2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 ... 32  След.
 
 Re: Так кого же больше среди учёных - верующих или атеистов?
Сообщение23.12.2017, 10:11 
Аватара пользователя


20/03/12
267
СПб
realeugene в сообщении #1277866 писал(а):
metelev в сообщении #1277865 писал(а):
Дело в том, что опыт веры (и общения с Богом) у каждого человека свой.
Не означает ли это ваше утверждение, что все боги субъективны (у каждого верующего он свой, у политеиста их может быть много)?

Dmitriy40 в сообщении #1277869 писал(а):
Т.е. факты отсутствуют, опыт необъективен.


Кроме субъективного опыта, который внутри у каждого человека так или иначе есть, ещё есть Библия и ещё скоро Рождество, что означает что примерно 2018 лет назад родился Христос, который тоже много чего сделал и сказал. Если всю объективную сторону отрицать, конечно, видимо, дальше уже будет всё равно.

Walker_XXI в сообщении #1277901 писал(а):
Л.Эйлер был гениальным математиком, но не естествоиспытателем. Поэтому его религиозные взгляды интересны лишь в историко-биографическом контексте, но никак не в естественнонаучном.


Принялся отвечать, а потом подумал, что люди отрицают даже жизнь и смерть Христа, --- гораздо более убедительное свидетельство, чем свидетельство Эйлера. Это практически закон, любое чудо можно объявить "ошибкой измерения", ровно потому что по определению чудо повторить нельзя, на то оно и чудо. Собственно говоря, потому оно и называется чудо, а не естественнонаучный закон. И отсюда следует, что любой опыт, который человек пережил, будет объявлен (или может быть объявлен) субъективным и не имеющим обязательной свидетельской силы. Так проявляется уважение со стороны Бога к человеческой свободе. Если бы человек вынужден был поклониться Богу под действием неопровержимых доказательств, то это уже не называлось бы "вера", а как-то по-другому. И потому в каждом поколении вера возрождается, иногда из пепла, и каждый раз интересно как верил тот или иной человек, тем более неординарный человек.

 Профиль  
                  
 
 Re: Так кого же больше среди учёных - верующих или атеистов?
Сообщение23.12.2017, 11:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/12/05
9957
alesha_popovich в сообщении #1277913 писал(а):
если ученые и смогут в лаборатории воссоздать таки все условия, бывшие на Земле в момент предполагаемого зарождения, и там у них даже что то зародится
то это будет демонстрацией возможности самозарождения без постороннего вмешательства. И у науки в этом отношении совесть будет чиста.

 Профиль  
                  
 
 Re: Так кого же больше среди учёных - верующих или атеистов?
Сообщение23.12.2017, 14:05 
Аватара пользователя


20/03/12
267
СПб
Ещё одна вещь о науке и религии.

Если вспомнить опять Эйлера, он свои работы писал на латыни. Почему на латыни и почему после 18-го века она вышла из употребления?

По той простой причине, что латынь это богослужебный язык, и у латинян обязательный к употреблению --- так было в прошлом. Один из пунктов, на которых настаивали протестанты, перевод Библии на родные языки народов разных стран. После победы французской революции, и в целом секуляризма, совершенно естественно богослужебный язык оказался не нужен и из употребления исчез.

Так вот, с точки зрения науки: чем стала бы наука, если бы учёные не могли делится знаниями? А ведь Европа это множество народов, которые говорят на разных языках. И только латынь обеспечила возможность общения на самом трудном, начальном этапе.

Мне могут сказать, что латынь пришла вместе с культурой римской империи. Однако, греческий приходил тоже вместе с культурой Византии, и вот сколько сейчас людей говорить по-гречески в современной Турции? Или сколько людей в США учили язык индейцев, когда только начиналась колонизация и велись военные действия? Победители не учат язык побеждённого, а переводят на свои языки то, что считают нужным. То, что латынь стала языком Европы --- совершенно уникальная вещь, в истории аналогов нет. И конечно это прямой результат распространения христианства в Европе.

 Профиль  
                  
 
 Re: Так кого же больше среди учёных - верующих или атеистов?
Сообщение23.12.2017, 14:16 
Заслуженный участник


01/06/15
1149
С.-Петербург
metelev в сообщении #1277865 писал(а):
Dmitriy40 в сообщении #1277524 писал(а):
Потому есть ли сейчас (и последние почти 14 миллиарда лет) бог, нет ли его - абсолютно всё равно, он ведь никак не вмешивается и ничем не проявляет себя.


Проявляет. Дело в том, что опыт веры (и общения с Богом) у каждого человека свой. И поделиться им невозможно. Всё равно что объяснять, каков вкус апельсина человеку, который никогда не пробовал апельсинов. Но опыт веры можно обсуждать, если у собеседника имеется аналогичный опыт. Это, получается, уже беседа двух людей, которые пробовали апельсины.
Речь шла об объективном проявлении, об опыте, имеющем ценность для всех, а не для отдельного индивидуума (собственно это составляет научные знания и человеческую культуру в целом).

А если, как Вы утверждаете, опытом веры поделиться невозможно, то и обсуждать его с другими нет никакого смысла (разве что убивать время от отсутствия иных интересов и дел).

 Профиль  
                  
 
 Re: Так кого же больше среди учёных - верующих или атеистов?
Сообщение24.12.2017, 02:55 
Заслуженный участник


01/06/15
1149
С.-Петербург
metelev в сообщении #1277920 писал(а):
Кроме субъективного опыта, который внутри у каждого человека так или иначе есть, ещё есть Библия и ещё скоро Рождество, что означает что примерно 2018 лет назад родился Христос, который тоже много чего сделал и сказал.
Объективно существование Библии, однако из этого не следует объективность всего того, о чём она повествует. А рассказывается там (если принять это всё на веру) о чужом субъективном религиозном опыте, который по причине субъективности не имеет никакой ценности для других. Если же настаивать на ценности такого опыта, то он автоматически становится уже не субъективным, а объективным, т.е. проверяемым научным знанием, а вовсе не религиозным опытом. Таким образом, приобретя знание, вы лишаетесь веры.
metelev в сообщении #1277920 писал(а):
Если бы человек вынужден был поклониться Богу под действием неопровержимых доказательств, то это уже не называлось бы "вера", а как-то по-другому.
А вот тут Вы абсолютно правы. В связи с этим совершенно непонятны мотивы поиска доказательств существования Бога и чудес его. Ведь наличие доказательств - это знание, а не вера.
metelev в сообщении #1277920 писал(а):
по определению чудо повторить нельзя, на то оно и чудо. Собственно говоря, потому оно и называется чудо, а не естественнонаучный закон.
И тут Вы совершенно правы. А потому любые свидетельства и знания о чуде не имеют никакой практической и научной ценности - они никак не помогут нам предвидеть результаты своих действий и выбрать оптимальную линию поведения.

-- 24.12.2017, 04:23 --

metelev в сообщении #1277920 писал(а):
и каждый раз интересно как верил тот или иной человек, тем более неординарный человек.
И чем же интересен чужой субъективный опыт? Насколько я понимаю, вера, общение с Богом - дело интимное, что подтверждается и Вашими заявлениями об этом. И получается, что Ваш интерес к чужой вере сродни подглядыванию в щёлочку. И это тем более странно, если вспомнить что применить чужой религиозный опыт невозможно ввиду его субъективности.

metelev в сообщении #1277814 писал(а):
Резюме: нет оснований считать, что Эйлер был верующим "как все", есть основания считать что он противостоял потоку который увлекал очень многих его современников, в том числе людей науки. Леонард Эйлер был верующим ровно...
Как я уже упоминал, каким верующим был Л. Эйлер, как верил и чем руководствовался в своей религиозной практике, не представляет никакого интереса с естественнонаучной точки зрения.

metelev в сообщении #1277840 писал(а):
Бог создал человека свободным и не нарушает свободу человека ничем.
И только люди религиозные считают возможным не оставлять другим свободы выбора способа общения с Богом, а постоянно агитируют за свой единственно верный способ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Так кого же больше среди учёных - верующих или атеистов?
Сообщение24.12.2017, 19:30 
Аватара пользователя


20/03/12
267
СПб

(Оффтоп)

Walker_XXI в сообщении #1278199 писал(а):

Знаете, я тут не нахожу ничего такого о чём хотел бы поговорить. Чужой опыт всегда субъективный, обретает смысл когда у человека есть свой аналогичный, с которым он может чужой опыт сопоставить. Религиозный опыт здесь ничем не выделяется. По сути любая художественная книга даёт пример, как человек делится своим субъективным опытом с другими людьми. Что для науки значил роман "Война и мир"? Полагаю, ровным счётом ничего.

 Профиль  
                  
 
 Re: Так кого же больше среди учёных - верующих или атеистов?
Сообщение25.12.2017, 17:14 
Заслуженный участник


01/06/15
1149
С.-Петербург

(Оффтоп)

metelev в сообщении #1278372 писал(а):
Что для науки значил роман "Война и мир"? Полагаю, ровным счётом ничего.
Ошибаетесь. Науки бывают не только естественные.

Любой опыт, который представляет хоть какую-то ценность для другого, содержит объективную компоненту. Если Вы так не считаете, то значит мы не сошлись в терминологии.

 Профиль  
                  
 
 Re: Так кого же больше среди учёных - верующих или атеистов?
Сообщение03.01.2018, 19:54 


20/09/09
1903
Уфа
Я думаю, что религию и материализм можно будет примирить, когда будут созданы технологии, с помощью которых будет создан "этический" Господь Бог. Всемогущего Бога мы не сможем создать - этому мешают разного рода парадоксы типа "может ли Бог создать камень, который Он не сможет поднять". А вот искусственного "Великого Весовщика нашей совести" по Фазилю Искандеру вполне можно создать. Он будет сортировать души умерших после их смерти в разные области искусственного Загробного мира.

 Профиль  
                  
 
 Re: Так кого же больше среди учёных - верующих или атеистов?
Сообщение03.01.2018, 20:16 


22/01/17
138
Rasool в сообщении #1281006 писал(а):
Я думаю, что религию и материализм можно будет примирить, когда будут созданы технологии


Гинсбурга на одной из передач у Капицы спросили о его вере. Ответ был замечателен. "Мы православные атеисты" -ответил он. Капица заулыбался и его хохолок весело пошевелился.

 Профиль  
                  
 
 Re: Так кого же больше среди учёных - верующих или атеистов?
Сообщение03.01.2018, 20:59 


08/12/17
259
Rasool в сообщении #1281006 писал(а):
Я думаю, что религию и материализм можно будет примирить, когда будут созданы технологии, с помощью которых будет создан "этический" Господь Бог.

Ага, и случится это примерно никогда. Потому что во-первых сначала надо придумать некую общечеловеческую всемирную этическую систему, поддерживаемую всеми людьми, что очевидно невозможно. Потому что понятия о этике у всех свои, никакой объективной этики не существует. Единственное, для чего такой технологический Господь Бог может пригодиться - так это аналог современной пенитенциарной системы, чтобы от преступников даже после смерти не отставать. В любом другом случае в таком Боге нет никакого смысла - ведь если уж можно каким-то образом перемещать сознания после смерти в искусственный загробный мир, то лучше сделать его для всех раем.
Разумеется, ни к религии, ни к ее примирению с материализмом никакой из этих вариантов не будет иметь ни малейшего отношения - никакие технологии примирить науку с религией не смогут по определению. Ведь все, что входит в ведение науки (а значит и технологий, рано или поздно) автоматически выбывает из ведения религии - просто у религии отнимают еще одно белое пятнышко, которое она раньше затыкала. Ну отняли и отняли - ей не привыкать, а верующим как всегда все равно - у них ведь вера.

 Профиль  
                  
 
 Re: Так кого же больше среди учёных - верующих или атеистов?
Сообщение04.01.2018, 20:49 


20/09/09
1903
Уфа
alesha_popovich в сообщении #1281020 писал(а):
Rasool в сообщении #1281006 писал(а):
Я думаю, что религию и материализм можно будет примирить, когда будут созданы технологии, с помощью которых будет создан "этический" Господь Бог.

Ага, и случится это примерно никогда. Потому что во-первых сначала надо придумать некую общечеловеческую всемирную этическую систему, поддерживаемую всеми людьми, что очевидно невозможно. Потому что понятия о этике у всех свои, никакой объективной этики не существует. Единственное, для чего такой технологический Господь Бог может пригодиться - так это аналог современной пенитенциарной системы, чтобы от преступников даже после смерти не отставать. В любом другом случае в таком Боге нет никакого смысла - ведь если уж можно каким-то образом перемещать сознания после смерти в искусственный загробный мир, то лучше сделать его для всех раем.

Есть такое мнение известного советского и российского писателя М.А.Булгакова - определять каждого индивидуума в Загробный мир согласно его вере ("Мастер и Маргарита"):
Цитата:
“Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам, в присутствии моих гостей, хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория и солидна, и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие.”

Но в случае с атеистами тоже можно также обратиться к тому же Булгакову (“Белая гвардия”) – можно будет создать отдельный Рай для большевиков и неверующих:
Цитата:
Ну вот-с я и докладываю, как же так, говорю, господи, попы-то твои говорят, что большевики в ад попадут? Ведь это, говорю, что ж такое? Они в тебя не верят, а ты им, вишь, какие казармы взбодрил.
"Ну, не верят?" - спрашивает.
"Истинный Бог", - говорю, а сам, знаете ли, боюсь, помилуйте, богу этакие слова! Только гляжу, а он улыбается. Чего ж это я, думаю, дурак, ему докладываю, когда он лучше меня знает. Однако любопытно, что он такое скажет. А он и говорит:
"Ну не верят, говорит, что ж поделаешь. Пущай. Ведь мне-то от этого ни жарко, ни холодно. Да и тебе, говорит, тоже. Да и им, говорит, то же самое. Потому мне от вашей веры ни прибыли, ни убытку. Один верит, другой не верит, а поступки у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку, а что касается казарм, Жилин, то тут как надо понимать, все вы у меня, Жилин, одинаковые - в поле брани убиенные.

 Профиль  
                  
 
 Re: Так кого же больше среди учёных - верующих или атеистов?
Сообщение11.01.2018, 10:18 
Аватара пользователя


01/12/11

8634
Сейчас читаю про Галилея. Оказывается, несмотря на гонения, устраиваемые на него церковью, Галилей не перестал быть верующим.
Цитата:
Необходимо также подчеркнуть, что Галилей был глубоко религиозным человеком. Несмотря на судебный процесс и последующее за ним осуждение, он не отказался ни от религии, ни от церкви, он выступал лишь против попыток церковных властей помешать решению научных проблем. Последующие поколения вполне справедливо выражают свое восхищение Галилеем как символом протеста против догматизма и авторитарных попыток задушить свободу мысли. Однако самую важную роль он сыграл в создании современного метода научного исследования.

 Профиль  
                  
 
 Re: Так кого же больше среди учёных - верующих или атеистов?
Сообщение11.01.2018, 10:46 


27/08/16
9426
Ktina в сообщении #1283138 писал(а):
Галилей не перестал быть верующим.

В те времена тех, кто переставал быть верующим, банально сжигали на костре. Джордано Бруно, например, сожгли, когда Галилею было 36 лет. Да и он при этом не перестал быть верующим. Сожгли как еретика.

 Профиль  
                  
 
 Re: Так кого же больше среди учёных - верующих или атеистов?
Сообщение11.01.2018, 14:18 
Аватара пользователя


20/03/12
267
СПб
Раз пошла такая пьянка...

Все ли знают в этом благородном собрании, что французская революция провозгласила вместо религии "культ разума", выбрали "богиню разума" и т.д. и т.п. Замена религии на науку прямо провозглашалась как одна из доктрин революции. У Бунина есть рассказ, как он могилу девушки, провозглашённой тогда "богиней разума" потом на кладбище искал, много лет спустя. Про то, что умерла она в нищете.

(Сведения из википедии)

Культ Разума получил широкое распространение в период 1793—94 гг. После сентябрьских убийств и особенно после издания коммуной Парижа 24 ноября 1793 года декрета о запрете католического богослужения и закрытии всех церквей, церкви в Париже стали превращать в храмы Разума. В процессе дехристианизации 5 октября 1793 года григорианский календарь был заменён на французский республиканский календарь.

Первые варианты культа Разума появились за пределами Парижа. В сентябре—октябре 1793 года Жозеф Фуше организовывал празднества в департаментах Ньевр и Кот-д’Ор. В Рошфоре Леньело преобразовал приходскую церковь в «Храм Истины», где 31-го октября 1793 года шесть католических священников и один протестантский в торжественной обстановке отреклись от своей религии. Церемонии культа Разума сопровождались проведением карнавалов, парадов, принуждением священников отрекаться от сана, разграблением церквей, уничтожением или оскорблением христианских священных предметов (иконы, статуи, кресты и т. п.). Кроме этого, проводились церемонии почитания «мучеников Революции». Подобные события встречались также в других частях Франции. Наибольшего развития культ достиг в Париже, во время проведения «Фестиваля свободы» (фр. Fête de la Liberté) в Соборе Парижской Богоматери 10 ноября (20 Брюмера) 1793 года. В ходе церемонии, придуманной и организованной П. Г. Шометтом и проводимой внутри собора, артистка Парижской оперы Тереза-Анжелика Обри (1772—1829) короновалась как «Богиня Разума»[1]. Её образ стал основой для новеллы «Богиня разума» Ивана Бунина.


И в то же время одним из пострадавших в результате революции людей был Лавуазье, которому отрубили голову. Хотя не за научные занятия, но учитывая "научную" направленность революции в целом, можно сказать, что во славу науки.

Теперь я спрошу (себя или кого, не знаю), не сменил ли Лавуазье свои взгляды на науку, когда в тюрьме ожидал казни? Вряд ли. Как-то глупо даже и вопрос звучит.

(Оффтоп)

Чуть раньше тот же Лавуазье принимал участие в комиссии, работа которой закончилась постановлением французской академии наук, о том что камни с неба падать не могут, потому что там их нет. Цели были самые благородные. Невежественные граждане увязывали появление камней с громом. Явное же суеверие.

Чему нас это учит не буду писать.


-- 11.01.2018, 15:04 --

(Оффтоп)

realeugene в сообщении #1283146 писал(а):
Ktina в сообщении #1283138 писал(а):
Галилей не перестал быть верующим.

В те времена тех, кто переставал быть верующим, банально сжигали на костре. Джордано Бруно, например, сожгли, когда Галилею было 36 лет. Да и он при этом не перестал быть верующим. Сожгли как еретика.


Обвинения такого рода очень часто подставные.

Христа за что распяли? Потому что иудеям его учение не понравилось? Вовсе нет. Его объявили претендентом на престол, человеком идущим против кесаря, и казнь провели руками римлян в лице Понтия Пилата.

Так и про Бруно, когда я прочитал "От Адама и Евы он выводит родословную одних только евреев", нисколько не удивился.
http://arzamas.academy/mag/164-bruno

Так же как казнь Христа формально происходила из-за мнимых претензий на власть, казнь Бруно сейчас представляют как конфликт науки и религии. Ни то ни другое не верно. Если по-честному говорить и называть вещи своими именами, и то и другое чисто религиозный конфликт, христианства и иудаизма. Причём вполне возможно, что сам Бруно иудеем не был и свои взгляды только где-то почерпнул, а развил их уже сам от себя.

Можно посмотреть хоть на нашего Льва Толстого. За науку ли пострадал наш Лев Толстой и был ли он иудеем? Сомневаюсь я и в том и в другом. Но однако же вся риторика -- "не верю", "магия", религиозный рационализм, если так можно сказать (то же самодельное евангелие, как у Льва Таксиля и Владимира Рудольфовича Соловьёва, телеведущего нашего, который по настоящей фамилии не Соловьёв, ну и ладно). Всё это очень похоже на то, что воспроизводится от лица "всего прогрессивного человечества", но о чём человечество конечно и не помышляет.

Вот ещё в голову приходит, недавно прочитанное, Александр Исаевич разбирает автобиографическую книгу Юрия Нагибина: "Итак, автор — полностью русский по происхождению? Но тут же: “я начал как-то глухо сопротивляться столь желанному дару”. “Как только я окончательно и бесповоротно установил свою национальную принадлежность, сразу началось резкое охлаждение к тому, что было мне вожделенно с самых ранних лет”. “Узнавание [истинного отца] прибавило мне ненависти, омерзения”, — так понять, что к простонародной русской толпе, за расправу её с отцом, — “но не любви”;"
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2003/4/sol.html

Это ещё один пример к тому, что "чистота крови" здесь вовсе не обязательна и то, что люди обозначают как иудаизм или еврейство, как внутри себя, так и вовне, вовсе не национальный характер носит, а скорее вероучительный, даже если не оформлено напрямую как вероисповедание.

С Галилеем, конечно, другое. Галилей ставил под сомнение авторитет людей, которые тогда представляли церковь, а не самой веры. Он шёл против "начальства", если так можно сказать, а не против Христа. Для меня разница существенная.

 Профиль  
                  
 
 Re: Так кого же больше среди учёных - верующих или атеистов?
Сообщение11.01.2018, 19:12 


08/03/17

90
Во времена Галилия два тысячелетия (а по сути, в восприятии того времени «всегда») господствовало представление Аристотеля, что область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, тлена и непостоянства. Согласно Аристотелю все тела в «подлунной» области состояли из низших элементов: земли, воды, воздуха и огня — в отличие от эфира, из которого состоял идеальный «надлунный» мир. Как следствие, эксперимент в то время не имел нынешнего смысла — ведь земной мир тленный, не истинный. В познании поэтому также господствовала аристотелевская школа философии, согласно которой отправным пунктом познания является наблюдение, однако истинное знание можно получить только благодаря деятельности ума, способного к созерцанию высших принципов знания непосредственно.

С другой стороны, религия в то время — это основа мировосприятия, глобальная система взглядов, церковь участвовала во всех сферах жизни человека и имела огромный авторитет — например, так как несла практически все социальные функции, а также представляла определённый противовес власти государственной. Поэтому ересь в то время — это натурально посягательство на ценности общества, внесение смуты.

И астрономические наблюдения Галилея, которые опровергали представление о принципиальном отличии миров, фактически объясняя мир единым и познаваемым, раздвигая границы познаваемого, наполняя познание универсальным смыслом изучения законов всей природы — как раз такой ересью и могли считаться. К тому же учитывая, что наблюдаемое в телескопе тогда попросту ещё не воспринималось, как доказательство чего бы то ни было. Тем не менее в массе люди адекватны, а в церковной среде в то время ещё и наиболее образованные, поэтому и им становилось очевидно, что новые веяния достойны внимания.
***

Кстати, идею эксперимента, как самостоятельного исследовательского метода, по-видимому первые выдвинули ещё английский математик и естествоиспытатель монах Роджер Бэкон и канцлер Оксфордского университета епископ Роберт Гроссетест, жившие на рубеже 12 — 13 века, которые уже тогда призывали опираться на математический расчёт, эксперимент и наблюдение. Правда, важность математики в то время тоже обосновывалась своеобразно — в том числе утверждением Библии, что бог создал мир «мерой, числом и весом», по-видимому, берущим начало в пифагорейской школе с её религиозно-мистическими представлениями о подчинении мира гармонии чисел («числа правят миром»).

Совершенно революционными для своего времени выглядят идеи кардинала Римской католической церкви Николая Кузанского, крупнейшего немецкого мыслителя XV века, философа, теолога, учёного-энциклопедиста, математика, церковно-политического деятеля (цитата из Википедии):
Цитата:
С именем связаны также важные натурфилософские представления о движении Земли, которые не привлекли внимания его современников, но были оценены позже. Заметно опередив своё время, он высказал мнение, что Вселенная бесконечна, и у неё вообще нет центра: ни Земля, ни Солнце, ни что-либо иное не занимают особого положения. Все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, вполне возможно, обитаемы, хоть их жители могут быть несоизмеримыми с земными. Почти за два века до Галилея он утверждал: все светила, включая Землю, движутся в пространстве, и каждый наблюдатель вправе считать себя неподвижным.[10]. Видимое движение небосвода он объяснял осевым вращением Земли. У него встречается одно из первых упоминаний о солнечных пятнах. Николай Кузанский сомневался в астрономической точности юлианского календаря — и призывал к календарной реформе (эта реформа долго обсуждалась и была реализована только в 1582 году)[11].

Астрономические труды Николая Кузанского, по мнению историков науки, оказали (прямое или косвенное) влияние на взгляды Коперника, Джордано Бруно и Галилея[11].

***

Всё когда-то было целым, а потом, аналогично процессам разделения труда, выделялось в отдельные области знания, которые не отменяли друг друга, а просто были другими, исследуя мир в своих явлениях. Что не отменяет ни их взаимного дополнения и обогащения, ни пересечений и потому споров.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 472 ]  На страницу Пред.  1 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 ... 32  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group