ничто не мешает сложиться ситуации, когда и нет никакого ответа, и нам уже известны все подробности рассматриваемого явления, какие есть, но мы об этом не знаем.
Вы круче Сократа. У того было: "Я знаю, что ничего не знаю", а у Вас: "Я не знаю, что чего-то знаю".
Ситуация в целом понятная: слов, которые обозначали бы только то, что нужно, и при этом вызывали бы необходимые ассоциации, нет, а если развернуто объяснять что да как, весь эффект пропадет
Я думаю, что ситуация проще: Можно предположить, что "корневая причина всего" есть нечто разумное или нечто неразумное. Эйнштейн просто продемонстрировал, что первый вариант видится ему ничуть не менее здравым, чем второй. Вряд ли он по ошибке употребил не совсем подходящее слово.
с кратким объяснением, как за вопросом о смысле жизни может стоять вполне конкретная решаемая задача, я, видимо, не справился
Ну, какие-то попытки объяснений я вижу, а конкретного ответа - нет. Вообще, тема, на которую Вы ссылаетесь, не вызвала у меня интереса. Ибо туда пришли люди, которым нужны однозначные ответы (как в технических дисциплинах), но пришли-то они туда, где однозначных ответов нет и быть не должно.
Как по-вашему все должно выглядеть? Мы наблюдаем множество явлений, которым можно придумывать объяснения, при этом они оказываются распределены по нескольким классам, для каждого из которых есть своя теория. Потом выясняется, что в процессе уточнения этих теорий то тут, то там удается какие-то из них объединить, охватив одной теорией явления, которые сперва казались имеющими совсем разную природу. И вот процесс идет, основные явления, через которые, как нам кажется, мы могли бы объяснить все прочие, объединяются во все более обширные классы, количество которых постепенно снижается,
По-моему, это выглядит как естественное свойство человеческого сознания упорядочивать (сжимать) знание.
и тут мы вдруг говорим: «Стоп! Надоело. Если так дело пойдет и дальше, все окажется в одной куче, и нам останется только исследование какие-то частных проблем. Давайте, пока не поздно, остановимся и перейдем к исследованию каких-то частных проблем!»
И по-моему, Вы зря беспокоитесь что "всё окажется в одной куче" и всё знание сведётся к одному звуку:"А"!
Вот смотрите, если мы описываем предметную область независимыми бинарными признаками (т.е. "да" или "нет"), то количество вариантов реализации предметной области, которое мы можем описать, составляет
, где
- количество признаков. Это один из примеров неплохого сжатия описания (вместо того, чтобы давать каждому варианту отдельное имя). И никто же не боится, что всё сведётся к одному признаку и больше нечего будет исследовать.
А это вот пример странной концепции на тему науки
Видимо они неизбежно сопровождают любое беспокойство.
Похоже, что вы склонны любую концепцию трактовать психотерапевтически - как "беспокойство". Скажу по чести, моя концепция заката цивилизации в результате превращения конструктивного поиска знаний в религию, не так уж сильно меня беспокоит, ибо я вижу множество куда более вероятных вариантов заката цивилизации.