Касательно Вышинского.
Берем его книгу "
Теория судебных доказательств в советском праве". Открываем §25, страницу 177. Вышинский пишет, что regina probationum считалась наиболее серьезным доказательство в формальном средневековом праве, при этом regina probationum в своем развитии понимается как:
Цитата:
К этому в корне ошибочному принципу средневекового процессуального права либеральные профессора буржуазного права ввели существенное ограничение: "царицей доказательств" собственное признание обвиняемого становится в том случае, когда оно получено правильно, добровольно и является вполне согласованным с другими установленными по делу обстоятельствами.
Сам Вышинский пишет:
Цитата:
Этот принцип совершенно неприемлем для советского права и судебной практики
Буквально ниже он начинает писать о том, что если другие обстоятельства указывают на виновность обвиняемого, то надобности в признании нет, но если других обстоятельств нет, то суд и следователи должны просто к этому признанию виновного отнестись критично.
Вот только одна маленькая деталь: реальная regina probationum (и Вышинский это признает в первой цитате, хотя и критикует неких "либеральных профессоров") именно это и предполагала, т.е. признание виновного имеет вторичную ценность и то, если получено добровольно и согласуется с другими обстоятельствами дела, а если признание виновного - единственное доказательство, то тогда оно выступает в качестве "царицы доказательств", что по идее не должно умалять объективного подхода к этому признанию. Таким образом, по сути Вышинский сперва говорит, что концепция regina probationum очень плохая и не применима к советскому праву, но тут же другими слова её же и излагает. Именно из-за этого, а также нескольких иных моментов этакого двоемыслия на страницах данной книги и в работах Вышинского, на которых основана эта книга, в качестве издевательства к Вышинскому и приклеилась фраза "признание - царица доказательств".
Ну, что же, давайте, почитаем оригинал, начнем с последнего абзаца страницы 176 (имеется в виду страница в книге, а не номер в web-странице). Сделаем, так сказать, парафраз на тему.
Первый рассматриваемый абзац говорит о том, что обвиняемый должен быть полноценным участником судебного процесса (не должно быть его дискриминации в сравнении с экспертами и свидетелями)
В следующем абзаце критикуется абсолютизация показаний обвиняемого, т.е. «царицы доказательств»: показания обвиняемого не должны выделяться особо, в том числе и по причине возможного давления на него.
В следующем абзаце говорится о либеральных дополнениях к показаниям обвиняемого: про добровольность показаний, «правильный» процесс и согласованность с другими доказательствами.
В следующем абзаце поясняется, что не так с «царицей доказательств» с либеральными поправками в случае определенных обстоятельств. Если уж тебя приперли фактами к стене, то твои показания практически ничего не проясняют о произошедшем, делать из них «царицу» бессмысленно. Если ты при этом еще и уперся, то тебе надо срок добавить, т.к. тебе для исправления потребуется больше времени провести на свежем воздухе. Или наоборот, признал очевидное, осознаешь, что перешел черту – то уменьшить наказание.
В следующем абзаце рассматривается другой полярный случай, когда есть только показания обвиняемого и больше ничего. Автор в таком случае «советует» не верить показаниям обвиняемого на слово. Т.е. и в этом случае показания обвиняемого – не «царица доказательств». Автор предлагает господам следователям поработать над проверкой показаний и выяснить обстоятельства произошедшего.
В следующих абзацах (уже на 178 странице) говорится о практике - не бывает так, чтобы ничего выяснить не удается, и остались только «царица доказательств». А если новые обстоятельства / доказательства/ опровержения все же не обнаружились, то значит следователи не умеют работать и не внимательны (так он деликатно обозначил халтуру)
И т.п. Нет ни одного абзаца, где бы Вышинский не плюнул в «царицу». Никакого двоемыслия или извращения. «Царица» приклеилась к Вышинскому разве что у людей с мифологическим сознанием.
Тем более, нет видно никаких оснований для перестроечных историй, что на основании работ Вышинского нужно пытать обвиняемых для получения признательных показаний. А потом расстреливать, когда признаются.
Зато есть геббельсиана - масштабная и наглая ложь о тех временах.