Давайте упростим все еще сильнее. Представим себе, что воздух в полуплоскости перед крылом вертикально поднимается, воздух в полуплоскости за крылом вертикально опускается, а на крыле происходит изменение его движения на противоположное:
Тут по крайней мере понятно, откуда крыло берет импульс. Сложность в том, что крыло в этом случае всегда получает бесконечный поток импульса (и бесконечный вращающий момент) при любой конечной собственной скорости и любой конечной вертикальной скорости окружающего воздуха, т.к. вертикальный слой движущегося воздуха имеет бесконечную высоту. Все дело в том, что циркуляция скорости по контуру вокруг крыла здесь тем больше, чем больше контур. Она не постоянна, а так быть не должно. Да, вот еще (по моему, кто-то не понимает): вихрь воздуха и циркуляция скорости воздуха - это не одно и то же. Вихрь переносит вещество, циркуляция скорости по контуру не переносит ничего. Циркуляция скорости - это характеристика поля скоростей. Будет ли двигаться вещество в таком поле по замкнутым траекториям (вихрь) - это совсем другой вопрос. Например, вот здесь циркуляция скорости по контуру есть, а вихря вещества нет:
Нам нужно, чтобы поток импульса на крыло был конечен, т.е. плотность вертикального импульса у столба воздуха на единицу пути крыла должна быть конечной. Но это приводит к бесконечно малой скорости восходящего и нисходящего воздуха в этой модели.
Чтобы сделать модель более осмысленной, нужно задать такое распределение плотности вертикального импульса по высоте столба воздуха, чтобы на большом отдалении от крыла конечный импульс был распределен по этому столбу равномерно, а при приближении к крылу концентрировался бы в области перед крылом. Тогда скорость воздуха на большом отдалении от крыла стремится к нулю, а в непосредственной близости от него имеет конечное значение. Именно такое распределение вертикального импульса и дает вихрь типа
. Распределение вертикального импульса по пространству для такого вихря выглядит так:
По механизму возникновения подьемной силы эти два варианта совершенно идентичны, так что в модели с вихрем крыло поддерживается тем, что забирает вертикальный импульс у набегающего потока и отдает его сходящему. Набегающий поток здесь просто уже должен иметь вертикальный импульс. Твердая поверхность где-то внизу подразумевается, но ее можно отодвинуть в бесконечность и забыть. На прошлой картинке, где показано обтекание такого вихря, на самом деле показан переходный режим (слишком рано закончил расчет). Линии тока стационарного режима симметричны и выглядят так:
Поток набегает так же, как и сходит. Линии тока - перевернутые логарифмические кривые.
Это что касается простой модели с вихрем. Она плоха тем, что в этой модели вообще нигде нет спокойного воздуха, а движение воздуха перед и за крылом одинаково. Это кажется нереалистичным, т.к. мы чувствуем, что воздух перед самолетом не должен иметь вертикального импульса. Вообще он не обязателен и может быть нулевым, лишь бы за крылом он был отрицательным. Чтобы сделать набегающий поток действительно неподвижным, нужно учесть, что на крыло действует не строго вертикальная сила (обязательно лобового сопротивление). Здесь ситуация похожа на случай с воздушным змеем, который может летать в параллельном набегающем потоке только если нить наклонена (т.е. сила действует на змея не строго вертикально). Если нить змея строго вертикальна, то поток набегающего воздуха обязательно должен иметь вертикальный импульс.
Что касается реального крыла. Если мысленно выделить некоторый контур в потоке, и циркуляция скорости по нему будет не нулевой, то на объем воздуха внутри контура должна действовать реактивная сила. Это просто понять. Сложнее понять, почему же вокруг крыла в потоке возникает циркуляция скорости.