2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 18:31 
Аватара пользователя


21/09/12

1871
arseniiv в сообщении #1273188 писал(а):
это же в школе на географии проходят, даже раньше десятого класса
Во втором, на природоведении. Забыть можно и школьный материал, тем более что он в младших классах не перекрывается зачётами и ЕГЭ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 19:25 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
atlakatl в сообщении #1273226 писал(а):
arseniiv в сообщении #1273188 писал(а):
это же в школе на географии проходят, даже раньше десятого класса
Во втором, на природоведении. Забыть можно и школьный материал, тем более что он в младших классах не перекрывается зачётами и ЕГЭ.

Я смутно вспоминаю, что нам действительно давали это в младших классах. Но объяснения я так и не понял. Для второклассника оно не совсем тривиально. Так что реально это наверное уже физика средних классов, если не старших. Я бы отнес этот факт к элементу гуманитарного образования в младших классах, и элементу естественнонаучного в старших.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 19:57 


10/03/16
4444
Aeroport
Mishka_Barni в сообщении #1273189 писал(а):
А вот и нет, никакая это не модель. Нет никаких "наказания паттернов"... нет этого ничего. Социуму вообще ничего не нужно. Он просто есть.


Гуманитарное образование такое гуманитарное :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 20:33 
Аватара пользователя


11/12/16
13850
уездный город Н
ozheredov в сообщении #1273259 писал(а):
Гуманитарное образование такое гуманитарное :mrgreen:


ИМХО, Вы просто назначили человека, с которым не согласны "гуманитарно образованным". Кстати, тоже с ним не согласен.
Гуманитарные науки, особенно в стыке с когнитивными науками, анализом данных и прочими ИИ (насколько понял, близкими Вам) вызывают наибольшие опасения в плане построения "о нового дивного мира".

(кого считать образованным)

в юности занимался любительской радиосвязью на КВ.
А так как одним из KPI этой деятельности есть количество "стран", с которыми установлена радиосвязь, то знал наизусть все страны мира, плюс отдельные удаленные территории, острова и архипелаги, засчитывающиеся за отдельные страны... Их префиксы позывных и столицы до кучи.
И очень удивлялся, как образованный человек может не знать про страну Кирибати, и про столицу соседнего государства (Тувалу) - город Фунафути (upd: впрочем поселок на столичном атолле до города не дотягивает).

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 20:37 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
atlakatl в сообщении #1273226 писал(а):
о втором, на природоведении. Забыть можно и школьный материал, тем более что он в младших классах не перекрывается зачётами и ЕГЭ.
Я точно помню, что хотя бы в средней школе было что-то о тропиках и полярных кругах, к примеру, и вообще разделы о климате это знание подразумевают, и мелкие напоминания там должны быть. Думается, можно быть настолько удачливым, что проморгать вообще всё что угодно, а если и не проморгать, то недостаточно запомнить и забыть; в учебниках же громадная куча повторений есть чуть ли не для каждого предмета в каждом классе. Если так хочется поговорить о них, придётся начать говорить о конкретных. Я не готов читать сейчас это разнообразие, а вы?

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 20:54 
Аватара пользователя


21/09/12

1871
arseniiv в сообщении #1273268 писал(а):
Если так хочется поговорить о них, придётся начать говорить о конкретных
Говорить о куче - т.е. предъявлять её - дело опровергающего. Но вот учебник 5 класса Лорджанидзе:
Изображение в
Я по такой картинке и с таким объяснением и сейчас ничего не понял бы. Всё путает осевое вращение Земли. Представить эти два вращения в единстве трудно. До 50-х годов в школах были спецмодели Солнце-Земля для этого урока - теллурий. Сейчас такого нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 21:50 
Заслуженный участник


27/04/09
28128

(Времена года)

Ну, ваш выбор и не обязательно репрезентативен. Насколько популярен этот учебник? Что по той же теме есть в учебниках следующих классов того же курса? (Обычно ведь они объединяются одни с одними, другие с другими.) Это если вдруг хотите продолжить.

atlakatl в сообщении #1273272 писал(а):
Говорить о куче - т.е. предъявлять её - дело опровергающего.
Вот потому и не хочу. :-)

atlakatl в сообщении #1273272 писал(а):
До 50-х годов в школах были спецмодели Солнце-Земля для этого урока - теллурий.
Ой, ну уж это точно не обязательно (по-моему). Никаких теллуриев не видывал, хотя картинки без лишних деталей — да, и достаточную массу. А вот как по небу какого-нибудь места на поверхности Земли перемещаются Солнце и Луна, уяснил не тогда же, когда про времена года, хотя в принципе мог бы и пораньше — не задавался вопросом как-то.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 22:11 


10/03/16
4444
Aeroport
EUgeneUS в сообщении #1273267 писал(а):
ИМХО, Вы просто назначили человека, с которым не согласны "гуманитарно образованным".


Человек безапелляционно утверждает все что ему нравится, корректность определений и практическая проверяемость утверждений его не колышет :) Я его понимаю.

EUgeneUS в сообщении #1273267 писал(а):
Гуманитарные науки, особенно в стыке с когнитивными науками, анализом данных и прочими ИИ (насколько понял, близкими Вам) вызывают наибольшие опасения


Я почему-то считаю что начиная с определенного уровня такие химеры будут нежизнеспособны.

-- 08.12.2017, 22:12 --

EUgeneUS

Вы и с городом Фунафути связь установили? :shock: И что они вам сказали??

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение08.12.2017, 22:24 
Аватара пользователя


11/12/16
13850
уездный город Н
ozheredov в сообщении #1273296 писал(а):
Человек безапелляционно утверждает все что ему нравится, корректность определений и практическая проверяемость утверждений его не колышет :) Я его понимаю.


И я его понимаю, и Вас понимаю. Но это не повод клеить ему ярлык "гуманитарное образование". Как минимум по одной причине: этот ярлык не такой уж трешевый.

ozheredov в сообщении #1273296 писал(а):
Я почему-то считаю что начиная с определенного уровня такие химеры будут нежизнеспособны.


Я почему-то считаю, что такие химеры "сожрут" других химер и "не химер". Но это разговор "в пользу бедных и прочих футурологов". Поживем, увидим, благо для этого не потребуется уж очень много времени.

ozheredov в сообщении #1273296 писал(а):
Вы и с городом Фунафути связь установили?


С личного call-sign нет, разве что телепатическую :-( Впрочем Сев. Корея была бОльшим DX-ом.

ozheredov в сообщении #1273296 писал(а):
И что они вам сказали??


"На Тау-Ките условия не те", или что-то подобное. :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение09.12.2017, 07:11 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
EUgeneUS
А я вот как-то всю жизнь с географией связан. Причем все время косвенным образом.
В детстве сильно интересовался футболом. Так что географию СССР знал в большой степени по командам класса Б чемпионата СССР. Там их было порядка 200. Так что у меня город всегда был в связке с клубом. Типа Ширак Ленинакан, или Дила Гори. Я и сейчас помню названия клубов из этих городов. Хотя и города уже могут называться по-другому, и клубов давно нет. А сейчас знаю географию стран по продажам на ebay. Так что из белых пятен у меня только Африка. Сейчас вот наверное многие знают географию Сирии, а года три назад названия половины населенных пунктов Донецкой и Луганской областей.
А вообще-то вот вдруг вспомнил. В моем детстве в книжных магазинах продавались очень подробные карты стран мира. Так я ими все стены у себя в комнате завешивал. Это создавало какой-то уют в комнате.

-- 08.12.2017, 20:55 --

Вообще любопытно было бы составить примерный список областей, с которыми образованный человек на ваш взгляд должен быть на достаточно короткой ноге.
Приведу свой список. Без приоритетов, просто как вспомнится:
1. Всемирная история и история своей страны.
2. География зарубежных стран, своей собственной и ближнего зарубежья.
3. Художественная литература с древнейших времен по середину 20 века.
4. История мировой и российской живописи.
5. Классическое кино примерно до 70-х годов 20 века.
6. То что называется классической музыкой. Музыкальные жанры и направления.
Желательно знание нотной грамоты и умение играть хотя бы на одном инструменте.
7. Балет, танцы и их разновидности. Желательно и самому уметь танцевать.
8. Базовые знания по естественным наукам в пределах советской школьной программы. Математика, физика, химия, биология, астрономия. Желательно более чем школьные знания в хотя бы в одной из этих дисциплин или интерес к научно-популярной литературе в этих дисциплинах.
9. История спорта. Желательно, но не обязательно личное активное времяпрепровождение. Не обязательно физкультура. Возможно просто активное взаимодействие с природой.
10. Социальную активность в любом виде не считаю обязательной. Так-же интерес к политике-экономике не обязателен. Если честно, последнее время склоняюсь к мысли что даже более уважаю людей, которые вообще не интересуются политикой и экономикой. Эти вещи зачастую совершенно бесполезны. К тому-же съедают массу времени, эмоций и духовных сил, которые гораздо полезнее расходовать в других направлениях.
Может что и забыл.

В прежние времена в сферу образования мужчин входило умение ездить верхом, фехтовать, стрелять из какого-нибудь вида оружия, плавать, танцевать. В общем все то, что помогает мужчине защитить себя, своих близких, ну и в случае чего послужить родине.
Сейчас я бы оставил такие вещи как знание какого-нибудь из видов единоборств, гимнастика, танцы, плавание, какие-нибудь игровые виды спорта с мячом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение09.12.2017, 14:19 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
fred1996 в сообщении #1273396 писал(а):
В прежние времена в сферу образования мужчин входило умение ездить верхом, фехтовать, стрелять из какого-нибудь вида оружия, плавать, танцевать. В общем все то, что помогает мужчине защитить себя, своих близких, ну и в случае чего послужить родине.
Кстати, в процессе эволюции человечества подобные оценки претерпели забавное искажение.

Первоначально (и довольно долго, вплоть до начала Нового времени по крайней мере) под "образованным человеком" те, кого это интересовало, понимали в первую очередь наличие профессиональных знаний, умений и навыков. Вышепроцитированный набор, например - это норма для сословия, профессиональными задачами которого были война и передача власти по наследству (отсюда и сочетание "комплекса ГТО" с умением общаться с дамами). Человек, умеющий что-то сверх этого, но не умеющий делать то, что входит в его прямые обязанности, воспринимался обществом как минимум неоднозначно. Удивление/одобрение/восхищение вызывал только человек, умеющий все, что положено в рамках "профессионального минимума", но отличавшийся и сверх этого какими-то повышенными познаниями или возможностями. Важно, что именно "сверх", а не "вместо".

Сейчас ситуация принципиально поменялась. Любой подобный список представляет собой набор умений просвещенного дилетанта, требование в первую очередь уметь то, что положено, к нему явно не прилагается. Ну а тогда возникает вопрос - есть ли в этом сейчас хоть какой-нибудь смысл?

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение09.12.2017, 14:55 
Аватара пользователя


15/04/15
1578
Калининград
Pphantom в сообщении #1273436 писал(а):
Ну а тогда возникает вопрос - есть ли в этом сейчас хоть какой-нибудь смысл?

Быть на высоте ( во всех смыслах) и выжить на грани

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение09.12.2017, 16:18 


08/12/17
340
fred1996 в сообщении #1273396 писал(а):
Приведу свой список.

Какой хороший список. Если кто-то захочет максимизировать количество абсолютно практически бесполезных знаний в своей голове, наверное сложно будет найти лучшую программу обучения. А вот является ли объем таких знание мерой образованности - можно и поспорить.

А о чем спорим то, собственно, господа? Сначала было бы неплохо с понятиями определиться. Что такое образованность? На мой взгляд, образованность - это понимание человеком мира, в котором он живет. Да и способность это понимание при необходимости использовать тоже не помешает. Отсюда и пляшем.
Отсюда, по короткому размышлению, я прихожу к такому списку:

    1) XXI век, как ни крути, век науки и технологий. А значит, знания именно в этих областях необходимы всякому, кто хочет казаться образованным. В частности, умение "на ты" общаться с компьютером и другими современными бытовыми устройствами, умными и не очень - вообще должно цениться так же, как простое умение писать. Чем бы ни занимался современный человек, он обязательно столкнётся с технологиями, скоро, наверное, уборщицам нужно будет уметь настраивать роботов пылесосов. Не говоря уже о всяких офисных работниках, которые нынче умудряются тормозить рабочий процесс, отнимая время и у себя, и у окружающих, и тратя его на разборки с этой магической шайтан-коробкой, которая вообще то - их основной рабочий инструмент.
    Сюда, разумеется, входит не только знание каких то конкретных устройств и программ, но и понимание общих принципов устройства и обработки и передачи информации в информационных системах.

    2) Не менее важно в современном мире и понимание общих принципов экономики и финансовая грамотность. Вместо изучение классиков кино и литературы гораздо полезнее, на мой взгляд, потратить его на изучение классиков экономической мысли. Потому что, вы уж извините меня, но я не буду считать образованным человека, вложившегося в какой-нибудь очередной МММ и потерявшего там все свои деньги, пусть он хоть Пушкина с Достоевским наизусть цитирует. Впрочем изучать, конечно, не классиков экономики как таковых стоит, а современные учебники разного уровня (тут уже от интересов зависит). Сюда же можно и базовую юридическую грамотность добавить, знание законов своей страны.

    3) Знать историю начиная с древности нет никакой необходимости. Для достижения указанной цели вполне хватит знания примерно начиная с XIX века и до наших дней. Именно в этот период происходили основные события, сформировавшие современный нам мир. Без этого знания может быть сложно понять многие современные общественные и политические институты, хотя, конечно, не невозможно. Если кому удастся разобраться в этом без изучения истории - честь ему и хвала.
    Интерес к литературе и кинематографу, будь то классических или нет, совершенно не обязателен. В данном контексте он может помочь в понимании всего вышеописанного, ведь иногда художественное произведение может помочь закрепить понимание определенной тематики, в которой оно написано. Но тут стоит быть осторожным и не заразиться субъективными взглядами автора, которые зачастую могут быть далеки от адекватности.

    4) Про естественные науки что-то я совсем забыл. Знание на уровне школьной программы, безусловно, необходимо. Но есть вещи, которые в школе или не дают вообще, или упоминают вскользь, не заостряя особо внимания, а жаль. В частности, необходимо базовое понимание философии науки. Понимание современной научной парадигмы в области биологии, медицины, физики. Понимание места теории в естественных науках, критериев истинности - например фальсифицируемости, бритвы Оккама и принципов их применения в указанных науках.

    5) Впрочем, все вышеперечисленное меркнет перед самым главным навыком, без которого никто в современном мире не может считаться образованным - высокой обучаемостью. Потому что можно выучить кучу наук, но через 5 лет огромная часть ваших знаний скорее всего устареет, и превратитесь вы в снова в неуча. Все это не имеет никакого значения, когда критерий образованности у нас - способность цитировать древних писателей, но стоит вылезти из этого уютного мирка в реальный мир - и оказывается, что ваши знания уже стали абсолютно бесполезными. А то и вредными, если это запавшая в память опровергнутая научная теория.
    Это в XX веке можно было выучиться один раз и всю жизнь сидеть на заводи точить гайки, и неплохо жить при этом. Сейчас же круговорот профессий значительно ускорился и будет ускоряться в будущем, так что способность к обучению новому, необходимая для этого способность к перевариванию огромного количества информации в ограниченные сроки, к поиску и просеиванию этой информации в огромных информационных потоках - жизненно необходимый навык. Особенно, учитывая что низкоквалифицированные профессии - первые кандидаты на вымирание.

Хотя, конечно, можно подождать когда во всем мире введут базовый безусловный доход, и тогда снова можно будет лежа на диване плевать в потолок, учить классиков литературы, музыки, живописи, меряться выученным с такими же продавливателями диванов и считать себя образованным. Пока необразованные неучи создают мир, в котором ваше беззаботное лежание стало возможным.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение13.12.2017, 02:16 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Pphantom
Вы знаете, ремесло я как-то сразу вынес за скобки, поскольку это слишком узкая специализация и вряд-ли поможет в общении. Достаточно наверное упомянуть просто о наличии. Хотя, для многих видов деятельности это не обязательно.

alesha_popovich
Про умение обращаться с различными гаджетами и ориентироваться в современных технологиях я не писал сознательно, потому что на мой взгляд это действительно типа уметь читать и писать в былые времена, а с другой стороны не забывайте, что мы еще живем в переходный период. И если для молодого поколения все эти навыки типа как дышать, то у старшего поколения все эти навыки вызывают известные трудности. И если я, например, еще лет 20 назад был с компьютерном на ты, то сейчас мне все труднее и труднее разобраться сходу в том, что вываливается на рынок технологий буквально ежемесячно. И те же проблемы возникают у моих сверстников. Тем не менее я не могу на этом основании записать нас в необразованцев.
Далее, из того что я перечислил, большинство входит в культурное наследие человечества, и не имеет непосредственного утилитарного смысла. Но если замыкаться только на вещах, приносящих "пользу", мы в конце концов выродимся в общество дебилов, которым гуманитарные гуру смогут внушить что угодно. Ведь свято место пусто не бывает. А потребность в общечеловеческих гуманитарных вещах у любого человека присутствует, поскольку человек кроме самоценносит еще и социальное существо. Общемировая культура в перечисленных мной пунктах еще является и известным предохранителем от появления различных фюреров. Чем менее образована толпа в гуманитарном плане, тем легче ею управлять.

 Профиль  
                  
 
 Re: Кого можно считать современным образованным человеком?
Сообщение13.12.2017, 02:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
Pphantom в сообщении #1273436 писал(а):
Сейчас ситуация принципиально поменялась. Любой подобный список представляет собой набор умений просвещенного дилетанта, требование в первую очередь уметь то, что положено, к нему явно не прилагается. Ну а тогда возникает вопрос - есть ли в этом сейчас хоть какой-нибудь смысл?

Я Вас сейчас, наверное, не понял. Вы имеете в виду, что "образованный человек" в нынешнем понимании - это такой своего рода Васисуалий Лоханкин? Ну, возможно, с несколько более широким кругом интересов. Но главное - что он сам к себе не предъявляет требование хорошо знать, скажем упрощённо, положенное по рабочим делам, а другие и не против этого положения? Если это имеется в виду, что чьё это "нынешнее понимание"?

Потом, наверное, ещё что-нибудь скажу. Тема начиналась как совершенно... ну, сами понимаете какая. Сейчас у неё появляется несколько другой оттенок (не говорю, что он лучше прежнего).

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 82 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group