К тому, что где-то очень рано, может быть в школе или даже до школы, система общественного воспитания делит людей на лидеров и отстающих, закрепляет это деление на последующих этапах обучения
Здесь я с Вами согласен, что это проблема и её надо решать.
Свои мысли по поводу того, каким должно быть школьное образование, я высказывал
здесь.
Что касается вузовского - это нормально, что не все студенты отличники. Одновременно с этим, ненормально, когда кто-то троечник. Это значит, что если человек стал троечником, ему нужно менять специальность, а не тянуть лямку, не доучиваться кое-как. Ещё можно сделать так же, как я предлагаю со школьным образованием - для тех, кто во что бы то ни стало хочет выучиться на данную специальность, дать возможность обучаться не четыре-пять-шесть лет, а столько, сколько для этого понадобится (возможно, с многократным прохождением некоторых курсов).
Неравенство между студентами объективно, и его не нужно маскировать, стремясь сделать всех студентов отличниками. Но это неравенство может выражаться, например, во времени, затраченном человеком на обучение, и на объёме полученных знаний и навыков (но не на их качестве).
Может, в странах, где уже сейчас задумываются о введении безусловного базового дохода, удастся реализовать что-то такое. Когда вместо того, чтобы зарабатывать на жизнь, люди смогут учиться столько, сколько захотят, и тому, чему захотят - возможно, меняя свою специальность несколько раз.