Я бы сказал, что случайность, это когда из одного и того же
может следовать как
, так и
, причем предсказать это однозначно невозможно (иначе имеем детерминизм). Каждый раз, когда происходит событие
или
, в мире появляется новая информация о том, какой же вариант реализовался фактически. Это и есть возникновение (информации) из ничего.
Вот человек обычно против такого возникновения информации из ничего. Мы пользуемся понятием истинной случайности, поскольку с очень сложными закономерностями удобнее работать так, как будто их как раз нет, а есть одна беспричинная статистика. Но когда речь заходит о том, что истинная случайность на самом деле существует, то мы против этого на том основании, что тогда информация должна возникать из ничего. А вера в детерминизм проистекает просто из-за отрицания истинной случайности.
Т.е. по моему, понятия "Случайность" и "Возникновение из ничего" связаны прямо.
Что же касается свободы воли, то это более сложный вопрос. Вполне может статься так, что быть предсказуемым и чувствовать себя свободным - не взаимоисключающие вещи.
То, что связывание между собой разных явлений и постоянное придумывание всяких объяснений - это полезное эволюционное приобретение, то это да, конечно. Нас даже не особо смущает, что объяснения могут не стыковаться друг с другом, быть разными для одних и тех же вещей, что они по сути и есть случайные сами по себе (лишь бы только они выглядели правдоподобно хоть в каком-нибудь приближении). Мы часто не ищеем самое правильное объяснение. Мы ищем какое-нибудь объяснение, которое нам "подходит". Ищем подходящую нам причину. На все это можно сделать скидку. Но мы не готовы все же принять идею, что причины "в глубине, в которую всем лень залезать" просто нет.
Помню, в одной книжке обсуждалась идея Фреда Хойла о стационарной вселенной, которая расширяется, но постоянно в ней по всему объему возникает новое вещество, поэтому плотность ее остается постоянной. Ну, говорили противники, смешно же: возникновение вещества из ничего. Этого же не может быть. Но что в теории Большого взрыва вся вселенная возникла разом из ничего - это как-то не вызывает такого отторжения. Мне кажется, это потому, что в теории Большого взрыва момент случайности (возникновения из ничего), хоть и грандиозный, был все же один, а теперь-то все не случайно и у каждого следствия есть причина. А у Хойла этот процесс как-бы размазан по времени и происходит постоянно.