следует, что "верить" по отношению к презумпциям невозможно - это просто разные гносеологические действия. С презумпциями можно соглашаться или не соглашаться, но верить в них и правда можно не больше, чем в аксиомы или постулаты.
Хотя вообще-то я говорил про сохранение закономерностей не столько во времени, сколько в пространстве.
Все-таки изначально принцип актуализма вырабатывался именно в отношении времени, хотя позже его и распространили на пространство также. Но, как Вы верно заметили, с пространственным постоянством все сильно сложнее, и куда чаще действительно завязано на конкретных факты конкретных эмпирических наук, включая физику.
Это означает отсутствие как утверждения, так и отрицания.
Это позиция безусловно имеет право на жизнь и с отдельными научными допущениями/предположениями/гипотезами/фактами/теориями/концепциями/парадигмами так и работает. Вопрос однако всплывает потом при построении единой картины мира в рамках мировоззрения - он может не всплывать если мы только отказываемся строить эту самую единую картину мира и иметь какое-то однозначное мировоззрение, в частности научную картину мира и научное мировоззрение.
а о вполне индивидуальном акте наблюдения
Проблема ровно в том, что наша индивидуальность не существует в отрыве от социального и культурного: мы же не дети-маугли/феральные дети, и все мы так или иначе до некоторый продукт социума. И наши наблюдения этим социокультурным опытом отягчены. Собственно говоря, на этой основе социальный конструктивизм и базируется, но я не являюсь его сторонником и согласен с критическим реализмом, т.е. подходом, что знание обременено социальным опытом только по форме, но не по содержанию.
Ну ладно, уговорили: не только естественные науки. Но всё-таки науки, а не философия. А если и философия, то далеко не в первую очередь.
Ок, эта мне позиция сильно ближе и понятнее.
Разве что если считать проблемой навязчивость того странного типа, который к любому ответу, даже не прочитав его, сразу задаёт вопрос: "А почему"? Но я уже сказал, как вполне вежливо отреагировать на эту "проблему". Встречным вопросом: "С какой целью интересуетесь?"
Право слово, речь не о практическом действии в такой ситуации - здесь у нас предмет для спора отсутствует. Я говорю принципиально методологически - о том, про что писал уважаемый
EUgeneUS про волюнтаризм и необходимость ограничения.