2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
 
 Re: Подьемная сила крыла
Сообщение16.11.2019, 23:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5287
ФТИ им. Иоффе СПб
realeugene в сообщении #1426308 писал(а):
Горизонтальный полёт самолёта возможен только при постоянной передаче окружающему воздуху вертикального импульса, получаемого самолётом от гравитационного поля Земли.

Про вертикальный импульс, передаваемый самолету от гравитационного поля - это сильно! Тензор потока импульса жидкости равен $\Pi_{ik}=p\delta_{ik}+\rho v_i v_k$ ($p$ - давление). Поэтому для переноса импульса не обязательно иметь поток газа, достаточно чтобы давление сверху и снизу было разное.

 Профиль  
                  
 
 Re: Подьемная сила крыла
Сообщение17.11.2019, 03:10 


27/08/16
10449
Emergency в сообщении #1426334 писал(а):
У меня наверное здоровенный пробел в механике, но какой вертикальный импульс у гравитационного поля и откуда он у самолета с нулевой вертикальной составляющей?
Наверное, пробел. Действующую на самолет силу тяжести умножьте на время, получите импульс.

-- 17.11.2019, 03:12 --

amon в сообщении #1426343 писал(а):
Поэтому для переноса импульса не обязательно иметь поток газа, достаточно чтобы давление сверху и снизу было разное.
Предоставлю вам самостоятельно оценить эту разность давлений на поверхности крыла в статике.

 Профиль  
                  
 
 Re: Подьемная сила крыла
Сообщение17.11.2019, 10:49 


17/10/16
4911
Когда я начинал эту тему, то плохо представлял себе этот вопрос (потому и начал). Сейчас я представляю его гораздо лучше. Уверен, что всем, кто хочет разобраться в этом вопросе, это будет интересно.

Начнем с сопротивления движению тел в воздухе. Ньютон - первый, кто дал какую-то модель этого явления - полагал, что все дело в площади поперечного сечения тела. Поток ударяется о тело спереди, передает ему импульс и... по сути все. За телом ничего интересного не происходит. Заметим, что сопротивление в этой модели зависит от плотности и скорости среды, т.е. от потока ее импульса, но никак не от ее вязкости. Такая характеристика, как вязкость, тут у среды вообще не предполагается. Все были уверены, что примерно так и нужно обьяснять сопротивление движению тел в воздухе.

Даламбер заметил, что это слишком грубое приближение реальной ситуации, т.к. поток здесь не подчиняется уравнению неразрывности. Вообще, у Ньютона рассматривалась не непрерывная среда, а скорее поток дроби. Даламбер не сомневался, что получит правильное значение сопротивления движению, если заменит поток дроби на непрерывную среду. Он рассмотрел обтекание цилиндра (его просто посчитать) в плоском случае средой, которая должна быть неразрывной. Трение он туда не включил, поскольку был уверен, что лобовое сопротивление от давления среды получается совершенно независимо от сопротивления трения. К тому же еще не было создано уравнений течения вязкой жидкости. Возможно считалось даже, что воздух просто не имеет вязкости. К своему удивлению он получил, что теоретически никакого сопротивления давления просто нет ни при какой скорости и плотности потока. Это было совершенно неожиданно. Сейчас можно подумать примерно следующее: "Ну конечно, какое же может быть сопротивление в жидкости с нулевой вязкостью? Глупый Даламбер". Однако Даламбер был уверен, что трение и давление на поперечное сечение - это совершенно независимые вещи. Еще раз напомним, что Ньютон расcчитывал сопротивление, вообще не нуждаясь ни в какой вязкости.

Релей экспериментально изучал обтекание цилиндра и попутно установил, что если цилиндр вращается, то на него действует сила, перпендикулярная потоку (эффект Магнуса). Применение модели идеальной жидкости к этому случаю показало, что она дает осмысленный ответ, т.е. в отличии от силы лобового сопротивления позволяет правильно раcсчитать силу, действующую на вращающийся цилиндр перпендикулярно движению потока. Предположим, что скорость поверхности вращающегося цилиндра складывается с той скоростью жидкости, которая получается на поверхности не вращающегося цилиндра в решении Даламбера. Заметим, что это не совсем соответствует поведению вязкой жидкости, скорость которой на поверхности была бы просто равна скорости поверхности цилиндра. Нам нужно наложить на решение Даламбера какое-нибудь потенциальное (идеальное) течение, которое добавит окружную скорость на поверхности цилиндра. Возьмем самое простое круговое течение c тангенциальной скоростью $U=1/R$. Полученный суммарный поток, просчитанный по уравнению Бернулли, создает правильную боковую силу.

Почему для лобового сопротивления получается бессмысленность, а для боковой силы - правильный результат? Потому, что наше круговое течение $U=1/R$ потенциально везде, кроме центральной точки. Сила приходится всегда именно на нее. Выделим некоторый обьем текущей жидкости. Если ее течение турбулентно, то каждая частица такого течения вращается вокруг своего центра и картина течения сложная. Но очень часто нам важно знать лишь суммарное вращение всех частиц внутри этого объема, т.е. циркуляцию. Тогда мы можем считать, что внутри этого обьема вращается всего одна частица в центре вихря, а весь остальной объем течет потенциально. Именно так мы и посчитали силу эффекта Магнуса. Мы могли повсюду работать с простым идеальным течением, а единственная не потенциальная точка в этом течении дала нам правильное значение силы.

Для простых потенциальных течений разработаны мощные методы преобразований, который позволяют преобразовать простое решение для обтекания вращающегося цилиндра в сложное решение для обтекания самых разных тел, в том числе и профиля крыла. Так Жуковский и Ланчестер поняли, что эффект Магнуса и подьемная сила крыла - это одно и то же. Только для цилиндра циркуляция создается его вращением, а для крыла - его несимметричностью. Мощь этого метода в том, что он устанавливает однозначное соответствие между силой, действующей на простой вращающийся цилиндр и силой, действующей на сложное не вращающееся крыло. Все свелось к тому, что для вычисления подьемной силы достаточно знать только циркуляцию скорости вокруг крыла, т.е. крыло можно просто заменить на вихрь с этой циркуляцией. Прандтль уже рассматривал крыло самолета, как ось, на которую нанизаны вихри с разной циркуляцией, распределенной по длине крыла.

Создатели теории крыла начинали с плоской задачи, т.е. обтекание крыла бесконечной длины. Решение, полученное для такого крыла, дает правильную подьемную силу, но все еще не дает никакого лобового сопротивления. Оно не позволяет подсчитать требуемую мощность двигателя, необходимую для полета, а это вторая важнейшая задача после подсчета подъемной силы. Кроме того, течение воздуха перед крылом выглядит такое же, как и за крылом. Получается, что набегающий на крыло поток уже имеет кинетическую энергию и импульс, хотя в реальности воздух перед и за самолетом ведет себя совершенно по разному. Этого я долго не мог понять. Оказалось, что в плоском случае ничего другого ожидать и нельзя. Это несоответствие исчезает, только если вместо бесконечно длинного крыла рассматривать реальное конечное крыло. В трехмерном случае можно организовать потоки неразрывной среды так, что воздух перед самолетом может оставаться спокойным. Замена бесконечного крыла на конечное приводит к следующим эффектам: 1- поток перед крылом становится спокойным, а за крылом приобретает энергию и импульс, 2 - появляется лобовое (точнее, индуктивное) сопротивление. Здесь много путаницы, так что нужно быть внимательным.

Сопротивление движению тела в потоке состоит из трех частей: трение, вихревое сопротивление и индуктивное сопротивление. Трение самое понятное, оно приводит к нагреву потока. Вихревое сопротивление сложнее. Вязкость жидкости с одной стороны приводит к появлению трения, а с другой - к изменению всей картины течения, что сказывается на распределении давления по поверхности обтекаемого тела. Она перестает быть совершенно симметричной, как в парадоксе Даламбера, и даже из-за очень малого трения возникает большая сила нескомпенсированного давления, которая добавляется к силе трения и может даже легко ее превышать. Поэтому вязкость одновременно приводит и к трению, и к давлению. Вихревое сопротивление (или иначе, сопротивление следа) можно считать переводом энергии движения в мелокомасштабную турбулентность, не имеющую импульса. Эти силы нельзя получить и исследовать раздельно, поэтому их сумму просто называют лобовым сопротивлением. Ничего этого нет в идеальной жидкости и вихревой теории крыла.

Индуктивное сопротивление - это расход энергии движущегося тела на придание потоку движения, имеющего не нулевой импульс. Т.е. в случае самолета - на удерживание его от падения. До пролета крыла воздух спокоен, после пролета - имеет вертикальный импульс и энергию. Она берется от двигателя, а он производит работу только против сил сопротивления движению. Значит, создание вертикального импульса сопровождается появлением еще одной силы сопротивления движению. Эта сила для бесконечного крыла равна нулю, т.к. там набегающий поток уже имеет импульс и энергию и двигателю нечего делать. Но для конечного крыла эта работа имеет вполне определенное значение даже в идеальной жидкости. Существует формула Прандтля-Мунка, которая утверждает, что для горизонтального полета самолету весом $W$ и размахом крыла $b$ со скоростью $U$ в среде с плотностью $\rho$ требуется мощность двигателя не менее, чем:$$P=\frac{2W^2}{ \pi \rho Ub^2}$$
Эта мощность расходуется не на трение, а исключительно на противодействие силе тяжести. Можно заметить, что она падает с увеличение длины крыла и скорости полета. В непрерывной среде невозможно создать вертикальный импульс, не придав среде движения в горизонтальном, перпендикулярном к полету направлении. Эта энергия образует концевые вихри, вкачивается в воздух совершенно зря и тратит энергию двигателя даром. Формула Прандтля-Мунка дает необходимую мощность двигателя для случая самого экономного придания воздуху вертикального импульса, когда ему придается минимально возможное горизонтальное движение, но все же окончательно от него не избавиться.

 Профиль  
                  
 
 Re: Подьемная сила крыла
Сообщение17.11.2019, 11:05 
Аватара пользователя


07/03/16

3167
realeugene в сообщении #1426366 писал(а):
Действующую на самолет силу тяжести умножьте на время, получите импульс.

Я почему-то думал, что силу надо брать результирующую. Иначе у нас получается, что самолет одновременно приобретает две скорости - вверх и вниз.
Мой пробел расширяется. :(

 Профиль  
                  
 
 Re: Подьемная сила крыла
Сообщение17.11.2019, 11:27 


17/10/16
4911
Emergency в сообщении #1426376 писал(а):
Мой пробел расширяется.


В законе Ньютона $Fdt=mdU$ справа стоит изменение импульса массы $m$, а слева - импульс силы $F$. Импульс силы - это эффект от силы $F$, действующей время $dt$. Если $dt$ устремить к нулю, а $F$ к бесконечности так, чтобы $Fdt$ оставалось конечным, то мы получим мгновенный импульсный удар - импульс силы. Он приведет к мгновенному ускорению массы $m$, и она получит этот импульс в виде $mU$. Отсюда название - импульс тела. На самолет постоянно действует импульс силы тяжести, и он передает его воздуху, который приобретает этот импульс в виде движения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Подьемная сила крыла
Сообщение17.11.2019, 11:52 
Аватара пользователя


07/03/16

3167
sergey zhukov в сообщении #1426378 писал(а):
В законе Ньютона $Fdt=mdU$ справа стоит изменение импульса массы $m$, а слева - импульс силы $F$.

Я видел не $F$, а $\sum _{i=1}^{n}{\vec {F_{i}}}$

 Профиль  
                  
 
 Re: Подьемная сила крыла
Сообщение17.11.2019, 14:08 


27/08/16
10449
Emergency в сообщении #1426376 писал(а):
Я почему-то думал, что силу надо брать результирующую. Иначе у нас получается, что самолет одновременно приобретает две скорости - вверх и вниз.
В законе сохранения импульса суммируются импульсы от нескольких различных сил. Их сумма, разумеется, равна нулю для равномерного прямолинейного полета. Что и означает, что воздух должен принять импульс силы тяжести, действующей на самолёт.

 Профиль  
                  
 
 Re: Подьемная сила крыла
Сообщение17.11.2019, 14:17 
Аватара пользователя


07/03/16

3167
realeugene в сообщении #1426394 писал(а):
В законе сохранения импульса суммируются импульсы от нескольких различных сил

Я понимаю, что можно написать и так, но мне это не нравится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Подьемная сила крыла
Сообщение17.11.2019, 14:37 


27/08/16
10449
sergey zhukov в сообщении #1426374 писал(а):
та мощность расходуется не на трение, а исключительно на противодействие силе тяжести. Можно заметить, что она падает с увеличение длины крыла и скорости полета.
Т. е. импульс силы тяжести самолёта, летящего на высоте в 10 километров, передаётся непосредственно поверхности Земли? Второй вариант, который я вижу - это что в следе самолёта воздух оказывается чуть менее плотным, и импульс силы тяжести самолёта поглощается архимедовой силой.

-- 17.11.2019, 14:38 --

Emergency в сообщении #1426397 писал(а):
но мне это не нравится.
Соболезную.

 Профиль  
                  
 
 Re: Подьемная сила крыла
Сообщение17.11.2019, 15:46 


17/10/16
4911
realeugene в сообщении #1426403 писал(а):
Т. е. импульс силы тяжести самолёта, летящего на высоте в 10 километров, передаётся непосредственно поверхности Земли?

Требование нулевого суммарного импульса для трехмерного объема жидкости остается в силе, как и в плоском случае. Так что в неограниченном океане несжимаемой жидкости даже конечное крыло, если уж быть совсем точным, уже получает на вход положительный вертикальный импульс с потоком, точно равный отрицательному импульсу, который оно отдает сходящему потоку. Только теперь этот бесконечный импульс распределен в трехмерном пространстве перед самолетом так, что суммарная кинетическая энергия этого же объема воздуха и его вертикальное перемещение даже за бесконечное время оказываются конечными. Поэтому мы можем говорить, что воздух по курсу самолета неподвижен. В идеальной жидкости никакой ее объем не может быть неподвижен, если в какой-то одной ее области происходит движение. А позади самолета импульс потока инвертируется, но в отличии от плоского случая кинетическая энергия потока не остается постоянной, а увеличивается за счет возникновения течений, перпендикулярных полету самолета (чего в плоском случае не было и быть не могло). На эти перпендикулярные течения на самом деле и уходит работа двигателя, а не на создание вертикального импульса. Так что в бесконечном трехмерном океане несжимаемой жидкости импульс все равно уже должен существовать по пути самолета.
Если же отбросить этот одуряющий бесконечный океан жидкости с бесконечной скоростью звука, то сжимаемость приводит к тому, что среда может принимать в себя вертикальный импульс в виде распространения волн сжатия/разряжения и накапливать его, пока не отдаст земле (или может нести вечно).

 Профиль  
                  
 
 Re: Подьемная сила крыла
Сообщение17.11.2019, 16:59 


27/08/16
10449
На самом деле, я был неправ, когда утверждал, что вихрь сам по себе импульс не несёт: поток вещества в жидкости пропорционален первой степень скорости, а поток импульса - второй, так что, горизонтальный вихрь сам по себе может уносить импульс. Другое дело, что на некотором расстоянии он распадается на более и более мелкие вихри, в конце концов, затухает. Но, неужели, крумномасштабный вихрь, уносящий первоначальный импульс, достигает поверхности Земли с высоты в десяток километров?

sergey zhukov в сообщении #1426417 писал(а):
Так что в неограниченном океане несжимаемой жидкости даже конечное крыло, если уж быть совсем точным, уже получает на вход положительный вертикальный импульс с потоком
Если быть точным, то при положительных углах атаки первоначально неподвижный относительно Земли воздух в системе отсчёта самолёта несёт импульс в направлении, перпендикулярном крылу.

sergey zhukov в сообщении #1426417 писал(а):
Если же отбросить этот одуряющий бесконечный океан жидкости с бесконечной скоростью звука, то сжимаемость приводит к тому, что среда может принимать в себя вертикальный импульс в виде распространения волн сжатия/разряжения и накапливать его, пока не отдаст земле (или может нести вечно).
Нет, звук там совершенно ни при чём. В игре там турбулентность. Она не звук. И связана не с конечной скоростью звука, а с вязкостью жидкости. Крупные вихри распадаются на более мелкие, те на ещё более мелкие, и так далее, энергия переходит к всё более мелким вихрям, вплоть до Колмогоровского масштаба, на котором турбулентная энергия уже перерабатывается в тепло за счёт вязкости воздуха.

 Профиль  
                  
 
 Re: Подьемная сила крыла
Сообщение17.11.2019, 18:26 


17/10/16
4911
По моему, вихрь содержит только момент импульса. А если его центр перемещается, то это от того, что на него наложено поступательное течение, которое и переносит импульс. Как тут помогает тот факт, что поток вещества пропорционален первой степени скорости, а поток импульса - второй?
Поэтому же нам без разницы, как быстро рассеивается вращательная энергия вихря. Хоть бы он даже полностью растерял всю кинетическую энергию через пять секунд. Момент импульса ведь не рассеиваются со временем, а перенос импульса так и вообще по моему с вращением не связан.

Турбулентность может обьяснить нам, куда девается энергия. Но она совершенно не способна обьяснить, куда девается импульс и момент импульса. Эти вещи в отличии от энергии не растворишь запросто в воздухе и не переведешь в тепло. Их можно только рассеивать по все большему и большему обьему. Если рассматривать сжимаемую жидкость, то унос вертикального импульса становится совершенно очевидным: волна сжатия/разряжения легко и прозрачно уносит импульс.

realeugene в сообщении #1426432 писал(а):
Если быть точным, то при положительных углах атаки первоначально неподвижный относительно Земли воздух в системе отсчёта самолёта несёт импульс в направлении, перпендикулярном крылу.

Да, мутная это тема, доложу я вам. Если предполагать, что воздушный океан бесконечен во все стороны, движение самолета однозначно определяет движение окружающей его трехмерной несжимаемой среды (допустим, среда и самолет были в покое, затем он ускорился и среда в этом случае приобретает однозначное поле скоростей) и что вообще существует стационарный режим полета (т.е при бесконечном времени полета по прямой поле скоростей вокруг самолета становится стационарным) я не вижу, каким образом импульс океана воздуха может оставаться нулевым. Похоже, включения в систему поверхности Земли не избежать. Или же нужно считать, что импульс может уходить в бесконечность с бесконечной скоростью, т.е по сути исчезать на бесконечности. Трехмерный случай позволяет предполагать такое, т.к. мы можем извлечь конечный импульс из телесного угла, открытого в бесконечность, и удалить его туда же без проблем, свойственных плоскому случаю.

 Профиль  
                  
 
 Re: Подьемная сила крыла
Сообщение17.11.2019, 19:56 
Заслуженный участник


20/08/14
11867
Россия, Москва
realeugene
Интересно. Что, в ламинарном потоке горизонтальный полёт крыла сложной формы с нулевым углом атаки (т.е. создающем подъёмную силу лишь за счёт разности давлений) невозможен? Даже на совсем малой скорости (помнится турбулентность зависит от скорости относительно среды)?

 Профиль  
                  
 
 Re: Подьемная сила крыла
Сообщение17.11.2019, 20:39 


17/10/16
4911
Dmitriy40 в сообщении #1426456 писал(а):
в ламинарном потоке горизонтальный полёт крыла сложной формы с нулевым углом атаки (т.е. создающем подъёмную силу лишь за счёт разности давлений) невозможен?

Учтите, что крыло ничего об окружающих его потоках не знает, а знает только давление на свою поверхность. Поэтому, если оно держится на одной высоте, то всегда и только из-за разности давлений. Никакого другого способа держаться в воздухе у крыла нет. Я так вижу, что вы разделяете подьемную силу от закона Бернулли и подьемную силу от отталкивания набегающего потока наклонным крылом. Не нужно это разделять, это в точности одно и то же. Отталкивание потока вниз и возникновение разности давления на разных сторонах крыла - это как выбрасывание реактивной струи из ракетного двигателя и давление, возникающее внутри дюзы и толкающее ее вверх. В точности аналогично.

 Профиль  
                  
 
 Re: Подьемная сила крыла
Сообщение17.11.2019, 21:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5287
ФТИ им. Иоффе СПб
sergey zhukov в сообщении #1426462 писал(а):
Отталкивание потока вниз и возникновение разности давления на разных сторонах крыла - это как выбрасывание реактивной струи из ракетного двигателя и давление, возникающее внутри дюзы и толкающее ее вверх. В точности аналогично.
Нет. Все, что нужно - это создать такой поток, чтобы давление сверху было меньше давления снизу. Для этого ничего никуда отбрасывать не надо (другое дело, что "отбрасывание" в вязкой жидкости само получается, создавая сопротивление). Висит же аэростат и не падает ничего не отбрасывая. Если применить к нему (аэростату), не боясь применения санкций, второй закон Ньютона в особо извращенной форме, как предлагает уважаемый realeugene, то снизу в висящий аэростат втекает импульс $pS,$ сверху - $(p-\Delta p)S,$ что и создает подъемную силу. Напоминаю, что тензор плотности потока импульса жидкости равен $\Pi_{ik}=p\delta_{ik}+\rho v_i v_k$ и в нем кроме члена, зависящего от скорости есть член, пропорциональный давлению. В стационарном режиме для идеальной жидкости, обтекающей крыло, остается только этот член.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 121 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.

Модераторы: photon, profrotter, Парджеттер, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group